Середина XVII век является наиболее изученным периодом в истории Крымского ханства. Именно в это время, отчасти из-за вовлечения Крымского ханства в большую геополитическую игру на территории, примыкающей к южным границам Российской империи, Крым посещает значительное количество различных посольств и путешественников, оставивших выразительные и яркие описания крымских татар и их быта.
Летописцы Крыма середины XVII века
Именно в середине XVII века вели свои письменные хроники крымский татарин, летописец и историк Хаджи Мехмед Сенаи-Кырымлы — автор «Книги походов», истории хана Исляма III Гирая, историческое сочинение-хроника, представляющая собой описание военных событии 1648-1650 гг.
Армянский поэт из Кафы и историк XVII века Хачатур Кафайеци (1592—1658/59), известный в миру Хачгруз, написавший 1620—1658 гг. труд «Летопись Хачатура Кафаеци», представляющий собой хронологию событий охватывающую период истории Крыма с 1583 до 1658 года, в котором описаны исторические события, стихийные бедствия и социально-религиозное положение в Крыму. Особое внимание историк Хачгруз уделил местным экономическим вопросам и ситуации крымских армян, освещены некоторые стороны междоусобных войн крымских ханов.
Итальянец из города Асколи Эмидио Портелли д’Асколи — католический монах Доминиканского ордена, возглавлявший в 1624-1634 гг. доминиканскую миссию в Каффе, автор «Описания Чёрного моря и Татарии», составленного в 1634 г.
Джованни да Лукка (1573 —1657), описавший обычаи черкесов, живущих «Между Таманью и Темрюком находится коса земли, на берегу которой несколько деревень. Говорят они по-черкесски и по-турецки. Одни из них магометане, другие следуют греческому обряду; …они от греческой веры только сохранили обычай носить съестные припасы на могилы покойников, да соблюдают некоторые посты.»
Из «Книги путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму» (1641-1667 гг.). Описание города Гёзлюев, или прекрасного замка Гёзлёв.
В 1665-1666 годы в Крым во второй раз приезжает знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, несколько раз побывавший в Крыму и поместивший свои впечатления от крымских поездок в десятитомной «Книге путешествия» — «Сейахатнаме». На основании сведений из «Книги путешествия», а также из некоторых других источников, попытаемся представить, как выглядела жизнь крымских татар середины XVII века.
Традиционное жилище
Пожалуй, быт любого народа начинается с жилища. Советский археолог и этнограф Борис Куфтин выделял четыре типа крымскотатарских домов. Традиционные татарские дома XVII века, как правило, были одно-этажные и двухэтажными. На верхнем этаже жили хозяева, а нижний этаж обыкновенно отводился под бытовые комнаты; на первых этажах часто содержали животных. Дома отапливались печами-тандырами, устроенными посередине комнат. Взрослые мужчины жили отдельно от женщин и детей. Крыши домов были двускатные, крытые красной черепицей. Стены домов строили из камня или саманных кирпичей в сочетании с деревянными балками.
Азбар (внутренний двор) дома, как правило, был окружен глухой высокой стеной, окна домов не выходили на улицу, так как дом мусульманина был его крепостью, в которую не должен был проникать взгляд чужака. Дома татарской знати были более просторные и богатые; классическим примером служит комплекс ханского дворца в Бахчисарае.
Религия
Все источники рассказывают нам о принадлежности крымских татар к исламу ханафитского толка — одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе. Турецкий путешественник Эвлия Челеби упоминает о том, что в Крыму также проживали и многочисленные исламские мистики-суфии. По его сведениям, к суфийским братствам принадлежали не только рядовые мусульмане, но и члены правящей династии ханов Гиреев. Во время посещения Акмесджида (ныне Симферополь) путешественник вступил в теологическую дискуссию с одним из местных суфиев и даже поспорил с ним.
Образ жизни
Практически все источники того периода сходятся на том, что основным источником доходов Крымского ханства середины XVII века были военные набеги и работорговля. Вот, например, что об этом говорит посланник польского короля Стефана Батория к хану Мухаммед-Гирею, в 1578 году в Крым Мартин Броневский о татарах:
«Хотя почва их очень плодоносна, однако немногие занимаются земледелием и хлебопашеством; большая часть не обрабатывают полей и не сеют хлеба... Греки-христиане, живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля… В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, евреи, черкесы, пятигорцы…».
Действительно, в большинстве своем, крымские татары середины XVII века имели статус воинов, которым негоже было заниматься ремеслами или сельским хозяйством.
«Другого занятия, кроме войны, они не знают. Продолжительная опытность в военном искусстве познакомила их с тайнами его» – так же о занятиях крымских татар писал Джованни да Люкка.
Национальная кухня.
Самобытность крымскотатарского народа проявляется и через его национальную кухню. Один из исторических источников пишет о татарской кухне: «Питаются кониною, верблюжиною, быками, коровами, и баранами, которых у них очень много. Знатнейшие и богатые употребляют хлеб, говядину… и сладкие напитки; а простой народ не имеет хлеба, употребляют вместо него толченое пшено, разведенное водою и молоком… вместо питья употребляют кобылье молоко и сыворотку».
О том, что в середине XVII века крымские татары не изготавливали хлеб, говорят и мусульманские источники. Интересно, что по мнению Эвлии Челеби, крымские татары опасались пить воду, заменяя её кумысом, молоком или даже свежей кровью животных.
Эвлия Челеби оставил о татарской национальной кухне любопытное описание своеобразного приготовления мяса: «Кладут под чепрак… после чего садятся на коня и гарцуют на нем в течение длительного времени. Когда же из конского мяса уже сок вытечет, то считают, что к потреблению оно уже готово, и тогда съедают ту конину».
А вот описание одного из первых блюд: «Народ этот… в обильных количествах употребляет похлёбку с мелко порезанным тестом… Этот суп с тестом, так называемую похлёбку с лахшой, они едят потому, что Пророк в святом хадисе своём промолвил: «Наилучшей пищей является лакша».
Записал Эвлия Челеби и вот такую интересную народную легенду. По его словам, крымские татары имели обычай в знак высочайшего уважения к гостю готовить ему кебаб – жаркое из мелко нарезанной баранины, используя при этом в качестве топлива не обычные дрова, а колесо от арбы. Обычай этот пошёл от легенды о татарине, который, находясь в степи, где не было деревьев, принимал ногая, и, желая достойно приветить гостя, испёк ему кебаб, за неимением другого топлива, на колесе от собственной арбы. По словам татарского путешественника, с этого времени и повелось, что татары, желая оказать уважение гостю, потчуют его бараньей печенью, испеченной на костре, сделанном из колеса арбы.
Одежда
В середине XVII века одежда ценилась гораздо дороже, нежели сейчас. Практически любую часть одежды носили, берегли, штопали и перелицовывали вплоть до полного износа ткани. Из источников XVII века известно, что крымские татары одевались в традиционные одежды, большого разнообразия в нарядах простых татар не было. Суммируя описание одежды крымских татар, оставленное различными путешественниками того периода, можно прийти к выводу: практически все носили «суконные кафтаны и суконные штаны»; знать облачалась в собольи шубы и шапки. Некоторые татары носили на голове «намотанные белые чалмы»; на ногах – плетёные ботинки или туфли. Женщины носили суконные ферадже — долгополую одежду с длинным рукавом, с широким воротом, а на ноги надевали кожаные сапожки и ботинки.
Бани
Бани, распространенные в Крыму ещё с древнегреческого и римского времени, и сейчас сохранились в Крыму, изменив название на «турецкие». С древнейших времён бани, как в Греции, Риме, так и в Крыму были не только местом для омовения, но и для приятного времяпрепровождения, светских бесед и деловых разговоров. Вот как в описании выглядела баня Мехмед Гирея IV в Бахчисарае:
«Это прекрасная баня, полная света, со сводом, покрытым прекрасной черепицей, красной, как рубины… Над дверьми золотыми и небесными письменами в стиле джели написана хронограмма… Пол в ней белым мрамором выложен… Посреди находится большая зала в форме восьмиугольника с фонтаном».
Из многочисленных бань эпохи Крымского ханства до наших дней дошло всего несколько бань, самой примечательной является «Сары-Гюзель» («Белокурая красавица») на территории Бахчисарайского дворца-музея, датирующаяся XVI веком. Интересна также турецкая баня — хамам, сохранившаяся в Евпатории до 80-х годов прошлого века.
Народная музыка и танец
Несмотря на то, что у крымских татар были богатейшие традиции народных танцев и песен, к сожалению, практически ни один из путешественников не оставил никаких сведений об этом. Эвлия Челеби подробно описывает, что у хана Мехмед Гирея IV была целая танцевально-музыкальная группа из черкесских, абхазских и грузинских юношей и девушек, которые танцевали и играли на сазах, бубнах, барабанах, цимбалах, чангах и ребабах.
О качествах характера татар
Исторические источники расходятся в характеристике крымских татар. Несмотря на общее недовольство набегами и жестокостью татар, даже христианские авторы XVII века часто ценили их отвагу и храбрость. Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, мемуарист-этнограф XVI века Михалон Литвин написал целый трактат о том, что христианам надо брать пример с моральных качеств примитивных, но честных и прямых крымских татар.
Высоко ценил качества характера крымских татар, своих единоверцев, мусульманин Эвлия Челеби:
«Народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, враждебности, он не склонен кого-либо предавать бесчестью, настраивать одних против других, ибо это у них весьма не в почёте. Слыша, что должен прийти сплетник, люди эти убегают от него».