Киево-Печерськая Лавра — один из древнейших монастырей Древнерусского государства, основанный в XI веке во времена правления Ярослава Мудрого.
В XI веке местность вокруг Печерского монастыря была покрыта непроходимыми лесами; сюда удалился для молитвы священник Иларион из села Берестова, выкопавший для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским, но его пещера не опустела, так как в это время с греческого Афона в Киев пришёл монах Антоний, уроженец Любеча и поселился в пещере Илариона.
Суровая подвижническая жизнь благочестивого Антония привлекла в пещеру его 12 последователей, в том числе Феодосий из Курска. Монахи устроили для себя церковь и пещерные кельи, ставшие началом «ближних» и «дальних» пещер. Когда в пещерах стало тесно, иноки построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и новые кельи. Число монахов, иноков, приходящих в Печёрскую обитель всё увеличивалось, и Антоний получил в 1062году у князя Изяслава Ярославича разрешение использовать всю гору над пещерой. Была построена церковь, и мужской монастырь получил название Печерского. Игумен Феодосий ввёл в Печёрской обители общежительный студийский устав, впоследствии правила монастырского устава были заимствованы другими русскими монастырями. иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
Князь Святослав II Ярославич подарил плато над пещерами, где позже были выстроены прекрасные каменные, златоглавые храмы, с кельями и крепостными башнями, украшенные резьбой и живописью. В 1073 году заложена каменная церковь, освящённая в 1089 году. С Киево-Печерським монастирём связаны имена преподобного святого, художника Алипия Печерского, создавшего мозаики Успенского собора Киево-Печерской лавры вместе с художниками из Царь-града (Константинополя), и летописца Нестора, прославленного автора «Повести временных лет».
В 1151 году был разграблен тюрками. В 1169 году во время взятия Киева войсками великого князя Андрея Боголюбского, Киево-Печерський монастырь был сожжён берендеями, союзниками князя Андрея.
В 1203 году Киево-Печерская обитель была вновь разграблена при новом взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем и половцами.
Самое опустошительное разорение Киево-Печерской обители произошло в 1240 году, когда орды хана Батыя овладели всей южнорусской землёй и взяли Киев — столицу Киевской Руси. Многие монахи Киево-Печерского монастыря были убиты, кому-то удалось спастись, вернуться и не допустить запустения монастыря. В XIV веке Киево-Печерський монастырь был возобновлён, на территории обители покоятся несколько поколений многих княжеских и знатных родов. Бедствия в южнорусских землях от нашествия татар повторялись не раз, татарские набеги разоряли в Киеве и Киево-Печерський монастырь в 1300 году, в 1399 году.
В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь Киево-Печерського монастыря.
В 1482 году войско крымское хана Менгли I Гирея ограбило и сожгло Киево-Печерськую обитель. С XV века Киево-Печерський монастырь получил право посылать иноков в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 годах монастырь и великая церковь была обновлена и украшена на щедрые пожертвования.
В 1593 году Киево-Печерському монастырю принадлежали два города — Радомысл и Васильков, около 50 сёл и около 15 деревень в разных местах западной Руси, с рыбными угодьями, речными переправами (перевозами), мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.
С 1688 года монастырь получил статус Лавра (греч. Λαύρα — «городская улица, многолюдный монастырь») — название крупных мужских православных монастырей, подчинённых непосредственно патриарху, киевскому митрополиту.
Пожар 1718 года вновь разорил Киево-Печерскую Лавру, уничтожив древнерусские грамоты, древние иконы, художественные ценности, сокровища и библиотеку. В 1729 году церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня, высота которой вместе с крестом — 96,5 метров, по проекту немецкого архитектора Г. И. Шеделя.
Сейчас в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) находится нижняя Лавра, а верхняя Лавра находится в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи Божьих угодников и захоронения мирян, например, могила Петра Аркадьевича Столыпина.
В Киево-Печерской лавре
Осенив себя знаменьем,
Через древние врата
Прохожу во двор смиренно –
В лавре тишь и чистота.
Солнце мартовское светит,
Ясный, тёплый день с утра,
Небо синее, как летом,
Крон каштанов веера.
Я на Троицкую церковь
С верой в сердце оглянусь,
Ликам на портале ярким
В пояс низко поклонюсь.
Есть поверие такое:
Кто врата эти прошёл,
Будет милован судьбою,
Грех земной ему прощён.
По брусчатке обновлённой
К храму главному иду,
И бросаю восхищённый
Взгляд по лавре на ходу.
Под весенним солнцем блещут
Золотые купола.
На травинку, что трепещет,
Села сонная пчела,
Первый вылет совершая
После зимних холодов,
Приустала, отдыхает,
Здесь, у лаврских берегов.
Днепр клокочет и бушует —
По теченью лёд идёт.
Рядом голубок воркует:
«Не тревожься. Всё пройдёт!»
Скоро Пасха. Будет праздник
Духа, тела и ума.
Ветер налетел, проказник,
Спел подобие псалма…
30.03.2010г.
Стихи евпаторийской поэтессы Ирены Флоренской.
Приятно видеть своё стихотворение в обрамлении таких красивых снимков и к тому же, прочитать важную информацию по теме. Спасибо талантливой хозяйке сайта.
Спасибо Вам! Ваше стихотворение сияет так же ярко, как купола Киево-Печерской Лавры на солнце — они дополняют друг друга!