Впервые слово «референдум» прозвучало в Крыму в 1917 году, ровно 100 лет назад, когда была создана УНР (Украинская Народная республика), русская Таврия впервые в новой истории задумывались о своей автономии, считает Вячеслав Зурбин, историк и член группы, изучавшей аспекты воссоздания автономии в Крыму во время крымского референдума 1991 года.
Идея крымского референдума впервые была высказана в 1917 году, когда рушились устои царской России, жители Таврической губернии задумались над своей судьбой, поскольку от России Крым были отрезан гражданской войной, да и на полуостров, в то время, никто не претендовал…
Воззвание к крымчанам и гостям полуострова Симферопольского женского клуба, май 1917 года. Из основного фонда «Музея истории города Симферополя»
По словам директора Центрального музея Тавриды, историка Андрея Мальгина, в преддверии 1917 года Крым жил «активной жизнью прифронтовой губернии». И действительно, в 1915 году была построена железнодорожная ветка «Евпатория-Сарабуз» (ныне станция «Остряково»)
В мае 1915 года император Николай II принял решение о создании в Евпатории у Мойнакского озера «Всероссийской грязелечебницы имени цесаревича Алексея».
Ещё в начале Первой Мировой войны императрица Александра Федоровна выбрала Евпаторию местом организации военного госпиталя, и на деньги царской семьи был арендована санатория «Приморская» в Евпатории. Военному госпиталю на 200 койко-мест присвоили имя «Её Императорского Величества императрицы Александры Федоровны». Заведующим военно-полевым лазаретом, организованном в санатории «Приморский», был назначен председатель Евпаторийской земской управы Семён Дуван.
Примечательно, что 16 мая 1916 года император Николай II с августейшей семьей посетил Евпаторию, куда прибыл поездом, следовавшем по недавно построенной железной дороге «Евпатория-Сарабуз» . Этот приезд стал для царской семьи последним визитом в Крым. После отречения Николай II просил Временное правительство дать ему возможность поселиться, как частному лицу, с семьей в Ливадии. Однако председатель Временного правительства Александр Керенский в этой просьбе Николаю Александровичу отказал.
Наряду со строительством железной дороги «Евпатория-Сарабуз» планировалось строительство железнодорожной дороги от Севастополя до Ялты, затем от Ялты до Алушты.
«Уже завозили достаточно активно стройматериалы, — рассказывает Мальгин. — Дорога должна была проходить по побережью. Ситуация была достаточно спокойной, никто не боялся строить эту железную дорогу. Функционировала царская резиденция (в Ливадии – ред.). И хотя императорская семья не приезжала во время Первой мировой войны на отдых, Крым продолжал быть курортом. Правда, существовало требование светомаскировки: на ночь огни не зажигали на побережье, тем не менее, как курорт Крым продолжал функционировать». Люди не боялись приезжать в Крым на отдых ещё и потому, что русская армия наступала в Турции: «Черноморский флот господствовал в Чёрном море, и опасности для Таврической губернии не было».
Цены на продукты в 1917 году, промышленность и беженцы.
В целом в начале XX века Крым находился на экономическом подъёме. Хотя, как отмечает автор нескольких книг, посвященных истории Крыма в 1917-1920 годах, историк Вячеслав Зарубин, набиравшая темпы промышленная модернизация не выкорчевала докапиталистические элементы, а урбанизация не успела изменить аграрного характера экономики Таврической губернии России. Масса крымско-татарского населения, разбросанного по многочисленным горным деревенькам, большей частью продолжала существовать в патриархальном измерении, если не считать более крупных таврических городов Бахчисарая и Карасубазара (Белогорска). Национальные взаимоотношения в Таврической губернии были спокойными, хотя и таили в себе пока незаметные зёрна возможных, разжигаемых политиками и и революционными фанатиками конфликтов.
Социальные противоречия, конечно, были, но замкнутость жизни сельских населённых пунктов, отсутствие нормальных дорог в Крыму, не способствовали массовой организации протестов. Преобладание ремесленных мастерских и мелких предприятий над крупными промышленными производствами, означало, отсутствие масс пролетариата, а политическая незрелость населения Таврической губернии во многом сглаживала острые углы социальных и национальных конфликтов.
Радикальные взгляды на полуострове не находили социальной опоры! Мелкие торговцы, арендаторы земледельцы, селяне, работающие по найму и ремесленники, занимающиеся кустарным производством, словом все жители Таврической губернии предпочитали стабильность сложившегося экономического уклада жизни и постепенность государственных перемен. Уровень жизни жителей Таврической губернии, по сравнению с другими губерниями Российской империи, был выше и стабильнее, благодаря прекрасным климатическим условиям для туризма, отдыха, лечения приезжих жителей России, и для занятия местных жителей земледелием, садоводством и виноградарством. Серьезных причин для многолетней вооруженной междоусобицы в Крыму не было, её могли привнести только извне.
Основной отраслью экономики Таврической губернии в 1917 году было сельское хозяйство, развитию которого благоприятствовал местный мягкий климат. Земли Таврической губернии были сосредоточены в руках крупных землевладельцев, почти 90% всей земли на полуострове принадлежало землевладельцам, имеющим участки свыше 100 десятин (11,5 % хозяйств), сдающих земли в аренду. Малоземельные хозяева, часто брали земельные участки в аренду, или сдавали свои небольшие участки земли, уходя на заработки. Крепкие крестьянские хозяйства прибегали к аренде земли с целью заработать на продаже урожая и прикупить ещё земли.
В Таврической губернии свыше 25 тысяч десятин ежегодно сдавалось в аренду. Большая часть земель сдавалось в аренду на условиях скопщины, при которой съёмщик арендует землю не за деньги, а за долю сельскохозяйственного продукта, выплачиваемой натурой. Скопщики селились на арендуемой земле владельца, и обязаны были отдавать землевладельцу десятую часть урожая, отсюда их название «десятинщики». Чем дольше существовал такой порядок аренды, тем больше скопщина превращалась в самую настоящую «обдираловку» для арендатора-«десятинщика». К арендной плате натуральными сельхозпродуктами добавлялись разные штрафы, требовались дополнительные отработки, отдавать же в качестве платы за землю часто приходилось до половины полученного урожая, а не 10%. Это усиливало и так высокую в Крыму степень социального расслоения на селе, что создавало почву для конфликтов.
Значительно ухудшилось экономическое положение Таврической губернии в годы Первой мировой войны. К 1917 году цены на хлеб выросли более чем в 3 раза, на мясо — в 4,5 раза, масло подорожало в 5 раз, картофель — в 10 раз, цены на обувь — более чем в 7 раз. Вскоре после начала боевых действий Крым стал заполняться беженцами из южных и западных губерний Новороссии, в Крым устремились армяне из Турции, спасаясь от резни. Обстановка в Крыму обострялась, усиливались антивоенные настроения, активизировалось стачечное протестное движение.
Во время Первой Мировой войны в Крыму появилось немало промышленных производств, однако их скромные масштабы были не сопоставимы с большими заводами и фабриками в крупных промышленных центрах Российской империи. В Крыму не было большой концентрации такого взрывоопасного элемента, как пролетариат. Таврическая губерния была достаточно благополучной сельскохозяйственной территорией. Если и были здесь противники самодержавия, то они были из тех, кто приезжал в Крым на отдых из больших промышленных городов России. Большевистские и другие революционные политические организации в Крыму были достаточно слабы, тем не менее, можно сказать, Таврическая губерния постепенно втягивалась в водоворот Февральской революции 1917 года.