У караимов сложная история, это касается и происхождения караимского народа, и религии, и языка, и караимской культуры. Самоназвание народа «карай», «карайлар», возможно, связывает караимов с крупным древним тюркским племенем Керей, Кереит(ы). Возможно, эти два слова смешались в «караи», а в современном самоназвании — «караимы».
Этническое происхождение караимов отражает сложные взаимосвязи их предков, с предками многих древних тюркских народов. К средневековым предкам караимов можно отнести племена кыпчаков, балкар (или булгар), куманов, половцев, печенегов, торков. Все эти племена в средние века жили на обширных территориях прикаспийских степей, между Чёрным морем и Поволжьем, между Дунаем и рекой Сыр–Дарья.
Караимский этнос формировался в средние века на территории Хазарского каганата, население которого было разнородным по племенному составу. Учёные предполагают, что современные караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата.
Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, что в переводе означает «еврейская крепость» (çufut — еврей, qale — крепость). Крепость Чуфут-Кале находится в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Пещерный город возник примерно в V—VI веках, как укреплённое поселение на границе с владениями Византии. В византийских письменных источниках V—VI веков упоминается об укреплённом поселении Фулла в горном Крыму, возможно, это и есть первое упоминание о Чуфут-Кале.
Оградив себя от влияния Хазарского Каганата, караимский народ сформировался в 8-12 вв. н.э. в горном Крыму. В крепости Чуфут-Кале хорошо сохранились две караимсие кенасы (караимский храм) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов.
До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, а неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище. В крепости существовал монетный двор, где чеканились крымские монеты, и была построена первая в Крыму типография.
В одной из усадеб крепости Чуфут-Кале, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский учёный Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).
Со временем караимы из крепости Чуфут-Кале расселились по всему Крыму, основав свои национальные общины в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате, Гёзлёве (Евпатория) и ряде крымских деревень. Караимские Кенасы в Евпатории являются религиозным центром караимов Крыма, они входят в экскурсионный туристический маршрут «Малый Иерусалим» — самый популярный среди туристов.

Замок князя Витовта на острове Трокай- Trоkai-Troki
В 13 веке часть караимских семей мигрировала в Галицию. В 14 веке литовский великий князь Витовт привёз несколько семей караимов в Литву и поселил их на острове Тракай, где находился его княжеский замок.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом. Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной религией, в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на древнееврейском языке Библии. В паспортах караимов с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».
В 1795 году российская императрица Екатерина II освободила караимский народ от двойного налога и разрешила владеть таврическими землями, на которых они проживали.
В 1837 году на полуострове было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии караимского духовенства Российский Сенат провел аналогию с мусульманским духовенством, так у мусульман — муфтий, а у у караимов — гахам.
Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов, считает Давид Тирияки, руководитель религиозной общины караимов Евпатории. В Крыму проживает несколько сотен караимов, а на Украине – не более одной тысячи человек. Во всём мире насчитывается около 2000 караимов, все они в разные годы выехали из Крыма.
Ага, мы — такие же тюрки, как я — китайский император. Мы были евреями, есть евреи и останемся ими. Некоторые негодяи, убоявшись русских антисемитов, начали играть в псевдопантюркизм, на посмешище тем же антисемитам и настоящим тюркам, двно отрекшимся от тенри в пользу Аллаха. Исповедуем мы тот, настоящий Иудаизм (не прибавляя к Торе и не убавляя), который все исповедовали до Судей. Абрахаму бен Шмуель рабби Фирковичу Иерусалимскому и Симхе Соломоновичу Бабовичу и в голову бы не пришло считать себя тюрками.
Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.
По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII — IX веков – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 году, о чём сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».
После принятия иудаизма каганом Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума», – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при кагане Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое их количество поселилось и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П.) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв».
На деле же всё обстояло иначе. Еврейские проповедники с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, поскольку, согласно догмам иудаизма – узкой, сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями, они не смогли признать иудеями тех, кто ими никогда не был, и не смогли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата.
Следовательно, новая религия Хазарии не объединила, а, наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. http://www.evpatori.ru/smuta-gibel-kaganata.html
Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 235 —? 280 тыс.), прилегающих регионах России (2,4 тыс., в основном в Краснодарском крае ) и в прилегающих регионах Украины (2,9 тыс., в основном в Херсонской области ), а также в Турции, Румынии (24 тыс., в основном в жудеце Констанца ), Узбекистане (90 тыс.