Караимские кенасы.

Крымские караимы – это потомки тюркских племён Хазарского каганата и местного населения Крыма. Формирование этноса крымских караимов происходило в Крыму в VIII – X в.в.  В те времена караимы жили в Феодосии (Кафа), Старом Крыму (Солхат), в пещерном городище 14 века в Чуфут-Кале  (старое название Кырк-Ор), в Мангуп-Кале, в Бахчисарае.

«Геродот упоминает о племени, которое он нашёл в этой стране и которое отличается от других племён тем, что носит чёрные одежды, называемые «меланклони». Возможно, он описывает караимов, имевших в прошлом поселения в Евпатории и других городах.» — так писал Мак-Ферсон в книге «Древности Керчи» в 1857 году о караимах Крыма


Караимы владели ремёслами, были искусными садоводами, строителями, военными, успешными торговцами,  за это их ценили и даже приглашали в другие княжества. Так, Галицко-Волынский князь Даниил Галицкий в XIII в. вывез, пожелавших уехать с ним караимов, в Галицию. До сих пор в г. Галиче (Ивано-Франковской обл.) существует небольшая община караимов.

Замок князя Витовта на острове Трокай- Trоkai-Troki

Замок князя Витовта на острове Трокай- Trоkai-Troki

В конце XIV века Великий Литовский князь Витовт вывез около 400 семей крымских караимов в Литву, на остров Тракай, где находился княжеский замок. В основном, это были семьи караимов-ремесленников и воинов, которые пополнили гвардию князя Витовта. Расселившись вокруг замка Тракай, они охраняли резиденцию князя днём и ночью. В городке Тракай до сих пор существует община караимов. Караимы в литовском Тракае.

11чуфут-кале

Духовный глава крымских караимов, князья, военноначальники, состоявшие на службе у крымских ханов проживали в неприступных горах в Чуфут-Кале (Джуфт-Кале — Еврейская крепость, Кырк-Ор).

Крымский хан освободил караимов от многих налогов и податей и доверил караимам чеканку своих монет. В 1731 году в Чуфут-Кале располагался ханский монетный двор и два древних караимских храма (кенасы).

Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года турки ушли из Крыма.

Караимы получили русское гражданство и расселились по всему Крыму. Проявляя верность российскому престолу в Крымской войне 1855 года, караимы участвовали в военных действиях, а после войны получили льготы в приобретении земли для садов, виноградников, строительства домов, усадеб, для открытия промыслов. Секреты караимской кухни.

Разбогатевшие караимы переселились в крупные города России, многие получили европейское образование. До 1917 года в России было 13 тысяч караимов и 40 караимских общин.

Духовно-административным центром караимов России с 1837 года является Евпатория.

Караимы построили в Евпатории два храма (кенасы), приют, религиозную школу, национальный музей и библиотеку. У караимов города была своя типография, в которой печаталась газета. К 30-м годам XX века все караимские учреждения в Евпатории были ликвидированы.

Сейчас численность крымских караимов во всем мире не более 2000 человек, на территории нынешней Украины проживает 1100 караимов, в Крыму – 800 человек,  Евпатории – 250 человек. Как предки караимов попали в Крым?

Храмовый комплекс крымских караимов был построен в Евпатории в начале 19 века по проекту архитекторов братьев Бобович: в 1803 году было получено разрешение на строительство, в 1805 году была построена Большая кенаса, в 1815 г. завершено строительство малой кенасы, и начато строительство здания религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственные постройки, а в 1900 году было закончено сооружение портала главного входа в кенасы.

Комплекс караимских кенас является памятником архитектуры 19 века.

В 1916 году городской голова Семен Эзрович Дуван имел честь встречать в Евпатории российского императора Николая II и его семью. 16 мая 1916 года Российский император посетил Свято-Николаевский собор, мечеть Хан-Джами, караимские кенасы, отдав дань уважения крупнейшим религиозным конфессиям нашего города.

С 1921 по 1942 год весь комплекс караимских кенас был закрыт. В 1942 г. была открыта Малая кенаса и благотворительная столовая.

С 1959 г. в помещениях караимских кенас располагались различные советские учреждения: краеведческий музей, антирелигиозный музей, Бюро технической инвентаризации, детский сад, работали спортивные секции, курсы медсестёр.

Сейчас комплекс караимских кенас передан караимской общине Евпатории и в 1999 году восстановлен на добровольные пожертвования граждан. 4 сентября 1999 года состоялось торжественное открытие и освящение караимских кенас.

В 2016 году в Караимских кенасах была открыта мемориальная доска, в память о посещении императором Николаем II нашего города 6 мая 1916 года.

Кто такие крымские караимы?

Здание Караимской кенасы и Этнографический музей «Кенаса» находятся по адресу ул. Караимская, 68, тел. 3-30-35.

xpPveCtkF3M

You can leave a response, or trackback from your own site.

2 Responses to “Караимские кенасы.”

  1. Юрий:

    Многовековая история Крыма по истине уникальна! Узнал для себя много нового про потомков тюркских племён. Их духовное наследие достаточно богатое. Удивительно, что в настоящее время помимо Крыма потомки Крымских караимов до сих пор проживают в Москве, Петербурге, Польше и во Франции.

  2. РоманБ:

    Удивительный, загадочный народ, со своей специфической культурой. Жаль, что сейчас караимы как нация на грани исчезновения. Очевидно, советская власть стала первой, с которой караимы не смогли наладить нормальных отношений и практически утратили самоидентификацию. А ведь до этого что при татарах, что в Литве, что в составе Российской империи им удавалось сохранять свой, весьма неплохой, статус.
    И еще — а во Львове были свои караимы? Что-то, касающееся караимов в этом городе, пытаюсь вспомнить, но не получается. Там была своя кенаса?

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org