Каменная Могила — «Чудо природы».

2

«Каменная могила» – это археологический памятник в долине реки Молочной близ Мелитополя, представляющий собой нагромождение каменных плит из песчаника, с отпечатками морских моллюсков Высота каменного кургана около 12 метров и площадь нагромождения камней  около 30 000 квадратных метров.  С течением времени плиты из песчаника раскололись, образовав множество гротов и пещер удивительной формы и очертания, засыпанных песком.

7

В приазовских степях курган «Каменная могила» служил древним святилищем для проведения культовых обрядов, местом поклонения предкам.  На каменных стенах внутри пещер и гротов святилища обнаружено множество уникальных петроглифов (от др.-греч. петрос — πέτρος — камень и глифо -γλυφή — резьба).

Таинственные знаки, рисунки, надписи, резы на стенах в Каменной могиле, представляют собой уникальные образцы первобытного искусства.

Русское название «Могила» в словаре Даля означает «яма, место с насыпью, для погребения покойника;  большая древняя насыпь, курган, где по приданию погребены могутники, богатыри; южн. курган или холм вообще».

Большой курган Каменной Могилы расположен в самом центре огромной, почти круглой площадки.

14

Каменная Могила окружена курганами и древними ступами, или «каменными бабами», стоящими на вершине каждого захоронения. В ведическом санскрите «ступа» -stUpa, {styai} — {stu} – вершина, гребень, венец, узел, пучок волос, верхняя часть головы, . Каменные бабы представляют собой фигуры метровой высоты воинов, женщин, детей.

Первое упоминание о святилище Каменная Могила относится к 1778 году. Во время русско-турецкой войны главнокомандующий русской армией Александр Суворов называл Большой курган Каменной Могилы «Чудом природы», под таким названием нанёс его на карту в 1778 году  и распорядился поставить пост из 14 казаков для охраны почтового тракта, и охраны древнего природного памятника. Позднее на карте Таврической губернии памятник Каменная Могила был обозначен, как Камень-Ююнь-Таш, по-тюркски «Гора, Собранная из Камня».

8

В 1837 году в гротах Каменной Могилы побывал известный русский академик П.И. Кеппен, во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности». В своём дорожном дневнике он Кеппен писал: «Каменная могила. Так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной… Взгроможденные тут природою камни то выступают из земли вертикально, то, склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы. В одном месте меж скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы, шириною в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход в пещеру, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку; в других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере занесен песком около 1822 года».

Эта информация заинтересовала научный мир, ведь, она фактически подтверждала рассказы древнегреческого историка Геродота о Скифии и о таинственной области Геррос, где царские скифы хоронили умерших воинов — магутников, богатырей и их жён, Геррос, где находилось легендарное царство Атея.

геррос

Первые археологические раскопки недалеко от кургана Каменная могила проводил российский археолог Н.И. Веселовский в 1889 году. Веселовский раскопал несколько пещер и предположил искусственное происхождение кургана. В 1889 году археолог Н. И. Веселовский писал: «Первоначально была очищена главная пещера под громадным камнем, имевшим упоры по сторонам. Вход в нее образовали два камня, неплотно прилегавшие друг к другу. Через этот ход и вычерпали песок ведрами. Впоследствии обнаружился другой вход в пещеру, параллельный первому, несколько шире. Вскоре пришлось оставить работу вследствие того, что с боков пещеры обвалились два камня по 10 пудов весом. Потому ли, что жители села (Терпенье) пороховыми взрывами расшатали пещеру, (в поисках клада) или вследствие того, что рабочие, подрывая песок, плотно слегшийся по краям пещеры, ослабили основания её, только она стала опасною и угрожала осунуться. Рабочие не успели расчистить её настолько, чтобы можно было произвести точные измерения, в пещере можно было свободно сидеть, а местами даже стоять.

в Гроте Мамонта

На потолке нацарапаны довольно глубоко, местами в полвершка, пересекающиеся прямые и изогнутые линии. Подобные же фигуры оказались и в другой небольшой пещере, возле так называемого «богатырского памятника»… Эти насечки жители и приняли за надписи, в другой пещере, тоже довольно длинной, оказались грубо высеченные вглубь изображения козлов и лошадей».

Первые исследования археолога не увенчались успехом,  в 1890 году он раскопал несколько пещер Каменной могиле, но, не обнаружив, ни поселений, ни кладов, ни погребений, разочаровался и прекратил работу. Составляя отчёт об археологических раскопках насыпного кургана Каменная Могила, Веселовский описал таинственные письмена и загадочные графические изображения Каменной могилы, знаки, петроглифы (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба), обнаруженные на стенах внутри гротов, что свидетельствует о сакральном их предназначении в религиозных культах.

19

Группа исследователей Института истории материальной культуры АН УССР во главе с Отто Бадером в 30-х годах XX века начали детальное изучение надписей и изображений кургана Каменная могила. С 1932 года памятник изучали сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея, обнаружив множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной могилы. Молодой сотрудник музея В. Н. Даниленко, в то время руководивший раскопками на Каменной могиле в 1934 году, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. В 1936 году Каменная могила была включена в программу исследований Азово-Чёрноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Благодаря  усилиям Даниленко, исследователи, открыли более 30 новых мест, содержащих изображения, и на первый взгляд хаотичные настенные знаки были объединены в особую системную письменность, напоминающую шумерское письмо.

Работы продолжались до 1941 года, и были прерваны Великой Отечественной войной. Руководитель археологической экспедиции О.Н. Бадер, родившийся в Полтавской области, по национальности немец,  был сослан в Нижний Тагил.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org