В прошлом году Керченский рыбный порт отпраздновал 70 лет со дня основания. Приумножая рыбацкую славу города-героя Керчи, порт работает с 24 июля 1949 года, согласно постановлению Совета Министров и приказу Министерства рыбной промышленности об образовании Керченского морского рыбного порта.
На протяжении десятилетий Керченский рыбный порт расширял свои границы, обустраивал акваторию, оборудовал причальные линии, вводил в эксплуатацию новую технику и технологии. Учитывая ценность рыбной продукции для населения и народного хозяйства, керченские рыбаки работали не только в Чёрном море, но и совершали промысловые экспедиции в Атлантический океан.
Как часть «Керчьрыбпрома» порт достиг небывалых высот и стал элементом в градообразующем объединении — вокруг предприятия разрастался жилой микрорайон Марат с многоэтажными домами, гостиницей, продуктовыми и промтоварными магазинами.
Керченский морской рыбный порт расположен на берегу Керченской бухты. Канал Керченского морского рыбного порта ответвляется от Керченского подходного канала и тянется на 1,1 мили. Ширина канала – 80 м. Керченский порт незамерзающий. Акватория ковшового типа, удобна для безопасной стоянки судов в любую погоду. Осадка принимаемых судов – до 6,5 м, длина – до 160 м. Скорость движения в акватории и на подходном канале – не более 4 узлов.
Территория Керченского порта составляет 19,28 га, акватория – 32756 га, длина причальной линии – 1016,6 м. На сегодня предприятие оказывает услуги по основному виду перерабатываемых грузов – грузовой автотранспорт, нефтепродукты, инертные грузы, генеральные грузы зерновые. Порт может перерабатывать скоропортящиеся грузы (мясо, рыба) при восстановлении работоспособности холодильного оборудования. Все причалы Керченского порта оборудованы железнодорожными путями. Всего имеется 7 веток железнодорожных путей общей протяженностью 4292,6 м. Станция, обслуживающая порт (Разъезд 11-й километр), находится в 1,5 км от порта.
Керченский морской рыбный порт на протяжении десятков лет обрабатывал и другие грузы – соль, нефтепродукты, хлопок, металлы, наливные грузы, стекло, зерно и газ, что потребовало изменений некоторых технологических и производственных процессов, улучшения и замены оборудования.
Керченский морской рыбный порт осуществляет весь комплекс работ, связанных с морскими перевозками грузов, их перевалкой на другие транспортные суда, транспортно-экспедиторские услуги, хранение грузов и другие услуги по обеспечению приёма судов. Керченский порт оснащен портальными кранами, грузоподъемностью от 3 до 20 тонн. Принимает от судов льяльные, фекальные и замазученные воды, снабжает их водой.
Специализация Керченского порта.
В порту размещается также крупный зерновой терминал с емкостью единовременного хранения – 30000 тонн В настоящее время терминал обрабатывает у причала суда водоизмещением до 35 тыс. тонн до осадки 6.5 метра с последующей догрузкой на внешнем рейде. Производительность погрузки зерновых на судно составляет 5000 тонн в сутки. Производительность автомобильной и железнодорожной приёмки зерновых грузов – 3000 тонн в сутки. С учетом фронтов погрузки/выгрузки, порт в состоянии обработать 86 железнодорожных вагонов в сутки, в том числе до 36 генеральных и насыпных вагонов и 50 наливных вагонов.
До открытия Крымского моста основным видом обрабатываемых судов были грузопассажирские паромы, находящиеся на постоянной грузовой линии (на линии КРП – порт Кавказ, пр. №24 находятся три парома, суточное количество грузового транспорта составляет 250-450 шт.), нефтепродукты, зерновые грузы. Типы судов, по категориям: сухогрузы, грузопассажирские паромы, танкера, нефтеналивные бункеровщики водоизмещением до 35 тыс. тонн.
На балансе филиал ГУП РК «КМП» «Керченский рыбный порт» находятся грейфера (2 под щебень, 4 под песок) и погрузчики портовые – 8 шт. (от 1.2 т до 6 т).
Складские мощности:
- крытый склад площадью 1500 кв. м;
- открытые складские площадки общей площадью 30000 кв. м.
Благодаря близости к главной строительной площадке по постройке транспортного перехода, Керченский порт заключил долгосрочные контракты по перевалке любых грузов с подрядчиками «СГМ-Мост». Под инертные грузы подходят теплоходы класса река-море, под выгрузкой могут одновременно находиться два теплохода. Нормативы на выгрузку песка/щебня – (трюм-полувагон) 1-й слой – 1140 т, 2-й слой – 762 т, 3-й слой – 360 т за смену. Причалы №1 и 5 – оборудованы 2 кранами «GANZ» грузоподъёмностью до 6 тонн и площадками с возможностью размещения до 15 тыс. тонн сыпучего груза.
Перевалка опасного груза.
Возможности Керченского порта по обработке опасного груза и ГСМ составляет:
Причал №1: манифольд с возможностью погрузки/выгрузки танкеров с осадкой до 6,5 метров. Возможность одновременного налива восьми вагонов, мощность давления до 4 кг. Объём возможного переваленного топлива неограничен. Возможна выгрузка по прямому варианту танкер-грузовой автомобиль.
Причал №5: манифольд с возможностью погрузки/выгрузки судов, максимальная осадка которых составляет 6,2 м. Мощность насосной станции, на данном причале составляет два насоса по 250 м3/ч. Хранение возможно в 4-х вертикальных резервуарах общим объёмом 4000 куб м. На территории филиала ГУП РК КМП «КРП» находятся резервуары принадлежащие компании ООО «ТЭС Терминал» общим объёмом 20 тыс. куб. м.
Керченский рыбный порт в связи с объединением с филиалом ГУП РК «КМП» «Порт-Терминал» увеличил свои мощности.
Теперь на территории филиала дополнительно расположены крытые складские помещения общей площадью 9,756 тыс. кв. м (склад № 1 площадь — 2480 кв. м, склад № 2, площадь — 1728 кв. м, склад № 3, площадь — 648 кв. м и склад № 4 площадь — 4900 кв. м) и открытые грузовые площадки общей площадью 15000 кв. м. Вдоль причалов № 9, № 1О расположены погрузочно-разгрузочные железнодорожные пути общей протяженностью 1241,30 метров. На балансе филиала имеются автомобильные весы грузоподъемностью до 60 тонн и железнодорожные весы грузоподъемностью до 150 тонн. На территории филиала действует пункт пропуска через государственную границу для международного морского сообщения с постоянным круглосуточным режимом функционирования.
Предприятие «Крымские морские порты» («КМП» ) создано с целью:
организации и осуществления перевозок пассажиров, автотранспорта, грузов морским транспортом, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности;
организации и осуществления лоцманской проводки судов и оказания услуг систем управления движения судов (независимо от их формы собственности и флага) в акваториях и на подходных каналах морских портов и терминалов Республики Крым;
обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых Предприятием на законном основании;
организации наиболее эффективного использования имущества морских портов Республики Крым, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия;
формирования технической и коммерческой политики Предприятия, развития новых грузо- и пассажиропотоков и внедрения новых видов услуг, адаптации Предприятия к рынку услуг на территории Российской Федерации и международному рынку услуг;
проведения эффективной экономической политики и коммерческой деятельности, создание многопрофильной системы прочих видов деятельности, экспедиторских и других услуг, повышающих рентабельность работы и конкурентоспособность морского транспорта;
получения прибыли.
Производственные мощности «КМП»:
«Керченский торговый порт»
«Порт-Терминал»
«Госгидрография»
«Керченская паромная переправа»
«Евпаторийский торговый порт»
«Ялтинский торговый порт»
«Феодосийский торговый порт»
«Керченский рыбный порт»
«Лоцманская служба»
Предприятие «Крымские морские порты» оформляет недвижимость в собственность.
Специалисты Госкомрегистра Республики Крым оформили недвижимость ГУП РК «Крымские морские порты» площадью в 1 тыс. 400 кв. м. Часть площадей оформлена непосредственно в собственность предприятия «КМП», часть — в собственность республики Крым.
В их число вошли 11 объектов недвижимости различного назначения: нежилые здания, бетонный узел, котельная, гараж, подкрановые пути причала и др.
Порты Крыма должны будут выйти на самоокупаемость.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов поручил Крымским морским портам добиться самоокупаемости путём увеличения их эффективности. Попав под западные санкции, государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты» потеряло существенную долю грузооборота и зарубежного пассажиропотока.
Сергей Аксенов заявил, что нет необходимости производить какие-либо сокращения, и что эффективность можно повысить даже при действующем штатном расписании.