Как изучался Мировой океан?

В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже — описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Север­ного морского пути.

Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVIIXVIIIв.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I. Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770—1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773—1837) на парус­ных судах «Надежда» и «Нева» в 1803—1806 гг. начались круго­светные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.

В результате проведенных исследований уточ­нена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший на­учный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана.

В 1815—1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788—1846) на шлюпе «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива — залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик Эмилий Христианович Ленц (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.

Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864—1882. Фёдор Петрович Литке (1797— 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Бе­лое моря. Совершил два кругосветных плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукот­ку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и опи­сание своих путешествий, Ф. П. Литке — один из создателей Рус­ского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

В 1819—1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов — «Вос­ток» под командованием Фаддея Фаддееевич  Беллинсгаузена (1779—1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды  и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788—1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные труд­ности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I.

29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды; ему дали название Берег Александра I.Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка -Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным об­разом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарк­тики.

Наши отечественные экспедиции XIXв., совершаемые на па­русных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.

В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осу­ществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпас­сатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океаноло­гии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвест­ных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправ­лений внесено в карты других океанов и морей.

За рубежом летопись современной океанологии ведется со времени трехлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872—1876 гг. Организа­тором специальной научноисследовательной экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в те­чение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биоло­гических явлениях и процессах, происходящих в океане.

Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848— 1904) — океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море — значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. В 1886—1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Ма­карова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.

За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г. и из­вестной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.

Степан Осипович Макаров был также полярным исследователем. С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюде­ния. На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Ма­карова «Ермак» во льдах» — настольная книга каждого совре­менного океанолога.

В начале XXв. развернулись работы по всестороннему океано­графическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана.

Важное место среди них занимают работы русского зоолога Николая Михайловича Книповича (1862—1939} в Баренцевом море, положившие начало систе­матическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.

Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185G—1940) «Океанография», изданном в 1917 г.

10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об органи­зации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило все­стороннее и планомерное исследование северных морей, их ост­ровов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслу­живало институт первое советское научно-исследовательское суд­но «Персей» — небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими науч­ными лабораториями,

В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.

Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.

Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледоколь­ном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Се­верному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.

Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочис­ленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 —1956), по широте научных программ, важ­ности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они прово­дились, практически не имели себе равных. Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937—1938 гг., которую позднее стали назы­вать «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937—1940 гг.

К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о ха­рактере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было све­дений о природных явлениях в Центральной Аркти­ке, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе стан­ции работали полярники — Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Север­ного полюса, на разных горизонтах измеряли температуру, течение­ния, изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метеорологические, магнитометрические, биологические и другие на­блюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления ученых мира об Арк­тике.

Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть. Установлены совершенно новые закономерности в погодных явлениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Ученых существовало мнение, что в течение всего года над поляр­ным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением — так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.

В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море. Простому ледокольному па­роходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледово­го дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме. Фритьоф Нансен (1893—1896 гг.)- норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» про­был вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова» под ко­мандованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть труд­ности ледового дрейфа.

Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» науч­ные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.

Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был со­здан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организо­вал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследова­тельское судно этого института «Витязь»- флагманом советского науч­но-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Миро­вого океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.

На первом «Витязе» плавал знаменитый русский уче­ный Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы).

На втором «Витязе» исследовал Ти­хий океан С. О. Макаров. Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем» связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции об­наружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоко­водные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой послед­ний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.

В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь» — самое сов­ременное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитае­мые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоко­водная техника, позволяющая исследователям опускаться в глу­бины океана.

Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют мно­гие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вер­надский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.

Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климатические условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,— все это затрудняет исследования. Не окон­чена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно откры­вают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глу­бин пришла космическая техника.

Какие науки изучают Мировой океан!

Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них — — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смеж­ные дисциплины.

Физика океана — наука, изучающая за­кономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоак­тивности и электромагнитного поля в нем).

Химия океана — наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформа­ции химического вещества в океане и формирование его стабиль­ности.

Биология океана — наука, выясняющая закономер­ности формирования и оценки биомассы и годовой продуктив­ности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океа­на — наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторож­дений полезных ископаемых.

Океанография — наука, изучающая и описывающая фи­зические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.

Один из разделов океанологии — морская гидрогра­фия. Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрографических работ создаются морские плинглционные карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

One Response to “Как изучался Мировой океан?”

  1. РоманБ:

    Для Евпатории, в силу ее расположения, море всегда играло огромную роль. Сколько мальчуганов, с детства выросших на берегах Черного моря, стало моряками, исследователями и учеными. Возможно, и сейчас на улочках города растет будущих если не Макаров, то Кусто — мировой океан ведь огромен, малоизучен и скрывает еще много тайн

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org