Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в Додворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации.В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов….
Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.
Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами — лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.
Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.
Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.
В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.
Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.
Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.
Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.
Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.
Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.
Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.
«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.
Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.
Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.
Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.
Тёмные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.
К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей — рыб, крабов, раковин и осьминогов.
Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения — это самая древняя ваза до-греческой культуры среди керамики найденной в Италии. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков — свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.
Кратер рассказал нам многое о древних моряках и опасностях, поджидающих их в бушующем море.
«Я переступил порог Посейдона, стал глиняной куклой в руках божества «трясущего землю». Я больше не чувствую ни тяжести тела, ни усталости от ходьбы по жаркой солнечной дороге, ни острых камней под потертыми сандалиями. Погасла песня гребцов, больше не слышно нам пения птиц, смолкло всё под куполом неба. Я поглощён пучиной морской, и уже не могу дышать ни солёным ветром, ни свежим ароматом цветом, ни воздухом соснового леса. Я никогда снова не открою глаз, не увижу солнца, не почувствую вкус хлеба… Я уже призрак, танцующий в смертельной морской бездне, поглотившей все отблески солнечного света. Сжимая круг, окружают меня ледяным прикосновением холодные прожорливые рыбы и монстры бездны. Напрасны немые мольбы и пустые надежды того, кто не ведая страха преступил запретный порог Посейдона. Друзья и родные, пока вы живёте на свете, помните наши имена!»