Кинцуги (дословно: «золотая заплатка) — японское искусство любоваться изъянами
Японцы – народ особенный и очень интересный. Они умудрились вложить философию даже в разбитые чашки. Японцы ценят старые вещи и не спешат их выбрасывать в погоне за новыми, более современными. Их искусство кинцуги — это не просто реставрация старой разбитой посуды, это нечто гораздо большее. Искусство кинцуги учит правильно относиться не только к вещам, но и к неприятностям, сопровождающим нас в повседневной жизни. Так что же это за искусство такое — кинцуги?
Красота старинных вещей против глянца и ширпотреба
Мы живем в век потребления, когда разбитые или сломанные вещи без особого сожаления выбрасываются. Ведь ничего не стоит пойти и купить взамен другую. Но при этом постепенно у нас остается все меньше и меньше вещей действительно ценных, с которыми связано много теплых воспоминаний. Постепенно их вытесняет легкозаменяемый, но совершенно бездушный ширпотреб.
У японцев же все иначе. Старинные вещи они ценят как раз за их «потертость» и за хранимое ими тепло. Они чувствуют душу вещей и считают, что трещинки и повреждения их совсем не портят. Наоборот, искусно исправленные, старинные вещи становятся еще более красивыми и ценными.
Техника кинцуги
В Японии разбитую керамику не выбрасывают, как сделали бы мы, а часто восстанавливают с помощью специального клея, приготовленного на основе urushi — густого и вязкого сока лакового дерева. Этим клеем, смешанным с порошкообразным золотом или серебром, заполняют и склеивают трещины. Разбитые предметы при этом не только обретают вторую жизнь, но их красота становится совершенно уникальной.
Такая техника реставрации керамики называется Кинцуги или Искусство «золотого шва». Трещины при этом вовсе не стараются скрыть или как-то замаскировать. Наоборот, сверкая золотом, они предстают во всей своей красе. Зачастую склеенная посуда превращается в настоящее произведение искусства, цена ее при этом тоже возрастает.
И это действительно прекрасно – уметь недостаток, изъян превратить в красоту, возникающую при соединении разрушенного. Выбор дорогих материалов (золота, серебра, платины) в данном случае вполне оправдан — он подчеркивает высокую ценность изделия.
Техника кинцуги появилась в конце XV века. Согласно легенде, у одного из японских правителей, сёгуна Асикага Есимаса, обожавшего чайные церемонии, разбилась его прекрасная чайная чаша. Ее отправили на реставрацию в Китай, там чашу отреставрировали, как умели, скрепив её осколки металлическими скобами. Однако правителю это совершенно не понравилось.
Тогда он обратился к местным мастерам, которые тогда и придумали новый способ склеивания, названный в дальнейшем кинцуги — «искусство золотого шва», «золотая заплатка».
«Философия золотых трещин» или как превратить трещинки в «изюминки»
Мы живем в мире, в котором ценятся и превозносятся красота, молодость, успех. Но в погоне за этими идеалами многих поджидают неудачи и горечь разочарований. Мечты разбиваются, столкнувшись с реальностью жизни. Многие стараются скрыть свои ошибки, неудачи и падения.
А в искусстве кинцуги как раз заложена совершенно иная мудрость, которая хоть и основана на керамических чашах, но вполне применима и к нашей жизни. И состоит эта мудрость в принятии собственных недостатков и неудач, ведь от них все равно никуда не деться.
Надо научиться не скрывать их, а принимать как есть, и правильно переосмысливать. И, скинув с пьедестала лакированный безукоризненный идеал, водрузить на него собственную жизнь и попробовать взглянуть на неё под другим углом. И если выбрать правильный угол, возможно, наша собственная жизнь, хоть и далекая от идеала, покажется нам очень даже достойной и интересной.
Так говорят японцы…
Многие знаменитости признавались в том, что именно неудачи и падения закалили их, сделали сильнее и в дальнейшем помогли изменить жизнь в лучшую сторону — они смогли добиться успеха или просто стали счастливыми людьми.
«Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.»
Трумен Капоте, американский писатель (1924-1984)
«Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.» Коко Шанель, французский модельер (1883-1971)
Современная интерпретация древнего японского искусства
Кинцуги вызывает интерес и у современных европейских дизайнеров. На выставке Maison&Objet, проходившей в Париже, итальянский дизайнер Marcantonio представил сервиз из «разбитой» посуды, выполненный с использованием старинной японской техники Кинцуги.
Однако при этом он несколько оживил серьёзный японский подход, внеся в него элементы собственной фантазии. Предметы его сервиза собраны путём сочетания осколков посуды самых разных стилей. Получилось довольно интересно.