В 1958 году американская общественность была настолько поражена техническому прогрессу СССР, а именно запуску первого спутника, что решилась на уникальный социальный эксперимент.
Американцы предположили, что всему “виной” более прогрессивная и глубокая система образования в СССР, из-за которой наша страна буквально полнится великими учёными и инженерами. Эксперимент был прост: в течение месяца американские журналисты (а может, вовсе и не журналисты) готовили материал для известного в США издания Life, а именно, наблюдали за жизнью двух простых старшеклассников – москвича Алексея Куцкова и жителя Чикаго – Стивена Лапекаса…
К молодым людям было приставлено по паре агентов, которые неотрывно следовали за ними в течение практически всего времени: они сидели на задних партах на уроках, шли за парнями после школы домой, провожали их в секции и даже присутствовали во время их прогулок с друзьями, попутно составляя фотоотчёт для будущей статьи.
Жизнь американца Стивена не была в новинку представителям журнала. Подобно большинству других старшеклассников, он не слишком охотно учился. Гораздо интереснее ему было посещать местный любительский танцевальный клуб, где всегда можно было поболтать с друзьями или пригласить на свидание симпатичную девушку.
Наш соотечественник Алексей рос без отца, но при этом достаточно прилежно учился и помогал матери-инженеру ухаживать за больным дедом, жившим вместе с ними. К слову, из-за этого американским исследователям так и не удалось побывать в квартире юноши. В свободное время Алексей, по настоянию матери, посещал музыкальную школу, а по собственному желанию – ходил в волейбольную секцию.
В результате проведенного исследования, американские представители отметили, что в советских школах программа достаточно сильно отличается от привычного им обучения. В частности, у школах СССР на уроках химии школьники собственноручно делали опыты, а на уроках литературы углубленно изучали произведения классиков, в то время как американские ученики не читали литературные произведения даже в сокращении, а ограничивались лишь литературными отзывами.
Каким же был результат этого удивительного исследования? Надо сказать, что достаточно неожиданным и немного грустным.
Образ Алексея Куцкова стал настоящим предметом для подражания среди его американских сверстников, высоко оценивших его стремления к знаниям. Но гораздо интереснее то, что посещение СССР и созданный после этого исследовательский материал стал настоящим толчком для серьезного преобразования, касавшегося не только школьной, но и университетской системы обучения в США. После этого эксперимента преподавателям повысили зарплаты, отличники стали получать стипендии, да и сама программа американского образования претерпела достаточно серьезные изменения.
Журналисты сделали вывод, что советский школьник обошёл своего американского ровесника в образованности на 2 года. Это резюме, подкрепленное доказательствами, собранными авторами репортажа за месяц пребывания в СССР, настолько шокировало общественность США, что в Америке серьезно взялись за реформирование системы образования.
Вот так обычный советский ученик, сам того не подозревая, повлиял на образование целого государства, но, к сожалению, не своего.
Как сложилась их жизнь?
Как писала «Комсомольская правда», оба участника эксперимента посвятили себя авиации и добились определенных успехов в жизни и работали в авиапромышленности. Стивен Лапекас стал пилотом и несколько месяцев прослужил во Вьетнаме, а Алексей Куцков после окончания МАТИ расследовал авиационные происшествия. Сейчас обоим далеко за 70 лет. Лапекас после того материала в «Лайфе» очень расстроился и с журналистами почти не общался.
Только в небольшом комментарии «The Moscow Times» посетовал, что его изобразили туповатым и все время танцующим подростком. Он переживал ещё больше, когда стал получать мешки с письмами, содержание которых говорило о том, что недалеким его считают сотни тысяч соотечественников – авторы посланий «утешали» проигравшего в советско-американском эксперименте: дескать, не унывай, мы всё равно и Хрущева победим, и свой спутник когда-нибудь запустим.
Советский Союз стал первым государством в мире, запустившим искусственный спутник Земли в октябре 1957 года. Многие американцы после провала образовательного эксперимента, который планировался в качестве своеобразного реванша, стали думать, что они просто не дотягивают до интеллектуального уровня русских, потому и не способны лидировать в космосе.
Алексею Куцкову даже удалось побывать в США, где он хотел увидеться со своим “соперником”- Стивеном Лапекасом. Однако Стивен затаил обиду на победителя эксперимента и наотрез отказался встречаться с ним.
В 2019 году Великобритания перешла на систему образования СССР