В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже — описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Северного морского пути.
Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVII—XVIIIв.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I. Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770—1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773—1837) на парусных судах «Надежда» и «Нева» в 1803—1806 гг. начались кругосветные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.
В результате проведенных исследований уточнена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана.
В 1815—1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788—1846) на шлюпе «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива — залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик Эмилий Христианович Ленц (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.
Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864—1882. Фёдор Петрович Литке (1797— 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Белое моря. Совершил два кругосветных плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий, Ф. П. Литке — один из создателей Русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.
В 1819—1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов — «Восток» под командованием Фаддея Фаддееевич Беллинсгаузена (1779—1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788—1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные трудности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I.
29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды; ему дали название Берег Александра I. Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка -Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным образом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарктики.
Наши отечественные экспедиции XIXв., совершаемые на парусных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.
В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осуществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпассатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океанологии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвестных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправлений внесено в карты других океанов и морей.
За рубежом летопись современной океанологии ведётся со времени трёхлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872—1876 гг. Организатором специальной научно-исследовательской экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в течение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биологических явлениях и процессах, происходящих в океане.
Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848— 1904) — океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море — значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии.
В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
В 1886—1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Макарова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.
За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г. и известной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.
Степан Осипович Макаров (1849–1904) — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, был также полярным исследователем.
Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898).
В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.
С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюдения.
На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Макарова «Ермак» во льдах» — настольная книга каждого современного океанолога. В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океанографическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана.
Важное место среди них занимают работы русского зоолога Николая Михайловича Книповича (1862—1939} в Баренцевом море, положившие начало систематическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.
Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185G—1940) «Океанография», изданном в 1917 г.
10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об организации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило всестороннее и планомерное исследование северных морей, их островов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслуживало институт первое советское научно-исследовательское судно «Персей» — небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими научными лабораториями,
В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.
Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.
Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Северному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.
Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочисленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 —1956), по широте научных программ, важности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они проводились, практически не имели себе равных.
Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937—1938 гг., которую позднее стали называть «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937—1940 гг.
К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о характере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было сведений о природных явлениях в Центральной Арктике, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе станции работали полярники — Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Северного полюса, на разных горизонтах измеряли температуру, течения, изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метеорологические, магнитометрические, биологические и другие наблюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления учёных мира об Арктике.
Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть. Установлены совершенно новые закономерности в погодных явлениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Учёных существовало мнение, что в течение всего года над полярным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением — так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.
В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море. Простому ледокольному пароходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледового дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме.
Фритьоф Нансен (1893 —1896 гг.) — норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» пробыл вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова» под командованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть трудности ледового дрейфа.
Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» научные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.
Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был создан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организовал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследовательское судно этого института «Витязь»- флагманом советского научно-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Мирового океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.
На первом «Витязе» плавал знаменитый русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы).
На втором «Витязе» исследовал Тихий океан С. О. Макаров.
Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем» связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции обнаружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоководные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой последний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.
В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь» — самое современное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитаемые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоководная техника, позволяющая исследователям опускаться в глубины океана.
Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют многие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вернадский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.
Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климатические условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,— все это затрудняет исследования. Не окончена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно открывают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глубин пришла космическая техника.
Какие науки изучают Мировой океан!
Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смежные дисциплины.
Физика океана — наука, изучающая закономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоактивности и электромагнитного поля в нем).
Химия океана — наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформации химического вещества в океане и формирование его стабильности.
Биология океана — наука, выясняющая закономерности формирования и оценки биомассы и годовой продуктивности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океана — наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторождений полезных ископаемых.
Океанография — наука, изучающая и описывающая физические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.
Один из разделов океанологии — морская гидрография. Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрографических работ создаются морские плинглционные карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.
Геологическая история Чёрного моря
Для Евпатории, в силу ее расположения, море всегда играло огромную роль. Сколько мальчуганов, с детства выросших на берегах Черного моря, стало моряками, исследователями и учеными. Возможно, и сейчас на улочках города растет будущих если не Макаров, то Кусто — мировой океан ведь огромен, малоизучен и скрывает еще много тайн