Осенью 1943 года началась одна из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны — Керченско-Эльтигенская операция (31 октября — 11 декабря 1943 года) за освобождение Крыма.
В операции участвовало около 130 тысяч человек, более 2 тысяч орудий, 1 тысяча авиационных судов, 119 катеров и 125 танков.
Необходимость Керченско-Эльтигенской операции состояла в том, чтобы оттянуть значительные части гитлеровцев с Перекопского направления и не дать ему нанести контрудар по наступающим войскам 4-Украинского фронта. Захваченная в ходе операции территория была позже использована при освобождении Крыма.
В 1943 году Керченский полуостров оборонялся тремя дивизиями 17 армией Вермахта (85 тысяч человек). Немецкая флотилия у полуострова насчитывала 36 десантных барж, 25 сторожевых и 37 торпедных катеров.
Героический десант.
31 октября 1943 года началась Керченско-Эльтигенская операция – одна из крупнейших и крайне драматических десантных операций Великой Отечественной войны, ставшая началом освобождения Крыма.
Замысел предусматривал одновременную высадку основного десанта севернее Керчи и вспомогательного десанта – на эльтигенском направлении, южнее города. В первом эшелоне обоих десантов шли батальоны морской пехоты Черноморского флота.
Эльтигенский десант должен был овладеть портом Камыш-Бурун, обеспечить высадку там 117-гвардейской дивизии и совместно с силами основного десанта освободить Керченский полуостров.
Керчь оборонял 5-немецкий армейский корпус. Керченский пролив и подходы к нему были заминированы. Гитлеровцы построили три рубежа обороны общей глубиной до 80 км.
В портах Крыма базировалось около 70 боевых немецких катеров и около 90 артиллерийских быстроходных десантных барж. Небольшая осадка позволяла им действовать на малых глубинах, а советские эсминцы не могли войти в пролив из-за минной опасности и небольших глубин.
Общее руководство Керченско-Эльтигенской операции возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-полковника Ивана Петрова и его помощника по морской части командующего Черноморским флотом вице-адмирала Льва Владимирского. Высадкой эльтигенского десанта, его поддержкой и снабжением руководил командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Георгий Холостяков.
31 октября разыгрался сильнейший шторм. Волны буквально выбрасывали на берег поставленные под погрузку десанта катера. Адмирал Владимирский предложил отложить высадку десанта. Генерал-полковник Петров сначала приказал продолжать операцию, а потом вынужден был отменить высадку основного десанта.
Однако в это время десант в Эльтиген уже подходил к вражескому берегу. 1 ноября 1943 года под покровом ночи десант 18-армии высадился в Эльтигене. Несмотря на сильный артиллерийский огонь и шторм, наши десантники начали высаживаться на берег, иногда вплавь в ледяной воде. С наступлением темноты началась высадка последующих эшелонов войск.
Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9 418 человек с орудиями, миномётами и боеприпасами. Десантников поддерживали артиллерия и авиация Черноморского флота. Небольшой захваченный плацдарм был полностью открыт и простреливался неприятелем насквозь, но эльтигенцы под прикрытием окопов сумели удержаться здесь 40 суток. Десантники 18 армии непрерывно подвергалась атакам с воздуха и с суши, с трудом удерживая плацдарм в 4 км. Немецкое командование присылало дополнительные силы для блокады Эльтигенского десанта.
Несмотря на численное превосходство Черноморского флота, наши боевые корабли не могли помочь десанту в мелком Керченском проливе из-за минной угрозы и атак с воздуха. Уже с 9 ноября прекратилась перевозка войск и боеприпасов к морским десантникам на Эльтигене.
Через два дня был успешно высажен основной десант, но он не смог продвинуться за пределы Еникальского полуострова и в конце ноября перешёл к обороне. Это позволило противнику блокировать эльтигенский плацдарм с моря. После начала десантной операции немецкое командование передислоцировало сюда ещё 60 десантных барж, участвующих в блокаде, а на аэродромах Керченского полуострова число немецких самолётов возросло с 60 до 200.
Прорыв и эвакуация
Положение эльтигенского десанта становилось всё более тяжёлым. Бойцы испытывали острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не могли эвакуировать раненых. В то же время они выполнили свою задачу, значительно облегчив высадку основных сил десанта. Командование фронтом приказало оставить занятый плацдарм и пробиваться в район Керчи. Участник боёв на Эльтигене керчанин Иван Долгокеров вспоминал:
«Закончились боеприпасы, отбиваться было нечем. Я, раненный в обе ноги, лежал в блиндаже. Там находилось около ста раненых бойцов. Кто-то бредил. Кто-то кричал, требуя воды. Оставшиеся в живых бойцы, собрав последние силы, прощались с ранеными, говорили: «Если останемся живы, то не забудем вас…» Мы же попросили дать оружие и патроны и пообещали, что будем биться до последнего. Через некоторое время десант ушёл на прорыв».
Батальон морской пехоты в ночь с 6 на 7 декабря прорвал кольцо фашистского окружения и устремился по тылам врага в северном направлении. Свыше 1 500 десантников захватили гитлеровские склады на окраинах Керчи, а затем закрепились на высотах у горы Митридат и пристани Угольная. До позиций основного десанта оставалось не более 3 км. Но генералу Петрову не удалось организовать прорыв войск с Еникальского полуострова на соединение с основным десантом.
«Сугубо осторожные, замедленные действия фронта, привели к неиспользованию благоприятной обстановки, когда Керчь, по сути дела, была уже в наших руках. Это заставило меня дать резкую телеграмму в Ставку о своём принципиальном расхождении с генералом И. Е. Петровым в вопросе ведения совместных действий» – писал после войны вице-адмирал Лев Владимирский.
Три дня десантники на высотах у горы Митридат и пристани Угольная отбивали атаки противника. В помощь им была высажена 83-бригада морской пехоты 7 и 9 декабря.
Эльтигнскому десанту большую поддержку оказывала советская авиация. Мощная ПВО фашистов уничтожала до 80% наших воздушных судов. К примеру 1 декабря 1943 года были полностью уничтожены 8 экипажей 42-штурмового авиаполка. При строительстве Керченского моста команда гидрологов обнаружила штурмовик Ил-2, сбитый в 1943 году во время боев за Крымский полуостров.
В 62 истребительном авиаполку младший лейтенант 22-летний Авдеенко Владимир Иванович числится не вернувшимся с боевого задания из района Керчи 29 ноября 1943 года. Во время очередного боевого вылета самолет мог быть повреждён при обстреле зенитной артиллерии фашистов. Поисковики нашли истребитель, он лежал на дне носом к Таманскому берегу.
«Видимо, пилот из последних сил пытался дотянуть самолёт до своей базы, но мотор заглох. Корпус самолёта сохранил форму — это говорит о том, что самолёт не рухнул в Керченский пролив, а скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил, — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
Фашисты тоже несли немалые потери, 11-штурмовая авиадивизия во время одной операции уничтожила 26 немецких десантных барж, 6 сторожевых катеров и нанесли урон 40 десантным баржам и 11 сторожевым катерам.
Гитлеровское командование стянуло к горе Митридат дополнительные силы. Десантникам пришлось отойти к предместьям города, а 10 и 11 декабря 1943 года они были эвакуированы на большую землю.
Керченско-Эльтигенская операция стала для вице-адмирала Льва Владимирского последней на этом посту. Позднее он объяснял освобождение его от должности командующего Черноморским флотом и понижения в воинском звании весной 1944 года серьёзными разногласиями с генералом Петровым.