Как выглядел первый модный журнал 16 века

маттиас-шварц9

В середине 16 века Европа только и говорила об издании «Klaidungsbüchlin» Маттеуса Шварца. В переводе с немецкого «Klaidungsbüchlin» означает «Костюмная книжечка» или «Гардеробная книжечка». Действительно , в сравнении с увесистыми фолиантами того времени эта книжечка не отличалась большим размером всего 20 на 10 на 16 сантиметров, зато весьма пухлая — 139 плотных листов, на которых была представлена практически вся костюмированная жизнь Маттеуса Шварца.

«Костюмная книжечка» вошла в историю как первый иллюстрированный журнал мод 16 века, навсегда увековечив имя своего создателя Маттеуса Шварца. Любопытно то, что Маттеус Шварц не был ни профессиональным дизайнером, ни портным, ни художником и, казалось бы, не имел никакого отношения к модным течениям.

маттиас-швар

О судьбе «первого кутюрье» известно немного. Маттеус Шварц родился и прожил всю жизнь в родном Аугсбурге в семье плотника, принадлежащего к среднему сословию, в его роду были и виноторговцы. Юноша стал учеником торговца в Милане и Венеции, где освоил приёмы бухгалтерского учёта. Вернувшись в родной Аугсбург, Маттеус сумел найти очень хорошее место, он стал бухгалтером торгового дома Фуггеров, одного из крупнейших в Германии. Маттеус не только прекрасно вёл экономические дела компании, но также написал и издал своё первое печатное творение «Трёхкратную бухгалтерию».

бухгалтерия

Специалисты проявили интерес к его публикации и это вдохновило начинающего писателя на написание «Автобиографии», в которой немец описал события, произошедшие в его жизни, а на самом деле в автобиографии немецкого бухгалтера была отражена его настоящая страсть — он был просто одержим красивой одеждой.

маттиас-шварц-0

Надо сказать, что Маттиус был большим модником и большую часть своего дохода тратил на новые костюмы и шляпы. При себе Шварц держал слугу, который помогал ему одеваться, и следил за содержанием нарядов его гардероба.

Примерно в 25 лет Шварц задумался о том, чтобы сохранить своё несравненное изящество и свои наряды для потомков и рассказать о своём увлечении людям. Он действительно обожал хвастаться новыми нарядами и считал этот грех вполне позволительным для себя.

мода 16 век-

Земляки, вероятно, завидовали ему, но за глаза посмеивались над Шварцем и придумали ему прозвище — Der Kleidernarr — «Помешанный на одежде». Однако модник шёл к смелой цели – он задумал составить полную летопись своих нарядов, начиная с младенчества, и фиксировать их в дальнейшем.

Для издания «автобиографии» Шварцу понадобились иллюстрации, и начиная с 1520 года Маттеус Шварц заказывал разным художникам точные акварельные рисунки своих нарядов на пергаменте, в конце концов, он отдал предпочтение известному художнику Нарциссу Реннеру.

content_003

Всё дело в том, что в те времена действительно роскошную одежду имели право носить только люди из богатых сословий и приближённые к королевскому двору. Шварц не относился ни к тем, ни к другим, поэтому молодой человек отдался своей всепоглощающей страсти созданием модной и красивой одежды для себя-любимого.

Шварц гордился своим вкусом и умением подбирать костюмы в соответствии с ситуацией. Он тщательно следил за новинками моды в высшем свете и создавал свои костюмы в соответствии с модными веяниями того времени, затрачивая на свой гардероб круглые суммы.

наряды

Наряжаясь всё более изысканно, Шварц был вынужден проявлять осмотрительность, ведь в XVI веке одежда указывала на статус владельца и конкретные элементы или украшение могли носить только дворяне. Эти правила в выборе одежды были тщательно записаны в королевских законах, поэтому модник, но не аристократ выкручивался как мог: например, делал рукава в два раза шире, чтобы компенсировать отсутствие чулок с рисунком.

Museumsfoto: Claus Cordes

Однажды Маттиас не мог выбрать одну из трёх прекрасных испанских рубашек, он купил все три, посетовав на дороговизну, и на одном рисунке художник изобразил его  трижды, чтобы сохранить для потомков все три фасона рубашки. Шварц отличался ещё и правдивостью, доходящей до самокритичности. В 29 лет Маттиас набрал лишний вес и попросил художника нарисовать себя на двух картинках обнаженным, чтобы иметь мотивацию для похудения и выдерживания строгой диеты.

маттиас шв

Были в истории средневекового модника и настоящие победы. В 1521 году Маттиас буквально «перепрыгнул через голову», чтобы во всей красе встретить императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга (лат. Carolus V, 1500 — 1558) — король Испании (Кастилии и Арагона) под именем Карлос I (исп. Carlos I, с  1516 года), король Германии (с  1519 по 1556 год), император Священной Римской империи с 1519 года (коронован в Болонье папой римским Климентом VII в 1530 г.),

пехотинцы 16 века

Когда Карл V Габсбург решил посетить Аугсбург, Маттиас Шварц придумал нарядиться для такого важного события в наряд ландскнехта (нем. Landsknecht«слуга страны»), костюм немецкого наёмного пехотинца эпохи Возрождения (16 век).

Шварц украсил свою шляпу пышными белыми и красными страусовыми перьями. Все цвета его нового наряда соответствовали геральдическим цветам Австрии — красный, синий, белый, поэтому император не только приметил в толпе «модного кутюрье», но и осыпал его милостями. Позднее Шварц даже получил дворянство – считается, именно благодаря тому, что первым придумал носить перья, атрибут военных, «в мирной жизни». Он стал общепризнанным автором «перьевой моды», которая, в принципе, не изжила себя и до наших дней.

пехотинец-16 век

Автобиографическая летопись оказалась как нельзя кстати, в ней уже было собрано 36 портретов Маттиаса в разных нарядах в полный рост. Шварц поручил художнику Реннеру создать новую серию акварельных рисунков, изображающих его в разных одеяниях, таким образом в коллекцию добавилось ещё 100 акварельных рисунков. Маттиас подписывал каждый пергамент, указывая подробную информацию, он мечтал о том, чтобы. У него была жена и дети, которые, кажется, страсть своего отца к модным подвигам не унаследовали.

маттиас-шварц-

Молодой аугсбургский художник Нарцисс Реннер, ставший постоянным участником этого смелого «проекта», выполнил «художественную реконструкцию» юных лет своего заказчика и сделал много современных ему зарисовок. Иллюстрирование «Гардеробной книжечки»  выполнялась неторопливо и основательно: каждый рисунок создавался под бдительным контролем Шварца, а затем модельер делал подробное описание события, ставшего поводом для создания наряда, описание использованной ткани, из которой был сшит костюм, и свой точный возраст, когда данный наряд был продемонстрирован на людях. Выглядело это примерно так: «1 октября 1522 года, мне 25 ¾ года и 9 дней. Одежда из чёрного дамаста и атласа…»

В результате этот труд, задуманный как восхваление собственных успехов в жизни, занял у него сорок лет и в результате действительно охватил не только всю его жизнь, но и превратилось в модное жизнеописание кутюрье и его костюма и исчерпывающую энциклопедию мужской моды середины XVI века.

Маттеус Шварц. Картина Христофа Амбергера. 1542 год. и супруга Шварца

Маттеус Шварц и его супруга. Картина Христофа Амбергера. 1542 год.

 

Интересно ещё и то, что за время жизни Шварца произошла радикальная смена костюмных эпох – пёстрые и пышные наряды итальянского Возрождения, модные в западной Европе, постепенно сменились на более строгие костюмы, всё это отразилось на страницах «Klaidungsbüchlin». С наступлением эпохи религиозных воин, победы протестантов и инквизиции, в моду вошли менее броские и практичные чёрные ткани, к тому же чёрный краситель был крайне дорог, и венецианским купцам выгодно «продвигать» моду на чёрный цвет на рынке текстиля.

Klaidungsbüchlin
«Гардеробная книжечка», созданная Шварцем за сорок лет, стала уникальным историческим документом своей эпохи. Книгу Klaidungsbüchlin, пожалуй, можно назвать первым осмысленным и продолжительным, охватывающим четыре десятилетия жизни, модным дневником автора.

мода
Оригинал книги Klaidungsbüchlin хранится в музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге, а две средневековые копии — в Национальных библиотеках Парижа и Ганновера.

Museumsfoto: Claus Cordes

Museumsfoto: Claus Cordes

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org