Гимнастические упражнения и построение пирамиды появились ещё в древности. Первые упоминания о таких акробатических чудесах можно встретить на египетских фресках от второго тысячелетия до нашей эры. Похожая спортивная традиция существовала и в древней Греции, где спортивные занятия были обязательной дисциплиной в школах — гимнасиях.
Выступления спортсменов акробатов под аккомпанемент труб и барабанов — древняя народная традиция, упомянута в описании старинных праздников в Венеции и на венецианском карнавале, на который съезжались XVIII веке гости со всего мира. Традиционное соперничество в построении живых пирамид существовало в Венеции уже много сотен лет и стали обязательной частью народных карнавальных гуляний. Акробаты строили живые башни на специальном помосте, а иногда и на нескольких связанных гондолах, прямо на воде, что добавляло действию сложности и остроты. Смысл игрищ состоял в соревновании команд – чья башня будет выше. По сохранившимся свидетельствам, венецианцы строили пирамиды до 9 метров.
Башни Кастели (кат. castells) «человеческие замки» — это главное развлечение фестивалей в Каталонии и Валенсии.
Считается, что когда-то эти праздники были религиозными танцевальными процессиями, но постепенно о танцах в них забыли, музыка, правда, осталась – начинается соревнование всегда с торжественного выхода музыкантов.
Традиция праздника в Испании восходит к началу 18 века и возможно из гораздо более старых традиций строительства гимнастических и человеческих башен, особенно в Валенсии, к югу от Каталонии. История говорит, что они произошли от древнего танца «Baile dos Valencianos», исполняемого во время религиозных процессий, который заканчивался возведением башен Кастели — человеческих «пирамид».
Историки утверждают, что зародилась эта традиция на юге Каталонии, в городе Таррагона. Сейчас один из крупнейших центров, где проводят соревнование, является город Вилла Франка дель Пенедес.
Рассказывают легенду о том, что впервые такую пирамиду построили, чтобы помочь одному каталонцу выбраться из плена. Он сбежал, привёл подмогу и спас всех остальных пленников. Для каталонцев строительство кастеллес является символом единения, взаимопомощи и поддержки.
Исследователи говорят о том, что традиция выстраивать подобного рода сооружения пришла из Валенсии. Этот регион когда – то входил в состав Каталано-Арагонского королевства. У валенсианцев существовала особая традиция: праздник уличных танцев.
Танец заканчивался построением гимнастической пирамиды. Постепенно эта традиция прижилась и в Каталонии. Особенно популярны танцы и возведение пирамид были во время виндемиии — праздника сбора винограда.
С течением времени танец исчез, а строительство пирамид стало очень популярным. Постепенно, техника и акробатические трюки усложнялись. Со временем, строительство живых пирамид превратилось национальный вид спорта каталонцев.
В Каталонии ни один фестиваль не обходится без построения замков Кастеллес, огромных башен из людей, достигающих головокружительной высоты: самый высокий Кастеллес из когда-либо зарегистрированных была 10 уровней.
Сейчас в каждой деревне Каталонии и в каждом районе есть любители кастеллос, а в крупных городах, существует своя команда кастельс. Количество человек в команде может варьироваться от 30 до 150 и это ещё не предел.
Тренировки построения башен из людей проходят регулярно 3-4 раза в неделю. В период с марта по апрель проходят командные соревнования кастельс разного уровня. Команды соревнуются в скорости построение башни и сложности возводимых фигур.
Особенности возведения Кастеллес
Для того, чтобы построить живую пирамиду, нужна слаженная команда, работающая как единый организм. Действия каждого участника должны быть отработаны до автоматизма.
Все участники одеты с специальную форму: белые штаны, широкий чёрный или красный пояс. Пояс которые кастеллеры носят на талии — используются для поддержки спины, он также служит своеобразной «ступенькой» для тех, кто будет подниматься вверх или спускаться по башне, пояса различаются по ширине в зависимости от роли человека в построении башни. По цвету рубашки можно отличить одну команду от другой. Детям, которые поднимаются на самый верх пирамиды, выдают специальный защитный шлем.
У каждой команды Кастеллес есть капитан, полностью контролирующий весь процесс. В центр основания будущей пирамиды встаёт самый сильный и мощный спортсмен. Вокруг него начинает формироваться основание пирамиды. Оно, в свою очередь, может делиться на несколько групп. Все зависит от того, какую пирамиду хотят построить.
После этого начинает формироваться ствол пирамиды. По мере возвышения пирамиды на верхние ярусы становятся самые легкие участники команды. Это женщины, юноши и девушки, дети. Пирамида считается законченной, когда наверх поднимается самый маленький спортсмен. Обычно, это ребёнок 6-7-лет. Он должен поднять руку вверх на вершине человеческой пирамиды, этим жестом он сигнализирует всем, что строительство закончилось и замок готов. Это ещё не всё. Оценивается не только скорость, сложность фигур в построении пирамиды, но и умение её «разобрать». Как для постройки так и для «разбора» пирамиды требуется умение держать баланс и скоординированность действий. Если живая пирамида Кастеллес рухнет, строгие судьи не засчитают её построенной.
Создание человеческого замка Кастеллес требует точности, и каждый аспект строительства замка тщательно контролируется. Каждая позиция и уровень имеют определенное имя, даже внутри пиньи, похожей на толпу.
Строительство кастеллес идёт под аккомпанемент духового оркестра. Даже ритм традиционной музыки, играемой во время строительства, служит для синхронизации движений кастеллеров.Он задает ритм и помогает поддерживать баланс.
Высота этих живых пирамид достигает уровня 3-4-х этажного дома! Этот национальный вид спорта тренирует выносливость, координацию, отвагу, смекалку, умение работать в команде.
В отличие от многих древних видов спорта, которые со временем практически исчезли, за последние несколько десятилетий кастеллы набирают популярность. В регионе действует около сотни коллег или команд.
На фестивалях и региональных соревнованиях эти команды сражаются не только за то, чтобы построить самый высокий замок, но и за то, чтобы демонтировать его контролируемым образом, не разрушив. Основанием человеческой пирамиды служит пинья — это сила рук десятков людей, переплетенных вместе, чтобы сформировать основу кастеллы.
Кстати, выиграть в этом фестивале не только почетно, но и выгодно: так, год назад приз за 1-е место равнялся 16 000 евро. Даже в командном зачёте это неплохой приз для всех участников.
В 2010 году человеческие башни Каталонии были признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием, организация отметила, что знания, необходимые для создания замков, традиционно передаются из поколения в поколение. Точнее можно сказать, что каждое новое поколение кастеллы строится на пинье предыдущего.
Гимн молодости и силе
В России уже с конца XIX – начала XX века были очень любимы публикой и популярны силовые акробатические и гимнастические упражнения по построению пирамид. В нашей стране интерес к спорту и желание иметь подтянутую спортивную фигуру стали причиной открытия гимнастических обществ и клубов.
Акробатические построения вызывают у нас яркие ассоциации с Советским Союзом довоенных времен. Физкультурные парады в СССР пропагандировали здоровье и физическое совершенство.
В 30-40-е годы прошлого века гимнастические пирамиды стали обязательным атрибутом спортивных парадов в СССР. В молодой стране было очень популярно прославление физической силы и ловкости.
В период 1938–1940 и 1945–1949 годов над художественным оформлением физкультурных парадов в Москве работал Михаил Ладур. Свою работу Ладур называл «искусством радости» — искусством «со своими особыми законами, драматургией, архитектоникой, специфическими отношениями, жизнью».
Именно Михаил Ладур начал говорить в СССР об индустрии развлечений, как о направлении эстетического воспитания человека, формирования его чувства и вкуса.
В задачи художника спортивного праздника входило не только декорирование многофигурных построений, в которые выстраивались спортсмены.
Обязательным было проектирование переносных конструкций и специальных спортивных снарядов, цветовые символы и эмблемы спортивных клубов, украшение сценических площадок и трибун, создание живописных портретов, декоративных панно и плакатов.
Михаил Ладур стал творцом художественно-массовых зрелищ огромных масштабов в послевоенные годы он возглавил редакцию журнала «Декоративное искусство СССР»
Отсюда возникло движение «За красоту родного города», отразившееся на благоустройстве, украшении и озеленении городов и сёл страны.
Парады физкультурников прекратили своё существование со смертью Сталина. Последний парад физкультурников прошёл в 1954 году.
В нашей стране пирамиды строились во время разного рода спортивных праздников, шествий. Это было зрелищно, побуждало у молодёжи желание вести активный образ жизни и заниматься спортом.
Кстати, традиционные грузинские и осетинские танцы тоже имеют похожую пирамиду, которая создаётся танцорами во время танца, причем эти живые башни ещё движутся в танце под звуки музыки.
Не с Кавказа ли родом каталонские традиции танца и построения башен кастеллос из самих танцоров?
В Каталонии танец утрачен, осталось только сооружение пирамиды, в то время, как многие народы Кавказа сохранили традицию национального танца, заканчивающегося построением пирамиды из танцоров!
Построение гимнастических пирамид остались частью упражнений для подготовки гимнастов, сегодня их уже строят не только спортсмены, но и акробаты артисты цирка.
Танцевальные команды болельщиц, выступающих в перерывах игр для поддержки своих команд, часто завершают своё выступление построением пирамиды.
Пирамиды на пляжах Крыма
После купания в море надо согреться и продолжить активный отдых на песчаном пляже на берегу. Традиция построения гимнастической пирамиды на пляже была очень популярна в Крыму в 30-40 годах прошлого века.
Если песчаный пляж не многолюдный и достаточно просторный, можно заняться простейшей акробатикой: колесо, мостик, свечка, березка, плуг, кувырки и прочее.