По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы.
О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».
Киммерийцы являются древнейшим народом, обитавшим в Восточной Европе. Происхождение имени «киммерийцы» возможно от финикийского «тёмный» или от греческого «зимний», то есть так называли людей, живущих в странах, где тёмные и холодные зимы. Киммерийцы имели контакты с Урарту, Ассирией, Фригией и Лидией…
В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри» , а в Библии киммерийцев называют «гомер».
Сохранилось несколько имён киммерийских царей в ассирийской транскрипции: — Te-ush-pa (Теушпа, Teuspa) – киммерийский царь. Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии. Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I. Был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа.( Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.) погиб около 679 до н. э.)
Киммерийский царь- Dug-dam-me (Тугдамме или Дугдамме, Лигдамис, умер в 640 г. до н. э.) –вождь киммерийцев, водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) В ассирийских источниках скифов называют саками.
Киммерийский царь- Sandaksatru\ Sandaksatra (Сандакурру или Шандакурру, с 640 г. до н. э.) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)
Киммерийцами Древние греки называли племена Северного Причерноморья в VI веке до н.э. У Эсхила Керченский пролив назван «Коровий брод» (греч. Βόσπορος, то есть Боспорос, Боспор, Босфор). Из «Истории» Геродота известно, что Керченский пролив зимой можно было перейти по льду, поэтому греки называли его «коровьим бродом» или «Боспор Киммерийский». Геродот в рассказе о киммерийцах дважды упоминает Киммерийские переправы.
В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, которые изгнали киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийцы и скифы были родственными племенами, схожие обычаи курганных захоронений.
Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию. Опустошительные набеги грозных северных кочевников и их необычный вид настолько поражали современников, что образ киммерийских воинов был запечатлен в изобразительном искусстве (на вазах) и описан в древних текстах.
На смену киммерийцам пришли кочевые племена — скифы. Теснимые скифами, киммерийцы делали частые вторжения в Азию, в 650 г. до Р. X. киммерийцы ограбили город Сарды, богатейшую столицу Лидийского царства. Киммерийцы были разбиты лидийским царем Алиаттом, отцом царя Крёза.
Курганные захоронения, обнаруженные в Закавказье и Северном Причерноморье, характерны для племён киммерийцев и скифов. Интересные открытия сделала археологическая экспедиция, проходившая в Закавказье, рядом с аулом Кошехабль в долине реки Фарс, проводившая раскопки кургана- могильника Уашхиту в Адыгее на Северном Кавказе. В курганном захоронении были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений, охватывающие исторический временной отрезок в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э.
В кургане обнаружены различные типы ритуальных захоронений: кремация, скорченники, пакетники (рассеченные на части), катакомбники (тип захоронения буквой «Г», вниз головой, как бы в катакомбе).
Раскопки кургана Уашхиту — уникальны, они открыли ценные сведения о культурах народов, живших на Северном Кавказе и Северном Причерноморье на протяжении трех тысяч лет.
В кургане среди человеческих захоронений были найдены — киммерийское захоронение вождя и четверки лошадей, запряженных в деревянную колесницу и майкопское захоронение аристократа огромного роста. Захоронения двух аристократов-вождей принадлежат к разным историческим эпохам: киммерийцы и майкопцы — самая первая металлоносная культура на Кавказе. Захоронение майкопского вождя уникально, он был погребен в модели турлучного «дома». Обнаружено место большого «застолья», тризны, поминок по киммерийскому вождю. Остальные захоронения кургана Уашхиту-2 — это воины (сарматы и др.), дети, женщина, младенец и останки одного древнего мусульманина.
В кургане Уашхиту обнаружены бронзовые иглы, керамические женские украшения (височные кольца и стеклянные бусы), кремниевый ритуальный нож, кремниевый наконечник от стрелы, керамика и бронзовые удила, псалии, бляхи, и кольца от киммерийской колесницы.На бляхах изображен солнечный, «солярный» знак. Согласно «Авесте», запряженная солнечными лошадьми колесница должна была перевезти знатного покойника из Мира живых в Мир мёртвых. Из богов скифы почитают только Солнце, которому они приносят в жертву коней.