Как Крым повлиял на творчество Мусоргского

Модест Мусоргский композитор

185 лет со дня рождения выдающегося мастера драматической музыки композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881). Во время пребывания в Крыму композитор Модест Мусоргский «изведал воскресшие силы» творчества. 

Ещё будучи в военном училище, Мусоргский стремился стать, как он выражался, «музыкусом». Однако личная неустроенность, помноженная на слабохарактерность, давала печальные результаты. Переживания от «непонятости» переросли в «нервную лихорадку», жестокую депрессию и, как следствие, пристрастие к алкоголю. Друзья прилагали все усилия, чтобы вытащить Модиньку из пьяной пучины.

леонова и мусоргский

Артистическое путешествие.

Когда певица Дарья Леонова пригласила Модеста Мусоргского принять участие в гастрольной поездке летом 1879 года, он ухватился за это предложение, как утопающий за соломинку.

Мусоргскому отводилась роль пианиста – аккомпаниатора и солиста. Как профессиональный музыкант высочайшего класса  он был просто нарасхват в Санкт-Петербурге. Столичная публика восторгалась его оперой «Борис Годунов», но музыкальная жизнь в провинции находилась в зачаточном состоянии, и музыканты решили взвалить на себя благородную задачу: посеять «разумное, доброе, вечное» в душах жителей юга России.

«Наше артистическое путешествие должно иметь значение служения по искусству добрым людям», – пишет Мусоргский, искатель не красоты, но истины.

В ходе гастролей Мусоргский выступил как аккомпаниатор певицы Дарьи Леоновой , а также исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты были даны в Полтаве, Елисаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах.

картинки с выставки

Картинки из жизни

Летом 1874 года, композитор подготовил к печати цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане». Впечатления от созерцания эскизов художника Виктора Гартмана (1834–1873) на русскую тематику,  послужили Мусоргскому толчком к созданию своих музыкальных картинок.

«Бойкие, изящные наброски живописца, множество сцен, типов, фигур, схваченных из вседневной жизни, что кружилась вокруг него», – так характеризует музыкальный критик произведение Мусоргского «Картинки с выставки», ставшее одной из самых знаменитых сюит в мировой музыке.

Подобными музыкальными «картинками» насыщена и вся поездка Модеста Мусоргского в Крым.

Девушка море корабль

В 1879 году, описывая В. В. Стасову свою поездку по югу России, М. П. Мусоргский упоминает об эпизоде, когда на пароходе из Одессы в Севастополь, во время шторма близ Тарханкутского маяка, когда большинство пассажиров жестоко маялось морской болезнью, Модест, хлебнув коньячку и забыв про качку, предался творческому вдохновению. Композитор радостно сообщает в письме:

«На пароходе из Одессы в Севастополь <…> я записал от певуний греческую и еврейскую песни и в последней сам подпевал певуньям, чем они были очень довольны и „промеж себя“ назвали меня мейстером».

Исходя из контекста, можно предположить, что мелодии были записаны композитором от актрис театра. Косвенными подтверждениями этой версии могут служить наименование «певуньи», отмечающее профессиональное мастерство девушек, и тот факт, что они, не стесняясь, пели при постороннем мужчине и с мужчиной.

Севастополь после Крымской войны 1853-1856 г.г.

Севастополь после Крымской войны 1853-1856 г.г.

Хотя минуло почти четверть века после окончания Крымской войны (1853-1856), Севастополь всё ещё лежал в руинах.

«Пленил меня памятник адмиралу Лазареву, не тронутый вражьим снарядом, но сопутствуемый развалинами былых великолепных зданий адмиралтейства и доков», – отмечает композитор.

Севастополь 1853

Звуки творческой мысли Героическая оборона Севастополя в 1854-1855 годах ознаменовалась мистическим фактом. Разрушения Севастополя были страшными, но волей провидения духовные центры уцелели и получили наименьшие повреждения. Так, на центральном холме почти все дома были уничтожены, но среди разрухи гордо возвышались колонны Петропавловской церкви. А неподалёку от храма на одноимённой улице уцелел особняк, принадлежащий Макухиным.

Николай Павлович Макухин, герой Синопа и Кронштадта, в чине контр-адмирала служил помощником начальника порта. Его жена Наталья Егоровна была художницей, «академиком портретной живописи».

Кроме милейшей семьи Макухиных, в Севастополе об искусстве даже заикнуться нельзя, – сетует Модест Петрович. – Однако у Макухиных частенько и изрядно музицировали: искреннему увлечению конца не было.

Пророческими оказались оптимистичные слова Модеста Мусорского:

«Севастополь оглашён звуком творческой мысли Глинки и его сподвижников, в городе укоренилось русское музыкальное дело».

В 1886 году в доме Макухиных в Севастополе разместилась первая в Крыму музыкальная школа.

Байдарские ворота

Байдарские ворота

Чуть не спятил с ума…

Главные надежды гастролёры связывали с Ялтой. В курортную столицу России концертная группа ехала по горной дороге…

«на четвёрке гривистых и хвостатых четвероногих по Байдарской долине, Байдарскому подъёму, его воротам и спускам со скал, готовым кинуться в самую глубь моря. От Байдар и Чёрного моря я чуть не спятил с ума», – признаётся впечатлительный маэстро.

Ялта, гостиница Франция

Ялта, гостиница Франция

Однако самое тяжкое испытание ожидало путешественников в Ялте. Городок переполнили отдыхающие, все номера в мало-мальски приличных гостиницах были заняты, а поскольку дело шло к ночи, то пришлось довольствоваться какой-то хибарой на окраине:

«Нас засадили в землянку с кусающимися сороконожками, с жуками-щелкунами и иными насекомствами, полагающими своё земное бытие в идеале мерзить людям».

Наступивший день радости также не принёс. То ли афиши получились невразумительные, то ли публика пресыщенная, но  в полутёмном зале народу собралось до унылого немного. В антракте Мусоргский в изнеможении рухнул в кресло: «Это провал… Нет, катастрофа!»

Ялта. Екатерининская улица

Но тут, как в сказке, скрипнула дверь – и в грим-уборную вихрем влетела добрая фея в образе Софьи Фортунато, давней петербургской знакомой и поклонницы творчества Мусоргского. Выплеснув негодование по поводу бестолковой постановки дела, Софья Владимировна взяла бразды правления в свои руки. Выяснилось, что она трудится управляющей лучшей ялтинской гостиницей «Россия», и с радостью примет незадачливых артистов, обеспечит и достойное размещение, и зал. А все хлопоты по организации выступления возьмёт на себя муж Михаил Анатольевич, который «до страсти любит музыку».

Концерт в Ялте прошёл на ура и завершился, как водится, дружеской вечеринкой за счёт заведения. С хохотом вспоминали недавние приключения в клоповнике, поднимали тосты за гостеприимных хозяев, благодарных слушателей и благословенную Ялту.

1-Ретро Ялта.

Потом пошли прогуляться по ночной ялтинской набережной, заглянули в один ресторанчик, другой, третий… А уже в полусне Мусоргскому вдруг пришло на ум  весёлое стихотворение о блохе, которое автор Иоганн Гёте вложил в уста Мефистофеля, когда он с Фаустом забрёл в винный погребок. Модест черкнул пару строк для памяти, да и уснул со спокойной душой.

В Ялте пробыли неделю. Много и с удовольствием играли для «правительницы Софьи» и её окружения. Мусоргский был в ударе, как-то раз выдал на рояле колокольный звон из «Бориса Годунова», исполнил и своё интермеццо, дав ему диковинное название «Тяжёлой дорогой по снежным сугробам».

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе

А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе

«Дух к Юрзуфу прилетит»

В свободное время посещали окрестности. Мусоргский высказал пожелание посетить Гурзуф – увидеть места, вдохновившие Пушкина. Всем обществом погрузились в брички-«корзинки», названные так по причине сплетённого из лозы кузова, и тронулись в путь. Модест взгромоздился на запятки, чтобы не отвлекаться на светские беседы, а любоваться красотой крымской природы. Его поражало бескрайнее синее море…

«зеленеющая влага вокруг утёсов Аюдага» — этой звероподобной мрачноватой горы, ни с чем не сравнимый запах можжевельника, свечи кипарисов, один из которых помнил юного «поклонника муз».

гора медведь«Освежившая меня поездка»

Спустя год впечатления о путешествии по Крыму вдохновили Модеста Мусорского на новые музыкальные сочинения. Это было каприччио для фортепиано «Гурзуф у Аюдага», «Байдары». Ошеломительное впечатление производила «большая музыкальная картина» «Буря на Чёрном море»:

«Когда Мусоргский в раскате пассажей доходил до самых верхних нот, получалась полная иллюзия ударов волн о скалу», – свидетельствует современник.

блоха

Однако главным итогом крымских гастролей стала бессмертная «Блоха» – положенное на музыку стихотворение Иоганна Вольфганга Гёте «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» — это песня о блохе, которую Мефистофель исполняет в пятой сцене,  где причудливым образом отразились ялтинские приключения. Сам композитор указывал в своей «Автобиографической записке» (1880), об обстоятельствах создания этого произведения следующее:

«В 1879 году знаменитая драматическая русская певица Леонова пригласила Мусоргского предпринять большое артистическое путешествие по России в Малороссию, Крым и по Дону и Волге. Поездка эта в продолжение трёх месяцев была настоящим триумфальным шествием двух крупных русских артистов: талантливого композитора и известной певицы. На пути автор задумал передать в музыке стихотворение Гёте „Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе“»

Мефистофель пользуется «эзоповым языком» в критике человеческого рода, созданного Богом. Для Сатаны человек — это размножающийся паразит, опасное существо. В словах песни звучит упрёк Сатаны Господу Богу, зачем Творец так много сделал и продолжает делать для такого ничтожества, как человек, каким его видит Сатана.

В память о путешествии по Крыму Мусоргский посвятил произведение доброму гению – певице Дарье Леоновой. В конце 1879 года, уже находясь в Санкт-Петербурге, композитор начал исполнять свою песню с Леоновой в различных концертах.
Певица Дарья Леонова, обладавшая голосом низкой тесситуры (контральто) исполняла песню о блохе на своих выступлениях в апреле и мае 1880 года.

По свидетельству Н. А. Римского-Корсакова, «Мусоргский был прекрасный пианист и отличный певец». По воспоминаниям сестры художника М. А. Врубеля, Мусоргский исполнял эту песню с «демонической силой» даже «ещё лучше Шаляпина».

«в этой песне всё было настолько свежо и необычно, что он и вправду был первый»

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля

Максим Горький оставил яркое свидетельство о том, какое впечатление производила манера Шаляпина, исполнявшего эту песню в образе Мефистофеля. По словам писателя, на сцене находился «огромный парень во фраке, перчатках, с грубым лицом и маленькими глазами», который некоторое время помолчал, и неожиданно улыбнулся «и — ей-богу — стал дьяволом во фраке», начав петь тихо, и, исполнив первый куплет, «до ужаса тихо захохотал». Потом, по-королевски властно, — крикнул портному: «Послушай, ты! Чурбан!», и снова засмеялся дьявольским смехом в реплике о кафтане блохи. После этого «с иронией, поражающей, как гром, как проклятие, он ужасающей силы» в полный голос заорал:

«Король ей сан министра и с ним звезду даёт, за нею и другие пошли все блохи в ход».

После чего негромко, убийственно и иронично Шаляпин произнёс:

«И самой королеве и фрейлинам её от блох не стало мо-о-чи, не стало и житья».

Когда он кончил петь этим смехом дьявола, — публика — театр был битком набит, — публика растерялась. С минуту — я не преувеличиваю! — все сидели молча и неподвижно, точно на них вылили что-то клейкое, густое, тяжёлое, что придавило их и задушило. Мещанские рожи побледнели, всем было страшно». 

ялта-гостиница

Много не заработал, но важно другое, душа отдохнула, вернулась радость бытия.

«Решительный шаг, предпринятый мною в художественной жизни, оправдывается. Сколько чарующего, возобновляющего дарует природа! Сколько новых, подчас весьма существенных встреч с людьми, чующими искусство! Великое воспитание для меня эта поездка. Путешествие стоило того, чтобы самородный гений уверился: «Делаемое мною понято». К новому музыкальному труду зовёт жизнь!» – восторгался композитор.

Однака не суждено было сбыться творческим планам великого композитора. Через полтора года Модест Мусоргский скончался.

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org