Следует отметить, что Херсонес Таврический является особо ценным объектом культурного наследия федерального значения, также он включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, несмотря на такой высокий статус памятника, его сохранность для будущих поколений особо не волнует руководство музея-заповедника. Основные задачи этого научного учреждения должно быть изучение, сохранение и популяризация древностей Херсонеса, но последнее время их приоритеты изменились.
Все полу колонны установлены не строго вертикально! Их ждёт падение! Или и так сойдёт!
На выставке под открытым небом, где размещены различные тарапаны, жернова, фрагменты колонн, ядра для баллисты и прочие изделия из камня, произошло падение одной из колонн. Причём, падение – закономерное, так как работники музея, обустраивающие эту выставку, даже не удосужились выровнять по горизонтали базы под колоннами на наклонной поверхности.
В результате падения мраморной колонны на новодел «античный поребрик», установленный вдоль древних улиц Херсонеса Таврического, от античной колонны откололся небольшой фрагмент.Это ли не наглядный пример отношения работников и руководства музея-заповедника к сохранению объектов античного Херсонеса Таврического федерального значения.
Однако руководство музея-заповедника и охрана музея больше озабочена обыском сумок посетителей на предмет наличия полотенец и купальников. Запретили купаться в море самим херсонеситам, а они есть, так как живут они здесь!
Прямо скажем, в последние годы античный Херсонес существенно пострадал от условий «коммерческой Зоны» с многочисленными запретами и ограничениями, потерял свою привлекательность для волонтёров, участвующих в археологических исследованиях древнего города.
Результатом многочисленных запретов стало значительное сокращение объёмов археологических раскопок и открытия новых музейных объектов в Херсонесе, то есть ЗАПРЕТ на музейную исследовательскую работу.
В Херсонесе и раньше проходили различные представления, фестивали и другие культурно-массовые мероприятия. На сцене античного театра уже много лет с большим успехом дают спектакли Севастопольские театры имени А.В. Луначарского и Б.А. Лавренева.
Представления с 2003 года проходили именно в том месте, где и древние греки наслаждались искусством игры актёров, а остатки древних построек античного греческого театра служат естественными декорациями, дополняемыми небольшими лёгкими декорациями.
Античный театр Херсонеса радушно принимал в «своих стенах» различные фестивали и торжественные мероприятия.
Проходили в Херсонесе и более масштабные зрелища. Например, в 2003 году в Портовой части Херсонеса расположился Фестиваль «Рыцарский замок». На время проведения фестиваля съехались реконструкторы из многих регионов России и даже из разных стран.
На открытой территории Портовой части Херсонеса были установлены временные деревянные конструкции – подобия оборонительных стен, лёгкие палатки ремесленных мастерских.
Участники фестиваля, одетые в наряды античной эпохи и рыцарского средневековья, помогали зрителям полностью погрузиться в давно минувшие столетия (Фото 5–17).
Так было, когда руководство музея-заповедника Херсонес Таврический бережно относилось к сохранности античного памятника… Но что стало сейчас?
ПЛАН УБИЙСТВА АНТИЧНОГО ХЕРСОНЕСА
Городище древнегреческого города Херсонес Таврический третий год продолжает использоваться в качестве коммерческой площадки для различных культурно-массовых мероприятий.
Результат этой ужасной хозяйственной деятельности руководства музея-заповедника отразился на внешнем облике уже раскопанного античного городища Херсонес.
Теперь любителям старины, приехавшим полюбоваться остатками древней архитектуры Херсонеса, предлагают фальшивку из новодела, в виде выставки современных металлических конструкций и научно-технических достижений.
Теперь вся территория античного городища Херсонес утыкана светильниками, опутана километрами проводов, переползающих, словно черви по древним стенам. Античный Херсонес устлан деревянными настилами, монументальными тумбами для РЕКЛАМЫ, в виде аннотации, скорее напоминающими противотанковые надолбы, и громоздкими металлическими ограждениями, мониторами, генераторами и прочей никому не нужной в музее техникой.
Сейчас в Херсонесе поселился вирус гигантомании. Так ещё в 2018 году в Цитадели III в. до н.э. прямо на руинах древних построек, нуждающихся в реставрации, были установлены многотонные сцены с различной звуковой и световой аппаратурой, генераторы, трансформаторы, большая зрительская трибуна… (Фото 18, 19)
И всё это построено на территории музея Херсонес — особо охраняемой территории античного городища. Несмотря на то, что законодательство, а именно – Федеральный закон 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает особый режим использования данного объекта и ЗАПРЕЩАЕТ проводить работы, ИЗМЕНЯЮЩИХ ВНЕШНИЙ ОБЛИК объекта археологического наследия.
Все эти ультрасовременные современные коммерческие сооружения не только искажают историко-культурный археологический ландшафт античного памятника Херсонеса Таврического, охраняемого федеральным законом, но и давит на культурный слой, на архитектурные остатки, создавая угрозу их разрушения. Организаторы (Фонд «Моя история») хвалились, что завезли и установили 500 (!) тонн различных конструкций.
Но это ещё не всё!
Предлагаю ознакомиться с репертуаром проводимых здесь КОММЕРЧЕСКИХ «половецких плясок». Специально написанная для античной площадки пьеса «Грифон», с первых минут пропагандирует уничтожение культурного наследия.
По сценарию спектакля, в музей-заповедник, то есть, охраняемую территорию, ночью пробираются дети и нечаянно разбивают древний артефакт – каменную плиту с изображением грифона. Осколки грифона материализуются в живое существо, способное путешествовать во времени. Фантастика! Сказка! Это можно расценить, как призыв к детям-подросткам крушить музейные артефакты и высвобождать, заключённые в них «таинственную энергию», способную увести «героев» в иной мир чудес и подарить им необыкновенное приключение.
«Герои» пьесы «Грифон» оказываются в древнем Херсонесе, а затем и в некоторых событиях истории Севастополя.
Предлагаю полюбоваться сценами этого фантастического творения, представляющего псевдоисторию античности, и сравнить их с фотографиями Фестиваля «Рыцарский замок», где участники старались следовать историческому облику.
Не знаю, может я чего-то не понимаю в высоком искусстве, но, по-моему, эти инопланетные существа никогда не были ни в Херсонесе, ни в Севастополе. Во всяком случае, нам (археологам) на раскопках такие типы псевдоисторической культуры не попадались.
Я считаю, что такое преподнесение исторических фактов не имеет ничего общего с популяризацией истории нашей Родины, знакомством подрастающего поколения с античностью и древними артефактами.
Однако организаторы фантастического спектакля ссылаются в своей фейковой пьесе на историю Крыма и Херсонеса! Подобное преподнесение псевдознаний по истории античного Крыма и Херсонеса Таврического вредит правильному восприятию истории молодым поколением и вредит самому древнему памятнику античному Херсонесу, так как создаёт угрозу более масштабным разрушениям на всей территории античного городища. Если устроители спектакля «Грифон» хотели показать фантастику, им следовало избрать другую сцену для феерического представления, а не музей!
Музей – это место тихого, спокойного хранения исторических памятников, а не место их жёсткой эксплуатации с применением тяжёлой техники, мощных динамиков и прочих воздействий.
На территории музея-заповедника Херсонес Таврический происходит нарушение прав граждан на доступ к культурным ценностям, прописанным в ст.44 п.2 Конституции РФ, а также ст.7 п.2 Федерального закона 73-ФЗ, так как НОВЫЕ КОММЕРСАНТЫ, эксплуатирующие античный памятник, не пускают сюда посетителей музея и даже сотрудников для контроля состояния археологических объектов.
Вирус гигантомании в Херсонесе заразителен и вот уже четвёртый сезон проходит Фестиваль оперы и балета в Херсонесе. Первый оперный фестиваль состоялся в 2017 году с видом на колонны Базилики 1935 года. Для этого был установлен малогабаритный помост, переносные зрительские ряды.
Второй фестиваль оперы и балета в Херсонесе прошёл на сцене «Грифона» в 2018 году, но следующий фестиваль в 2019 году застолбил новое место в портовой части, по соседству со сценой «Грифона». Габариты фестиваля оперы и балета в Херсонесе уже тогда впечатляли публику, а масштаб современных металлических конструкции был виден даже из космоса (Фото 33). Следует отметить, что ту сцену установили в 2019 году без всяких разрешительных документов, простояла она целых 4 дня и потратили на это (по имеющейся информации) 120 млн рублей.
В этом 2020 году руководство музея-заповедника решило провести официальные процедуры, узаконивающие мероприятие на территории античного памятника. Была написана историко-культурная экспертиза, опубликованная в Интернете для общественного обсуждения, которое должно было проходить в течение 15 рабочих дней. Но на 12 рабочий день от многочисленных общественников начали поступать различные возражения на данный акт, чего обычно не происходило. В этот же 12-й рабочий день обсуждение было скоропостижно закрыто, и вынесено заключение – предложения отсутствуют. Таким образом, в результате проведённых авантюрных махинаций в высоких кабинетах было согласовано строительство ещё большей конструкции весом 250 тонн на полторы тысячи зрительских мест, а это ещё более 110 тонн. Если ко всему этому приплюсовать музыкантов, артистов, различную аппаратуру, технику, то общая масса проводимых мероприятий легко достигнет 400 тонн…
И снова можно сравнить фотографии 2003 года и нынешние. Как видим, сейчас вся территория античного Херсонеса укатана колёсами автомобилей.
В то самое время, когда миллионы рублей тратятся на различные «пляски на античных костях», в самом музее происходит чрезвычайная ситуация. Примерно в начале июля 2020 года вышла из строя высоковольтная линия электроснабжения. И это не удивительно! Каких только электрических проводов не подведено к сверх мощной звуковой и световой аппаратуре не установлено на территории музея!
Результат плачевен – новые КОММЕРСАНТЫ запретили сотрудникам включать в помещениях МУЗЕЯ кондиционеры, и даже аппаратуру, поддерживающую необходимый микроклимат в музейных коллекциях и фондах. Это может привести к необратимым последствиям и порче музейных коллекций.
Вот в таком состоянии одна из важнейших задач музея – сохранение культурных ценностей.
По материалам статьи Анатолия Туманова.
Удивительно,что такие вопиющие безобразия, шабаш невежества варваров (коммерсантов) в одном из сакральных мест России не волнует федеральное министерство культуры.
Директор Эрмитажа попросил правительство РФ спасти Крым.
Фотографии Юрия Югансона новой застройки античного Херсонеса
Новая театральная сцена, по мнению коммерсантов, смотрится гораздо лучше старого античного театра.
Без надписи «ХЕРСОНЕС» уже невозможно узнать место античного города.
Застройка античного Херсонеса вся без крыш, коммерсанты исправляют эти недостатки отличными современными крышами из ондулина
Ну, красота же! Что может быть красивее лёгких современных конструкций, только аттракционы и шашлыки!
В античном Херсонесе никогда не было деревянных тротуаров, а теперь есть ! О, как!
Строят деревянные тротуары
А вот и коммерческая РЕКЛАМА — «Грифон», «Грифон», «Грифон»! Какой ещё Херсонес?
Осталось только установить 27 аттракционов-каруселей и колесо-обозрения всего этого ужаса!
Красота новой застройки затмит старые руины Херсонеса
Металлоконструкции лёгкие и практичные гораздо крепче старых стен античного Херсонеса
А вдоль дороги мёртвые с косами …ой, и с цитатами стоят! …и ТИШИНА
ЭТО АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС