Какие традиции принесли теосцы в Фанагорию

карта-тавридаf

Фанагория — Phanagoreia (Φαναγόρεια) была основана колонистами из Теоса (ок. 545—540 гг. до н. э.) На современном Таманском полуострове в северо-восточной части Понта Эвксинского (Чёрного моря). По мнению некоторых учёных, эти колонисты пришли не из Теоса, а через Абдеру, которая была ещё одной колонией, основанной Теосцами во Фракии,  почти одновременно с Фанагорией. Похоже, что Фанагория пользовалась свободным статусом с самого начала основания полиса до 480 г. до н. э., когда правители Киммерийского Боспорского царства — Археанактиды распространили свою власть над городом. В то время Фанагория была процветающим городом, чеканила серебряные монеты и торговала с греческими метрополиями и колониями.

Основатель Φαναγόρης и личные имена Φαναγόρας и Φαναγόρα из Теоса (Иония)

смирна

Теос (др.-греч. Τέος) — древний город в Ионии, основанный в X века до н. э. на западном берегу Малой Азии, в 30 км к юго-западу от Смирны (ныне Измир). В VI веке до н. э. Теос был важным торговым портом и одним из самых процветающих городов, достигшим расцвета, входил в состав союза 12 древнегреческих городов-полисов Ионии.
Жителя и уроженца Теоса называли теосец (др.-греч. Τήϊος)

До персидского вторжения Теос был подвластен царю Лидии Крёзу (560—546 до н. э.). В 546 году до нашей эры персы под предводительством полководца Гарпага покорили берега Малой Азии, теосцы не стали терпеть владычества персов и покинули свой город по морю.
Около 545—540 годов до н. э. большая часть жителей Теос переселилась в Абдеры во Фракии и в Фанагорию на азиатской стороне Киммерийского Боспора (Керченского пролива) напротив Пантикапея (Керчи)

Город Фанагория был назван в честь его первого колониста из Теоса и основателя города Φαναγόρης (Ионический диалект; Φαναγόρας). Единственное сохранившееся свидетельство о событиях этой колонизации и основания — информация о том, что жители Теоса покинули свой город из-за персидской угрозы.

Боевой-корабль-атакует-торговое-судно.-Роспись-на-чернофигурной-вазе-VI-в.-до-н.э.

Боевой корабль атакует торговое судно.Чернофигурная ваза — VI века до-н.э.

Имя основателя засвидетельствовано в нескольких документах, относящихся к античности и средневековью. Слово Φαναγόρης — Фанагорас происходит от древнего корня ΦΑО (ср. Φάω -* Φάϝος> φάος / Pamphylian греческий φάβος / сокращенный аттический греческий «фос» φῶς, что означает «свет», но также и «слава», который позднее был сформирован как ΦΑΝ ( ср. φαίνω <φάν — ω). Вторая часть названия города Фанагория произошло от слова ἀγοράагора. Многие личных греческие имен были сформированы со словом ἀγορά.
Ἀγορακλής — Агораклис — тот, кто славится на публичных собраниях,
Ἀγοράκριτος — Агоракритос — тот, кого судят на публичном собрании, ср. Δημόκριτος — Демокритос,
Ἀθηναγόρας — Афинагорас — мудрый (голос) оратор, вдохновленный Афиной — богиней мудрости,
Ἀρισταγόρας — Аристагорас — лучший (голос) оратор, для общего блага,
Διαγόρας — Диагорас — хороший (голос) оратор, вдохновленный богом Зевсом,
Εὐαγόρας — Евагорас — хороший (голос) оратор,
Μολπαγόρας — Молпагорас, Πρωταγόρας — Протагорас — лучший (голос) оратор или лучший среди тех, кто работает на общее благо,
Πυθαγόρας — Пифагорас — тот, кто предоставляет информацию для публичного собрания,
Τιμαγόρας — Тимагорас, Νικαγόρας — Никагорас, Клейнагорас.

Корни слов греческого языка, как и других языков Индоевропейской группы языков, происходят из ведического санскрита, например, гал — gal, галда — galda, гарда – gardha – голосить, галдеть, галдёж (родственные слова в др. рус. яз.: ГАЛЮ — радуюсь, ликую; ГАЛит — ликовать, радоваться).

Несколько древнегреческих личных имен были сформированы со словом фан — φαν— (или файн — φαιν-), например, Φανοκλής — Фаноклис, Φαινεκλῆς — Фаноклес, Φανόκριτος — Фанокритос, Φανόμαχος — Фаномахос, Φανόδικος — Фанодикос, Φανοστράτη — Фаностате, Φαιναρέτη — Файнарете, Φαίνιππος — Файниппос.

Φαναγόρης — Фанагорис может означать «тот, кто приносит свет, просветление или откровение на публичное собрание», но это может также означать «тот, кто имеет славу, выступая на публичном собрании» (Ἀγορακλής — Агораклис). Если мы выберем первое значение, то это имя может быть эпитетом бога Аполлона, которого звали Πύθιος — Пифиос (Предсказывающий; Πυθαγόρας — Пифагорас), и Λοξίας — Лохиас, потому что он открывал людям будущее, иногда при посредничестве сына Асклепия- врача.  Вся доступная информация указывает на Фанагорас как на человека из Теоса, а не на бога.

По очень древней традиции жители величайших родосских городов были мигрантами из Арголиды и северного Понта Эвксинского (Чёрного моря). Интересно отметить, что имя Φαιναγόρας — Файнагорас засвидетельствовано в Арголисе во II-I вв. до н.э., личное имя Phainagoreioi и названия Phainagoreioi  — на Родосе в 3–2 в.в. до н.э.  Возможно, имя Файнагорас всего лишь память о тех, кто мигрировал на Родос из Арголиды. Это имя могло быть получено из местного названия места как Φάναι — Фана, которое была древней формой для названия места Φάνες — Фанес, где устанавливали сигнальные огни.

Диабол. Фанагория -393г. до н.э. На аверс - кабира в конической шапке, украшенной венком. На реверсе - бодающий бык, пшеничное зерно и надпись -ФАNА

Диабол. Фанагория -393г. до н.э. На аверс — кабира в конической шапке, украшенной венком. На реверсе — бодающий бык, пшеничное зерно и надпись —ФАNА

С конца VI века до н. э. Теос чеканил монету. На серебряных статерах Теоса изображался грифон, начиная с 520—515 годов до н. э. В IV веке до н. э. 400 теосцев относились к богатой знати, а общее население города составляло 2000—3000 жителей.

Помимо морской торговли теосцы занимались животноводством. В надписях упоминается крупный и мелкий рогатый скот, свиньи. Теосцы занимались кустарным производством текстиля и керамики. В конце VII века до н. э. Алкей пишет: «Льётся вина плеск из теосских чаш» (перевод М. Гаспарова). С конца IV века теосцы производили цветные платья и плащи из милетской шерсти.

Надпись (Teiorum dirae ), найденная в Теосе и относящаяся к концу V века до н. э. свидетельствует о демократическом устройстве города. Высшими органами власти в Теоле были народное собрание и государственный совет (буле).

В Теосе были общие религиозные праздники, тремя важнейшими праздниками были — Антестирия (праздник цветов), в честь Геракла и в честь Зевса.

симпозиум-канфар- 560 г. до н. эры

Апатурии (др.-греч. Άπατούρια) — древнегреческий праздник фратрий (греч. φρατρία — братство; ит. fratello), праздновали в течение трёх дней в 20 числах месяца пианепсиона (начало октября) в Афинах и других ионийских городах. И.-е. БРАТ — *bhrātēr означало нечто гораздо более широкое, чем просто ‘родной брат’, ср. греч. φράτωρ — ‘член фратрии’, в древнем значении индоевропейского слова ‘член мужского союза, фратрии (братчины)’.

Др.-русск. братана — ‘дочь брата’, братаничь, братичь — ‘сын брата’, братанъ — ‘двоюродный брат’, ‘сын брата’, братаньна — ‘дочь брата’, братеникъ, братеничь, братьньць — ‘брат’, братичичь — ‘сын брата’, братичьна — ‘дочь брата’, браточинъ — ‘сын брата или сестры’, братuчада, братачада —  ‘дочь брата’, братuчадие —‘сын или дочь брата’, братучадо  -‘сын брата’, братучадь то же, самобратъ — ‘родной брат’, дв. ч. самабрата.

Русск. брателъница — ‘родственница’, братан — ‘брат’, братабниха — ‘жена братана’, братанич то же, что братан, братанник — ‘двоюродный брат’, братейко — ‘брат’, братунька, братушка ласк., братан —‘двоюродный брат’, двухродный братан ‘троюродный брат’, братан — ‘троюродный брат’, брателко — ‘брат’, братенек — ‘двоюродный брат’, братуха — ‘брат’, братейник, братенник — ‘брат’.

Праздник Апатурии не был посвящён какому-либо отдельному божеству, и связывался узами братства с богами —  в почитании Зевса Фратрия, и Афины Фратрии, и Диониса, и Афродиты, и Артемиды, и Геракла, и Гефеста. Сохранение на Боспоре традиции почитания древних отеческих богов Эллады оставило свой след в надписи, найденной в археологических раскопках Фанагории, посвященной θεοις ηατρίοις -Зевс-Отец.

В древнегреческих колониях Северного Причерноморья, особенно на Боспоре Киммерийском (Керченский пролив) особенно почитался культ Афродиты. На юго-восточном берегу Таманского залива в Фанагории, основанной около 540 года до новой эры, находилось святилище богини Афродиты Апатурии. Народная этимология объясняла название Апатур по-гречески απατη — апати — обман, хитрость, эпитет Афродиты Апатура для греков значил «обманщица». Современные исследователи объясняют его как άμα πατόρια- праздник тех, кто имеет общего отца.

фанагория-краснофигурная керамика

На фрагменте краснофигурной вазы, найденном в Фанагории, изображён  бог торговли Гермес и Афродита Апатура («обманщица»)

Апатурии были призваны скрепить и освятить единство, братство всей общины — фратрии — объединения населения древних греков, основанные первоначально на родовом принципе братства (родства). Каждая фратрия («братство») объединяла несколько родов, а несколько фратрий составляли филу. Фратрии — это религиозно — культовые объединения с общими обрядами и совместными трапезами. Празднование Апатурии осуществлялось по отдельным фратриям (братствам) в единых традициях и по единообразным обрядам.

Килик -симпосия-пир

В первый день Апатурии устраивали братские пиршества во фратрии, то есть братчины. (греч. δόρπεια, δορπία — «дорпия»- торжественный ужин  от слова «дипно» — δείπνο— «ужин»),
Второй день Апатурии был посвящён жертвоприношению Зевсу Фратрию и Афине Фратрии (греч. θυσία — жертвоприношение; να θυσιάσει — «приносить в жертву»). Поскольку Апатурии были праздником единения гражданского общества, к концу V века до н. э. жертвы на алтарь приносили за государственный счёт.
В третий день Апатурии — праздновали «день юношей» (греч. — ὴ κουρεῶτις ὴμέρα -«куреотида гемера»), отцы семейств представляли своих законных сыновей, родившихся со времени прошлогоднего праздника, для внесения в список фратрии. По этому случаю в жертву приносился ягнёнок или козлёнок (греч. μείον — «мейон» — малая жертва).

бег с факелами

По сообщению Платона, в третий день празднеств проводились состязания мальчиков в декламации стихов Солона, и спортивные ритуальные состязания (лампадодромии) в беге с горящими факелами, в честь огня божественного кузнеца Гефеста (греч. Ἥφαιστος; микен. a-pa-i-ti-jo )

Запись нового члена фратрии далеко не всегда проходила гладко, так как если у кого-либо из братства были возражения, он отводил жертвенное животное от алтаря, и вопрос о признании ребёнка членом общины (фратрии) становился предметом голосования и юридических споров.

Юноши (греч. Εφηβοι — эфебы)  древней Греции, достигшие 18-летия (греч. ήβη — совершеннолетие), должны были повторно записываться во фратрии, жертвуя прядь волос (греч. κούρειον) Артемиде Апатурии.
Гражданин, женившиеся в течение года, совершал жертвоприношение от имени своей супруги на братчине за свадьбу (греч. γαμήλια -«гамелия» = свадьба ).

борьба--

Согласно мифу, афиняне установили празднование Апатурии в честь хитрости, с помощью которой они одержали победу над беотийцами в пограничном споре. Царь беотийцев Ксанф (Ксант, др.-греч. Ξάνθος — «рыжий, светло-золотистый»)  и царь Афинян в 1134—1126 годах до н. э., Тимет (или Фиметий, др.-греч. Θυμοίτης) последний потомок Тесея, договорились решить пограничный спор поединком. Афинский царь Тимет уже был стар, и сражаться вызвался Мелантос (греч.Μέλανθος — Чёрный) — мифический потомок Нелея (др.-греч. Νηλεῖδαι) , сына Посейдона.

Во время поединка Мелантос крикнул Ксанфу: «Ты бьешься не по правилам, оглянись, рядом с тобой сражается ещё кто-то». Беотиец обернулся, и Мелантос коварно поразил его насмерть. По одной версии мифа, Мелантосу помог Зевс Апатур (обманщик), но большинство авторов пишут, что за спиной Ксанфа возник Дионис Мелантос (греч.Διόνυσος Μέλανθος — Деонис Чёрный) — с черными кожей и волосами, одетый в чёрную козлиную шкуру.

1ganymedes_зевс

Объяснение этого мифа вызывало у исследователей затруднения, поскольку для греков, как и для современных людей, привычным было противопоставление чёрного (плохого) белому (хорошему), и потому победа Чёрного над Белым, да ещё с помощью обмана, представляется странным поводом для праздника.

В XIX веке всю мифологию выводили из поэтического воззрения на природу, обожествлению природных явлений, выразившихся в создании мифов о ритуальной борьбе сил пробуждающейся весной природы с демонами зимы, держащими в плену замороженные вешние воды.

Пьер Видаль-Наке в своей работе «Чёрный охотник», предложил, на основе теорий ван Геннепа, рассматривать мифический поединок в качестве символического изображения обряда инициации юношей (эфебов), которые проходили двухлетнюю военную подготовку в горных пограничных областях, обучаясь ночной охоте, тактике внезапных нападений и обманным приёмам борьбы охотника-одиночки. Достигшим совершеннолетия юношам предстояло освоить принципам боя гоплитов, сражающихся в когорте (отряде воинов), чувствующующих командный дух братства (фратерии). В качестве символа одиночного охотника, юноши (эфебии) облачались, подобно Дионису, в черные хламиды. Видаль-Наке полагает, что именно во время праздника Апатории юноши (эфебы) приносили присягу в храме Афины Фратрии, и получали боевое оружие.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org