Каков первый день сентября, такова и осень

падуб остролистный -

Если бы мы жили в XVII веке, то сейчас не собирали детей в школу, а готовили новогодний стол. Новый год, или Новолетие, как его именовали в допетровское время, отмечали 1 сентября. Покровителем праздника Новолетия был Святой Симеон Столпник Летопроводец. Именно к нему обращались с молитвой русские люди, надеясь на благополучный год.
Церемонию Новолетия устраивали в Кремле, празднество собирало множество зрителей – горожан и иностранцев, а главными участниками ритуала были царь и патриарх. На площади выстраивались стрелецкие полки и толпились московские дворяне, купцы и иноземные дипломаты. Давней международной традицией в день Нового года было принимать поздравления от иностранных послов. Добрые пожелания правящему монарху – процветания государства и благоденствия подданных были лучшим свидетельством добрых отношений между странами. (фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков»).

Народный календарь сентября.

1 сентября – Андрей Стратилат, Тепляк, Фёкла Свекольница. «Стратилат Тепляк с теплом приходит», «Если дует ветер с севера – осень будет холодная, если с юга – тёплая», «Южный ветер – к урожаю кормовых культур, овса». «Стратилатов день приспел — овес поспел». «С Фёклы начинают дёргать свеклу». Примечали погоду: «Каков первый день сентября, такова и осень».

2 сентября – Самойлин день. Пророк Самуил считался покровителем и заступником мужиков-крестьян: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». В этот день просили хорошей погоды для грядущих осенних работ.

3 сентября – Фаддей, Василиса-Льняница. «Если на Фаддея погода ясная — ещё четыре недели хорошая погода будет». В этот день убирали лён: «Баба Василиса о льнах радеет».

4 сентября – Агафонник. «Если Агафонников день ясный, то хорошая погода будет держаться ещё четыре недели».  Считалось, что в ночь на Агафона из лесу выходит Леший, который может раскидать готовые снопы, что-то испортить, начудить. Мужики даже выходили в поле стеречь гумна, причём непременно надев одежду наизнанку. Это связано с тем, что и сам Леший всегда в одежде наизнанку, правое перепутано с левым:

«Видом своим напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нём почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зелёные и горят, как угли.»
(Ярославское Пошехонье)

С «изнаночной стороной» одежды связан не только образ самого Лешего, но и способ противостояния ему. Так, считалось, что если кто-то заблудился в лесу, «Леший кругами водит», то следует одеть кафтан наизнанку и поменять местами обувь, а также рукавицы — и тогда хождение по кругу закончится и можно будет легко найти дорогу. Вероятно, это связано с тем, что Леший воспринимался как пограничное существо, находящееся в Нави — именно поэтому он приходит как бы «отзеркаленным», где правое становится левым.

— 5 сентября – Луп Брусничник. Этот день тоже считался погодоуказателем на долгий период, когда судили о предстоящих заморозках и зиме: «Если на Лупа журавли на юг потянулись, то зима будет ранняя», «Если журавли летят низко, то зима предстоит теплая, а если высоко – холодная», «Если журавли летят низко, быстро и «молчком» — жди скорого ненастья». В этот день льны «лупятся»: «Лён две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит-«лупится». С этого дня нередки заморозки: «Лупенский утренник – первый предвестник осенних заморозков: михайловских (19 сентября), покровских (14 октября) и екатерининских (7 декабря), «Если на Лупа не будет заморозков, то и сентябрь не заморозит», «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся», «Если на Лупа брусника поспела, то и овес дошел», «На Лупа поспевает клюква».

6 сентября – Евтихий. В этот день, который чаще бывал тихим и безветренным, примечали погоду: «Если на Евтихия дождь, то будет сухая осень и хороший урожай в будущем году; снег хорошо землю укроет, а весной ко времени сойдёт».

грибы

— 7 сентября Тит Листопадник, Тит Грибной, Варфоломей Житосей. «Этот день осень ловит», «Если летом было много грибов, то зима будет долгая». В этот день собирали осенние груши и шли по грибы, а затем занимались заготовкой грибов на зиму. «Пришёл Варфоломей — жито на зиму сей!».

8 сентября – Адриан и Наталья, Наталья Овсяница. С этого дня начинали косить овёс и готовить из него вкусные и полезные блюда: «Несёт Наталья овсяный блин, а Адриан — в горшке толокно», «Если холодный утренник в этот день, это предвещает раннюю и холодную зиму».

9 сентября – два Пимена и Анфиса, Рябинник. В этот день славили рябину, начало заготовки её ягод (урожай рябины окончательно убирали после полного ее созревания в конце сентября или после первых морозов, когда плоды приобретают сладость). «Много ягод рябины – к снежной зиме», «Милостива будет зима, если на рябине плодов много останется». Начало сбора дубовых желудей, которые использовались для посева и в качестве талисмана.

10 сентября – Анна и Савва Скирдники. С этого дня начинали убирать сжатый хлеб в скирды, убирали зерновые и кормовые культуры. Праздник урожая и открытия осенних ярмарок. День избавления от дурных привычек.

11 сентября – Иван Постный, Иван Сухой, Репный праздник. Репа, как мясо, режь да ешь. «День Ивана Постного – осени отца крестного». Проводится заготовка лекарственных растений: «В день Ивана Сухого собирают ядовитые коренья для лечения», «На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы». Перелётные птицы массово улетают на юг: «Иван Предтеча гонит птицу далече», «Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого — будет короткая осень, ранняя зима». В этот день убирали урожай репы и устраивали «репный праздник» с обильной едой, угощали бедных.

— 12 сентября – Александр Сытник, Свытник. В этот день традиционно собирали лечебные коренья и славили хлеб, было принято варить сытную (ячменную) кашу. «Тёплый вечер и звёздная ночь – к урожаю следующего года».

журавли--

— 13 сентября – Куприянов день, Журавлиное вече. «На Куприяна начинают дергать корнеплоды». «На Куприяна журавли на болоте-«журавлиннике» собираются и совет держат, как на юг полетят». Только с этого дня можно было начинать сбор лечебной клюквы, которую называли «журавлинкой».

14 сентября – Церковное Новолетие (Индикт), Сёмин день, Семён Летопроводец. В народном календаре этот день в старину называли «началом бабьего лета», и по его погоде судили об осени.

«Бабье лето восемь дней»,
«Коли в этот день ясно – то старое бабье лето (14-21 сентября) теплое, осень сухая, зима суровая».
«Если первый день бабьего лета ясный, то вся осень выйдет тёплая и ведреная»,
«Бабье лето сухое – осень мокрая».
«Если на бабье лето луга опутаны тенетником (паутиной), гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной».
«Если этот день грязным вышел – осень дождливая, зима тёплая».
«Если подует ветер с юга – будет зима теплая, а с востока – зима холодная».
«Коли после этого дня загремит гром – к урожаю следующего года».
В селах с бабьего лета начинались запашки, осенние хороводы и смотрины невест, справлялись новоселья.

15 сентября – Мамонтий Овчарник, Федот и Руфина. В этот день не выгоняли с утра овец и коз со двора: «Выгонишь скотину – беду наживёшь». «К Мамонтию черёмуха меняет свой летний наряд». С этого дня копали поздний картофель, сажали озимый чеснок.

— 16 сентября – Василиса, Домна Доброродна. Окончание уборки льна: «На Василису – со льнами торопися». В этот женский день принято было доставать из укромных мест и нести в дом добротные старые вещи «для благополучной осени». Старые лапти вешали у крыльца или на колья вокруг огорода «для хороших урожаев» и как «верное средство от сглаза». Сжигали хлам на огороде вместе с картофельной ботвой. В этот день обычно сажали малину. Для предсказания зимней погоды следили за муравьями: «Высокие кучи над муравейником – к морозной зиме».Неопалимая Купина=

— 17 сентябряНеопалимая Купина. Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», охранительнице людей, дома и скота от пожара и молнии.

18 сентября – день Захарии и Елизаветы, Кумоха осенняя. День этот считался хорошим для предсказаний, именно Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа. В этот день выгоняли березовыми вениками кумоху (лихорадку), топили баню. Считалось, что рожденный 18 сентября обладал колдовской силой. На Елизавету традиционно сажали озимый чеснок и другие луковичные растения под зиму. Предсказывали погоду: «Если лист рябины быстро желтеет – к скорому похолоданию и ранней холодной зиме».

— 19 сентября – Михайлов день, Михайловские морозы. Этот день считали рубежом первых утренних заморозков на почве: «Михаил заморозком землю прихватил». «На Михайлу нельзя работать». В этот день устраивались братчины — сходки для совместного решения семейных проблем, заканчивающиеся общим застольем в складчину.

00-ялтинский лук

20 сентября – Луков день. Славили лук как незаменимую пряность и действенное лекарство. Лук от семи недуг. О ценных лечебных свойствах сладкого ялтинского лука хорошо знали ещё в глубокой древности. Белок ялтинского лука содержит восемнадцать аминокислот, не говоря уже о богатой палитре фитонцидов, являющихся природными антибиотиками. Обычный лук горчит и вышибает слёзы луковые. У ялтинского лука совсем нет горчинки, и есть его можно просто так — нарезав дольками на бутерброд с сочными крымскими помидорами. «В этот день лук в косицы плетут девицы», «Если много одежды на луке — быть зиме холодной».

0-Богородица-рождество

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы, Оспожинки, Осенины – вторая встреча осени, Аспасов день. Считался Днём Радости, устраивался праздник с застольем и песнями. Новобрачные в этот день приглашали родных и знакомых в гости – потчевали и показывали своё хозяйство. «Если погода в этот день хорошая, то вся осень хорошей будет». Конец старого бабьего лета, завершение уборки пчёл в омшаник. Посадка-пересадка плодовых деревьев и кустарников. Заготовка декоративных и целебных растений для зимнего букета – для красоты и пользы (ветки хвойных растений, чертополох, багульник, полынь, вереск, др.).

22 сентября – Иоаким и Анна, День рожениц. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, считаются помощниками и благодетелями рожениц и бездетных. В День рожениц было принято чествовать молодых матерей — пекли пироги, угощали повивальных бабок и родных. «Если в этот день дождь, то пропадёт весь озимый посев».

00-пётр-Павел

— 23 сентября осенний Пётр-Павел, Рябинник. В этот день славили рябину, празднуя её именины. «С Петрова дня летнего — ешь землянику, а с осеннего Петрова дня — ешь рябину и калину». Ягоды рябины срывали и вешали гроздьями под крышу дома «на счастье». «Много ягод на рябине – к строгой зиме». В народе считалось, что с этого дня «солнце умирает». Традиционно в этот и ближайшие дни делали домашние бальзамы, ликёры и настойки, наливки и вина из рябины и других ягод и фруктов.

капуста0

24 сентября – Федора Осенняя, Федорины вечёрки, третья встреча осени. Федору Осеннюю называли «покровительницей дождей, наполняющих высохшие колодцы». Считалось, что в этот день случаются последние грозы, а затем наступает настоящая слякотная осень: «На Федору лето кончается, осень начинается». У женщин начинались двухнедельные «капустные вечерки», или «капустники» — бабы капусту рубили да лясы точили, шутки шутили да байки травили, готовили разные блюда из капусты. «Если к этому дню озимые взошли дружно – жди сильного урожая в следующем году». День завершения массовой уборки корнеплодов, заготовки пряных культур и лекарственных растений.

25 сентября – Артамон Змеевник. Считалось, что с этого дня змеи начинают перебираться из полей в леса и уходят в землю: «Артамон последний раз змей на волю отпускает, а потом затворяет в глубинах земных на замок». Этот день был приметным для охотников: если случится хоть какая добыча, то дальше будет сопровождать удача в охотничьем промысле.

— 26 сентября – Корнилов день, Корнилий. «Последний теплый день осени – в последний раз теплый дождь идёт», «Дождь припадет – землю целить начнёт». Заканчивали заготавливать на зиму оставшееся в земле корнеплоды (корнилье): «С Корнилия — корень в земле зябнет», «В Корнилов день — последнюю репу с огорода вон». Начинали готовить витаминные блюда из «зимних» овощей и ели их в сыром виде: «Кто ест хрен да редьку, тот хворает редко».

27 сентября Воздвижение. Третья встреча осени, праздник всеобщего движения. «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает», «Коли на Воздвижение сивер (холод) – так лето теплое будет», «Если высоко летят гуси на Воздвижение – к высокому весеннему половодью, а если низко – к малому». Считалось, что «На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел — все прахом пойдёт», «В этот день в лес ходить нельзя», «На Воздвижение первая барыня – капуста»: с этого дня обычно начиналась массовая рубка капусты, квашение капусты, заготовка на зиму.

28 сентября – Никита Репорез, Никита Гусятник. В огородах вырывали последнюю репу и редьку, а затем устраивали гулянья и ярмарки, смотрины невест. Праздник охотников. Обычно начинается массовый отлет диких гусей в тёплые края. По погоде этого дня, по крику гусей и их полё­ту судили о наступлении скорых холодов, предсказывали будущую погоду и урожай:
«Гуси на Никиту летят — зимушку на хвосте тащат»,
«Дикие гуси низко летят — снег сулят»,
«Коли гуси высоко летят – к дружному половодью, а низко – к малой воде»,
«Если перелетные гуси часто садятся на землю, а скворцы не спешат с отлетом – ожидается сухая и теплая осень».
«Дождь сулит неурожай в будущем году, а ясная погода обещает изобильный год».

29 сентября – Евфимия Прехвальная, Людмила. В этот день было принято мириться поссорившимся супругам и родственникам, восстанавливать мир и лад в семье. Продолжали квасить капусту на зиму.

vera-nadezda-lubov

30 сентября – Вера, Надежда, Любовь и мать их София, Бабий Праздник, Вселенские Бабьи Именины. В этот день устраивали женский праздник, когда женщины отдыхали и общались — «Слёзы в этот день – к счастью», а также поздравляли всех женщин-именинниц в течение трёх следующих дней. Пекли специальные именинные пироги с вензелями и крендели. С нашим осенним праздником, дорогие женщины!

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org