«Катится, катится голубой вагон»

0-трамвай-нов

Евпатория – единственный город в Крыму, в котором до сих пор есть такой удобный и экологически чистый вид транспорта, как трамвай. Трамвай в Евпатории появился 10 мая 1914 года. За время своего существования — 110 лет наш трамвай перевёз более 943 миллионов пассажиров. Только за 2023 год трамвай перевёз в Евпатории около 2,5 миллионов человек.

Лазоревская-трамвай-гранд-отель

Первая линия одноколейного трамвайного пути с разъездами на остановках, была построена по немецкому проекту.
Первый трамвайный маршрут возил отдыхающих летом от городского Театра до грязелечебницы на озере Мойнаки.

Первые трамваи для Евпатории были сделаны на Мытищенском электро-механическом заводе, к ним были прицеплены вагоны конки, присланные из Одессы.

трамвайное управление Пятецкого

В октябре 1915 года в Евпатории были проложены трамвайные рельсы до железнодорожного вокзала, а также была построена трамвайная линия к морю (сейчас это маршрут №2) и в пригород до трамвайного кольца на ул. Симферопольской. В Евпатории в годы гражданской войны (до 1924 года) и Великой Отечественной войны городской трамвай не работал.

В 1950 годах трамвайные линии в городе  были восстановлены и отремонтированы старые довоенные деревянные трамваи, в которых пассажиры сидели на длинных лавках, расположенных вдоль вагона.

В 1957 году были закуплены немецкие узкоколейные трамваи завода города Гота (ГДР), так как в СССР узкоколейные трамваи с колеёй 1000 мм уже не производились. Во многих городах Европы сохранились узкоколейные трамваи, они также сохранились и у нас  во Львове, Калининграде, Виннице, Пятигорске, Житомире.

К 1972 году весь трамвайный парк Евпатории состоял из немецких трамваев и вагонов г. Гота (Т27+В57) моторные и прицепные вагоны, с дверями на одну и две стороны.

13 июня 1983 года открылся трамвайный маршрут по ул. Симферопольской, на котором можно было доехать летом из центра города до Нового пляжа.

В мае 1987 году в евпаторийский трамвайный парк закупили трамваи чехословацкого производства, выпускаемые в городе Татра (КТ4SU), до 1990 года было закуплено 18 трамваев, которые пришли на смену старым немецким двухвагонным прицепным трамваям, которые были поставлены на ремонт.

В июне 1990 года трамвайный маршрут №1 продлили по ул. 60-лет ВЛКСМ до пересечения с ул. Интернациональной.

В марте 1991 года построили двухпутный трамвайный маршрут №5 до нового пригородного микрорайона (Спутник-2), но через три месяца решили отказаться от лишних пересадок и для удобства пассажиров объединить новую трассу с маршрутом №1.

В 1991 году 2 трамвая (4 вагона) были переданы на трамвайную линию, соединяющую село Молочное (пансионат «Береговой») с морским побережьем. Так этот деревенский трамвай попал в «Книгу рекордов Украины», а село Молочное отмечено в книге рекордов, как самое маленькое село Европы имеющее трамвайное движение.

Со временем вагоны трамвайного парка сильно устарели, им срочно требовался капитальный ремонт.  В  2003 году два трамвайных вагона были капитально отремонтированы на троллейбусно-ремонтном заводе в г. Донецке. В том же году Германия подарила Евпатории два трамвая из г. Гота. К 2006 году все немецкие трамваи прошли модернизацию силами работников евпаторийского трамвайного депо.

В августе 1997 года в Евпатории введён в схему движения трамвайный маршрут №5 – экскурсионный «Трамвай Желания», который проходит по историческим местам города в сопровождении рассказа экскурсовода. Солон трамвая оборудован столиками, подаются прохладительные напитки.

В 2005 году трамвай Татра КТ4 с двумя кабинами управления запущен на трамвайном маршруте №3 от железнодорожного вокзала до гостиницы Украины. Этот трамвайный маршрут попал в «Книгу рекордов Украины», как самый короткий маршрут — 1121 метр.

С 2005 года номера вагонов евпаторийских трамваев стали трехзначными, самый счастливый вагон №007, бывший №7, который до 1994 года был №13. Ему повезло на киносъёмках больше остальных,  его можно увидеть в фильмах «Менялы», «Приключения маленького папы», «17 левых сапог».

Трамвайная система Евпатории включает в себя 5 маршрутов, по-прежнему, базируется на колее 1000 мм и представляет собой однопутную систему движения с разъездами, то есть движение по строгому расписанию и схеме. Евпаторийские трамваи можно считать экзотическим видом транспорта, не смотря на свой почтенный возраст трамваи Евпатории, по-прежнему, перевозят большое количество пассажиров.

Всем отдыхающим интересно прокатиться летом на узкоколейном трамвайчике прошлого века.

Трамвай стал визитной карточкой Евпатории.

В августе 2011 г. Министерство регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства АРК заключило договор с ООО «Реал» г. Киев по капитального ремонта подвижного состава КП «Трамвайное управление им. Пятецкого». По программе «Крым – жемчужина Украины» было выделено 8 млн. гривен из Государственного бюджета Украины на развитие транспорта АРК.

Сейчас Харьковский вагоноремонтный завод закончил ремонт наших 6 вагонов чешского производства Татра (КТ4SU). В  2012 году запланирован ремонт 9 трамвайных вагонов евпаторийского трамвайного парка, капитальный ремонт контактной сети и трамвайных путей.

В вагонах произведен капитальный ремонт кузова, салона, вагонных тележек, заменено электрооборудование, установлены 3 световых табло с указанием маршрута и номера на каждом трамвае.

В салоне вагона заменены все пластиковые сиденья на полумягкие кресла, на окнах и дверях заменены все резиновые прокладки.

В салоне вагона для пассажиров установлен LSD-монитор, где будут транслироваться информационные ролики социального и рекламного характера.

В 2009 году из Екатеринбурга в Евпаторию отправлены новые трамвай модели 71-411  под узкую колею 1000 мм. Это – новейшая разработка Уралтрансмаша, одновагонный трамвай с возможностью хода в составе поезда (СМЕ).

Трамвай модели 71-411, разработанный под узкую колею, отправлен с Уралтрансмаша в Евпаторию для прохождения приёмо-сдаточных испытаний.

Дизайн нового трамвая модели 71-411 выполнен в стилистике модели 71-412. Для этого трамвая конструкторы завода разработали новую поворотную тележку. Примененные в ней решения позволяют вагону двигаться по неровным рельсовым путям, полностью сглаживая стыковые удары, обеспечивая плавность и бесшумность хода, гася вибрацию. В ней применены отечественные компоненты.

новый трамвай

С днём рождения, Трамвай!

Заходи же в трамвай, мы поедем с тобою в историю,
у кондуктора взяв на удачу счастливый билет.
Узнаешь или нет? Это – наша с тобой Евпатория
за трамвайным окном сквозь видения прожитых лет.
Посмотри, это – ты, пусть и сходство с тобой отдалённое,
Я впервые «Люблю» прошептал тебе в тот майский день.
Мы, обнявшись, идём молодые, по парку, влюблённые,
и дурманящим запахом нас опьяняет сирень.
Ты спешишь? Но трамвай не для скорости, для размышления.
Перегоны, разъезды, ведь он никуда не спешит,
Даст нам время подумать, а если придёт вдохновение,
то и рифму подскажет, и ритм колесом отстучит.
Все маршруты сложить, он, похоже, добрался б до Млечного!
Вот такие итоги его векового труда.
Говорила ты мне: — Не бывает в природе, мол, вечного…
А трамвай? Он же был, есть и будет, я знаю, всегда.
Заходи же в него, мы поедем с тобою в историю,
от кольца до кольца наблюдая за жизнью в окне.
Боже, как хороша эта наша с тобой Евпатория!
Но с трамваем она интересней и краше вдвойне.
Сергей Овчаренко

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org