Как строились римские дороги?

дорога, построенная в 148 году до н. э.

Все мы слышали древнее высказывание о том, что все дороги ведут в Рим. Древние римляне создали развитую дорожную сеть общей протяжённостью около 100 тысяч километров, связавшую столицу Империи с её многочисленными владениями. На протяжении тысячелетий славу римским дорогом обеспечило не столько их количество, сколько безупречное качество: каменное покрытие римских дорог служило многим народам долгие века после падения Римской Империи и до сих пор во многих странах Европы сохранились участки римских дорог…


С расширением территории Римской империи возникала всё большая потребность в быстром перемещении товаров с подвластных территорий в столицу и римских войск, готовых в любую минуту стать на защиту рубежей государства или быстро подавить внезапно вспыхнувшее восстание рабов.

foto-117

Прямые, как лучи, римских дорог расходились на все четыре стороны света от столицы Римской империи, и позволяли римской армии оказываться у границы или населённого пункта раньше, чем враг успевал напасть.
Простая и понятная организация дорожной сети помогала без труда попасть в Рим торговым караванам, для этого достаточно было на каждой дорожной развилке поворачивать на более широкую дорогу.

Огромная дорожная сеть требовала развития инфраструктуры: постройки постоялых дворов, кузниц, конюшен – всё это строилось по мере строительства полотна дороги, чтобы к завершению работ новое направление сразу становилось обеспеченным и ночлегом, и питанием путешествующих, и возможностью сделать небольшой ремонт транспорту или подковать лошадь.

19
Технология строительства римских дорог.
Дорожное полотно строили на века, поэтому и к строительству дороги применялись особые технологии, защищающие полотно дороги от разрушения. Многослойный разнородный насыпной материал, высокий бордюрный камень по краям дороги и дренажная система придавали дорожному покрытию не только особую долговечность, но и защищали дорогу от разрушений во время частых дождей или при перепадах температур.

римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения - римские легионеры.

римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения — римские легионеры.

Главные римские дороги строили не рабы и даже не наёмные рабочие, а армейские подразделения, так как строительство дорог имело стратегическое значение, и рассматривалась как военный объект. Именно поэтому при строительстве дороги закладывался невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение.

Cirauqui_chemin
Обязательным условием при строительстве дороги была доступность эксплуатации дороги при любой погоде, поэтому полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над землёй, но и имело покатую форму, на дороге не скапливалась вода во время дождя, а сливалась по водостокам придорожных дренажных канав.

Одной из особенностей древних римских дорог была их прямолинейность. Свернуть в сторону дорога могла только из-за очень серьёзного препятствия, но чаще всего в горе прокладывался тоннель, а реку строился мост. Пологие холмы и вовсе не считались серьёзным препятствием на пути строителей дороги, а путникам приходилось преодолевать крутые спуски и подъёмы в холмистой местности.

107
Римские стандарты
Насыпной состав дорожного покрытия из разнообразных природных материалов и и его толщина были примерно одинаковыми по всей империи, а ширина римской дороги создавалась для одной цели: для того, чтобы могли свободно разъехаться две военные колесницы, или два продовольственных обоза, или отряд всадников.
Ширина римских дорог по всей империи была стандартной и соответствовала размеру римской боевой колесницы, запряжённой двумя лошадьми. Длина оси стандартной римской колесницы равнялась 4 футам 8.5 дюймам это размер двух лошадиных крупов! И сегодня расстояние между колеями железнодорожного полотна в Англии равняется 4 футам 8.5 дюймам.

appia5_hover
Самые узкие дороги в сельской местности принадлежали частным лицам и служили для обеспечения их владений продовольствием и товарам. Ширина частных сельских дорог не превышала 4 метров, если движение осуществлялось в двух направлениях, или 2,5 метров при одностороннем движении. Между небольшими городами и деревнями дороги были четырёхметровой ширины, этого вполне хватало для разъезда небольших крестьянских повозок. Самые широкие дороги в Римской империи достигали 6 – 12 метров, по ним с довольно высокой скоростью могла двигаться целая конная армия всадников и колесничных.

Geira_Milha_XXIX_detalhe
На центральных и некоторых второстепенных дорогах устанавливались тяжёлые каменные столбы, испещрённые надписями. Надписи на камне сообщали путнику расстояние до ближайшей деревни или города, до крупного перекрёстка, до Рима или до границы. Римская миля (от лат. mille — тысяча— это единица длины в Древнем Риме, равная расстоянию в 1000 шагов (mille passuum — тысяча шагов) или 5000 римских футов (англ. foot — ступня). Древняя римская миля в 1000 шагов по 5 футов = 8 стадиям = 1478,7 м.

rome_21
После строительства римских дорог приморские города и крупные порты разбогатели, товары, с прибывших кораблей тут же разгружались и по дорогам развозили по всей империи, что значительно повысило товарооборот и привело к расцвету торговли.
Первые римские дороги именовались по названию города к которому они вели и по имени правителя, построившего дорогу. Например, Соляная дорога протяженностью 242 км от римских Соляных ворот стены Аврелия и до Адриатического побережья, построена в IV веке до н.э.

AppianWay

Аппиева дорога (Via Appia) протяжённостью 540 км построена как военная дорога в 312 году до н.э. под руководством Аппия Клавдия Цека. Стратегически важная для империи Аппиева дорога соединяла римскую Капую и Брундизий с основным портом на Адриатическом побережье, связывавшим Римскую Империю с Грецией и странами Востока.

RZYMSKA-DROGA
Постумиева дорога (Via Postumia)построенная консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н. э., соединяла северные города Римской Империи, и служила для перемещения римских войск на границе с Галлией, и соединяла крупные порты на западном и восточном побережье Италии. Постумиева дорога пролегала от Генуи через горы к Дертоне (Тортона), затем через Пласентию (Пьяченца), от неё пересекала реку По, достигала Кремоны, откуда поворачивала на Восток к Бедриакуму (Кальватоне), где раздваивалась: левое направление вело к Вероне, а правое к Аквилее через Мантую и Джемону.

Эгнатиева дорога -via_egnatia-en_1

Эгнатиева дорога (Via Egnatia) — одна из самых масштабных дорог римских Римской империи времён завоеваний территорий Балкан протянулась на 1120 км, ширина дороги – около 6 метров. Эгнатиева дорога, построена в 146 году до н. э. про-консулом Гаем Эгнатием пересекла римские провинции Иллирик, Македонию и Фракию, (территории современной Албании, Македонии, Греции и Турции), и заканчивалась дорога в Византии.

Помпеи, 79 г. н.э. - римские дороги и пешеходный переход

Помпеи, 79 г. н.э. — римские дороги и пешеходный переход

Римские дороги в Помпее.

Ширина римских дорог по всей империи была стандартной и соответствовала размеру римской боевой колесницы, запряжённой двумя лошадьми. Длина оси стандартной римской колесницы равнялась 4 футам 8.5 дюймам!

1-колея римской колесницы

Обратите внимание на колею каменных дорог в Помпеях.
Считается, что колея была образована от истирания камней колёсами повозок. Однако, повозки не передвигаются строго по одному и тому же месту, а если это так, то истирание дороги под колёсами произошло бы на более широком участке с двух сторон от центра дороги, тогда не было бы узко прорезанной колеи.

1-колея римс колес

Есть предположение, что колею размером 4 футам 8.5 дюймов на римской дороге делали специально, чтобы повозки двигались прямо, как по рельсам.
Вероятно, каменная порода при укладке римской дороги была пластичной, как пластилин. Это природный, тогда ещё не окаменевший материал (геобетон), из которого строители формировали дорожные камни, заглаживая их поверхность, как на полигональной кладке.

1-колея рим колес

По ещё мягкому каменному материалу дороги прокатывали римскую военную колесницу, которая оставляла на камне стандартный след колеи. Дорожный материал медленно набирал прочность, первые повозки строителей оставляли в нем более глубокий вдавленный след — колею. Проложенная таким образом колея на дороге не считалось браком, а наоборот считалось преимуществом для движения колесниц без особой тряски и грохота по булыжникам.

На римской дороге специально укладывали между булыжником белые камешки, чтобы ночью они отсвечивали свет луны и путник не сбился с дороги

На римской дороге специально укладывали между булыжником белые камешки, чтобы ночью они отсвечивали свет луны и путник не сбился с дороги

Булыжная дорога была мощной основой, которая выдерживала любую нагрузку. Дорогу засыпали мелким песком, который заполнял все щели между камнями, а на стыках трёх булыжников устанавливали белые камешки из гальки.

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org