Как изучался Мировой океан?

В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже — описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Север­ного морского пути.

Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVIIXVIIIв.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I. Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770—1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773—1837) на парус­ных судах «Надежда» и «Нева» в 1803—1806 гг. начались круго­светные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.

В результате проведенных исследований уточ­нена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший на­учный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана.

В 1815—1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788—1846) на шлюпе «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива — залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик Эмилий Христианович Ленц (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.

Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864—1882. Фёдор Петрович Литке (1797— 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Бе­лое моря. Совершил два кругосветных плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукот­ку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и опи­сание своих путешествий, Ф. П. Литке — один из создателей Рус­ского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

В 1819—1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов — «Вос­ток» под командованием Фаддея Фаддееевич  Беллинсгаузена (1779—1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды  и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788—1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные труд­ности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I.

29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды; ему дали название Берег Александра I. Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка -Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным об­разом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарк­тики.

Наши отечественные экспедиции XIXв., совершаемые на па­русных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.

В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осу­ществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпас­сатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океаноло­гии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвест­ных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправ­лений внесено в карты других океанов и морей.

За рубежом летопись современной океанологии ведётся со времени трёхлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872—1876 гг. Организа­тором специальной научно-исследовательской экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в те­чение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биоло­гических явлениях и процессах, происходящих в океане.

Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848— 1904) — океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море — значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии.

В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.

В 1886—1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Ма­карова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.

За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г. и из­вестной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.

29 октября -1898

Степан Осипович Макаров (1849–1904) — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, был также полярным исследователем.

Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898).

В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.

С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюде­ния.

На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Ма­карова «Ермак» во льдах» — настольная книга каждого совре­менного океанолога. В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океано­графическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана.

Поверхностная циркуляция вод в Чёрном море- "очки Книповича"

Поверхностная циркуляция вод в Чёрном море- «очки Книповича»

Важное место среди них занимают работы русского зоолога Николая Михайловича Книповича (1862—1939} в Баренцевом море, положившие начало систе­матическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.

Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185G—1940) «Океанография», изданном в 1917 г.

10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об органи­зации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило все­стороннее и планомерное исследование северных морей, их ост­ровов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслу­живало институт первое советское научно-исследовательское суд­но «Персей» — небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими науч­ными лабораториями,

В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.

Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.

Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледоколь­ном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Се­верному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.

Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочис­ленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 —1956), по широте научных программ, важ­ности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они прово­дились, практически не имели себе равных.

Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937—1938 гг., которую позднее стали назы­вать «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937—1940 гг.

К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о ха­рактере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было све­дений о природных явлениях в Центральной Аркти­ке, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе стан­ции работали полярники — Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Север­ного полюса, на разных горизонтах измеряли температуру, течения, изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метеорологические, магнитометрические, биологические и другие на­блюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления учёных мира об Арк­тике.

Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть. Установлены совершенно новые закономерности в погодных явлениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Учёных существовало мнение, что в течение всего года над поляр­ным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением — так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.

В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море. Простому ледокольному па­роходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледово­го дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме.

Фритьоф Нансен (1893 —1896 гг.) — норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» про­был вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова» под ко­мандованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть труд­ности ледового дрейфа.

Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» науч­ные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.

Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был со­здан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организо­вал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследова­тельское судно этого института «Витязь»- флагманом советского науч­но-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Миро­вого океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.

На первом «Витязе» плавал знаменитый русский уче­ный Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы).

На втором «Витязе» исследовал Ти­хий океан С. О. Макаров.

Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем» связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции об­наружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоко­водные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой послед­ний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.

В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь» — самое сов­ременное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитае­мые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоко­водная техника, позволяющая исследователям опускаться в глу­бины океана.

Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют мно­гие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вер­надский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.

Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климатические условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,— все это затрудняет исследования. Не окон­чена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно откры­вают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глу­бин пришла космическая техника.

Какие науки изучают Мировой океан!

Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них —  океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смеж­ные дисциплины.

Физика океана — наука, изучающая за­кономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоак­тивности и электромагнитного поля в нем).

Химия океана — наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформа­ции химического вещества в океане и формирование его стабиль­ности.

Биология океана — наука, выясняющая закономер­ности формирования и оценки биомассы и годовой продуктив­ности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океа­на — наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторож­дений полезных ископаемых.

Океанография — наука, изучающая и описывающая фи­зические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.

Один из разделов океанологии — морская гидрогра­фия. Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрографических работ создаются морские плинглционные карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.

Геологическая история Чёрного моря

You can leave a response, or trackback from your own site.

One Response to “Как изучался Мировой океан?”

  1. РоманБ:

    Для Евпатории, в силу ее расположения, море всегда играло огромную роль. Сколько мальчуганов, с детства выросших на берегах Черного моря, стало моряками, исследователями и учеными. Возможно, и сейчас на улочках города растет будущих если не Макаров, то Кусто — мировой океан ведь огромен, малоизучен и скрывает еще много тайн

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org