<< В начало << Книга Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.
ЗАМЕТКИ ПО ЭТНОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ КРЫМА.
Кроме исторических развалин имеются и другие интересные темы для исследований, связанные с этой древней страной (Тавридой). Одной из самых увлекательных, насколько мы можем её проследить, является история караимских евреев, которых можно считать потомками аборигенов этой страны. В отличие от других представителей своего народа, они никогда не были скитальцами. Они верят, что поселились в Крыму ещё до рождения Спасителя. Они говорят, что их родина — Грузия и что из Иерусалима в Медину их переселил Мусул-падишах, царь Ниневии….
Геродот упоминает о племени, которое он нашёл в этой стране и которое отличается от других племён тем, что носит чёрные одежды, называемые «меланклони». Возможно, он описывает караимов, имевших в прошлом поселения в Евпатории и других городах. Некоторые считают их одним из затерянных племён, во-первых, потому что их называют чёрными евреями, чтобы отличить от польских собратьев, и, во-вторых, они отличаются от других евреев соблюдением постов и тем, что вместо Талмуда в качестве религиозного руководства следуют Торе, или Закону. Они единственные из известных евреев, кто работает на земле.
Долина, где находится город караимов, называется Иосафат, но живут они на вершине каменистой гряды в двух милях от Бахчисарая. Древние называли их укрепленный город Фуллы. Цитадель располагается на большой высоте, и караимы живут, как орлы, в расселинах скал, где вырубили себе дома. Удивительное обстоятельство — с незапамятных времен, среди войн и столкновений, они жили в удалении от остальных людей и могли свободно следовать своим древним обычаям.
В отличие от остальных детей Израиля, они чисты и лично, и в своих привычках, их честность общеизвестна в Крыму, а характер безупречен.
Не остается сомнений в том, что караимизм выделился из основной религии в самый ранний период еврейской истории. Нужно отметить, что число караимов не увеличивается. Около двухсот домов в городе занято таким же количеством семей, всего тысяча двести обитателей, и, кажется, столько же населения было здесь во все времена.
В караимской синагоге находится священный ковчег, в котором хранятся пергаментные свитки Торы на иврите. Караимы говорят, что текст там представлен в самом неискаженном виде.
Их маленький город называется Чуфут-Кале, или Еврейская крепость. Дорога, вырубленная в камне, ведет к южнобережной дороге — и это единственный путь к этому исключительному месту, окруженному крепкой стеной; городские ворота закрываются каждый вечер.
Караимские евреи всегда имели привилегии; например, с них никогда не требовали рабочих для сооружения крепостей, мечетей, фонтанов и других общественных построек. Они говорят, что заслужили эти привилегии в древние времена, оказав особые услуги татарским ханам. Но Пейсонель относит вышеуказанное освобождение караимов от работ как вознаграждение за услуги еврейского доктора, которому удалось вылечить Улук-ханех, известную высокопоставленную женщину.
Одежда караимов напоминает татарскую, говорят они на татарском диалекте, который называют джагалтай.
Гендерсон в своей книге «Библейские разыскания и странствия по России» пишет, что слово «караим» происходит от ивритского «кара» в Священном писании. Караимов также часто называют «бени мукра», то есть «сыны писания», и «бала мукра», то есть «мастера, или хозяева писания».
Что касается самого караимизма, то он претендует на глубокую древность и корни его скорее всего нужно искать у саддукеев, представителей одного из трех основных направлений, на которые разделился еврейский народ около двухсот лет до Рождества Христова.
Одним из основных догматов саддукеев является их приверженность буквальному пониманию Торы (Ветхого Завета) и полное исключение интерпретации Библии (Талмуда). Некоторые авторы предполагают, что ошибки, которые проповедовались в этом течении во времена Господа нашего, не являлись частью изначального вероучения, их переняли от Саддека, заставившего саддукеев разделиться, и отделившиеся впоследствии стали называться караимами.
Придо называет их «книжниками», которые часто упоминаются в Новом Завете. Караимские евреи живут также в Большом Каире и во многих странах между Польшей и Индией. Их основное отличие от талмудистских, или фарисейских, евреев состоит в том, что они полностью отрицают устные дополнения к Библии и твердо следуют тексту Священного Писания, как единственно правильному источнику и мерилу религиозной истины. Таким образом, они гордятся именем караимы, или «книжники» — эпитетом, который изначально дали им их враги.
Следующие сведения по этому интересному и важному предмету заимствованы из книги Гакстгаузена (этюд XI). Согласно ей, караимы являются еврейской сектой, по поводу происхождения которой существуют два мнения. Первое — они потомки иудейского племени, которое так и не вернулось из Вавилона, второе — они являются потомками десяти племен. Последнего придерживаются и сами караимы.
В любом случае ясно, что караимы не принимали участия в распятии Господа нашего и определенно уважают пророка Иисуса, который относится, как и они сами, к племени иудейскому. Их происхождение более древнее, чем происхождение Талмуда, который они не признают. Они утверждают, что потомки десяти племён живут также в Китае и Восточной Азии. Эти последние, без всякого сомнения, являются главными инициаторами восстания в Китае. Всего в России проживает около шести тысяч караимских евреев, в основном в таких губерниях, как Херсонская, Таврическая, Волынская, Вильнюс, Ковно и Кавказ.
В Крыму им (караимам) принадлежат крупные сады и виноградники, поля и фермы. Судя по материалам Одесского исторического общества, караимы проживали в Крыму уже и восьмом веке нашей эры и достигли тогда высокого уровня цивилизации. Среди хранящихся в Одессе пятидесяти одного рукописного документа (на них стоит пятьдесят восемь надписей) имеется несколько рукописных Библий, а также отрывков, которые в ряде существенных моментов отличаются от общепринятых версий.
Караимский Ветхий Завет отличается от Вульгаты.
Как следует из вышесказанного, там отсутствуют апокрифические книги, но есть книги Ездры и Неемии. Считается, что караимы получили их из Иерусалима, города, с которым они не теряли связи, находясь в плену.
В двух замечательных рукописях тринадцатого столетия содержатся как ивритская, так и арамейская версии книг Моисея. Последняя, без сомнения, прояснит многие непонятные моменты оригинала. В рукописи, созданной в Персии в 918 году и привезенной в Крым в двенадцатом или тринадцатом столетии, содержатся книги более поздних пророков. Она заслуживает тщательного изучения. Как филологи, так и палеографы, изучающие эти научные сокровища, бесспорно, приобретут многое.
Они смогут получить доказательства того, что караимский иудаизм (крымских евреев) развивался в двух направлениях: религиозном и в социальной жизни, центром которой считалась не Палестина и не Вавилон, классическая страна талмудизма, а Персия. Именно оттуда караимы прибыли на берега Чёрного моря, путешествуя через Кавказ. В указанных манускриптах вместе с текстом найдены очень интересные заметки о дарителе этой рукописи и синагоге, которой её подарили. Иногда они включают сведения о современных им событиях.
В одной заметке, датированной первой половиной десятого столетия, упоминается первое появление талмудистских евреев в Крыму, что действительно произошло приблизительно в это время. Из этого отрывка следует, что караимы, крымские евреи, не были ранее знакомы с Талмудом (в их традициях нет упоминания о том, что они отделились от Талмуда или воспринимали его враждебно). Но они всегда строго придерживались текста Библии, так же, как их собратья в Центральной Азии, Китае и Тибете.
Автор без малейшей враждебности выражает удивление и сомнения относительно новой доктрины (Талмуда) и выносит её на суд и мудрость провидения. Следовательно, здесь содержится неоспоримое доказательство того, что караимы в те времена были очень далеки от осознания себя сектой, отделившейся от остального еврейского народа; оставаясь евреями и по духу и по природе, они гордились тем, что сохранили древнюю еврейскую традицию во всей её чистоте, и смотрели на талмудистов как на отступников.
Далее… Татары