Древний мир охватывает период 4 тысячелетия до н.э. Крупнейшие царства этого времени — Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия (3 тыс до н.э.) , древний Китай (2 тысячелетие до н.э.) , Древняя Греция, заявившая о себе на рубеже 3-2 тысячелетии до н.э.
История Древней Греции разделяется на 5 периодов :
1. Крито-ахейский (или крито-микенский, эгейский) период (конец 3 — конец 2 тысячелетия до н.э.)
2. Предполисный период развития Древнегреческой цивилизации — (11 — 9 века до н.э.). В этот период Древнегреческая цивилизация распространяется на берегах Эгейского моря.
3. Полисный период (8 — 6 века до н.э.)
4. Классический период Древней Греции- (5 — 4 века до н.э.) — расцвет культуры эллинов
5. Эллинистический период (330 до н.э. -30 г. до н. э)
Крито-микенский или Эгейский период — представлен археологическими находками Кносского дворца (20 — 26 века до н.э.), на острове Крит. Расположенный в 5 км. к югу от современного Ираклиона на острове Крит древний город Кносс по-гречески — Κνωσσός, по-латински — Cnossus, исконное название города на минойском языке — KA-NU-TI.
и процветала примерно с 2700 г. до н.э. в 1420 г. до Р.Х.
При раскопках дворца в Кноссе найдены глиняные таблички с минойским «Линейным письмом А» и «Линейным письмом Б», которое до сих пор не поддается расшифровке. Минойцы пользовались сверхточным календарем, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.
В 1900 году Артур Эванс начал масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Это был самый роскошный и самый большой на острове Крит дворец размером примерно 180 х 130 метров, вмещавший в себя более 1000 помещений.
Артур Эванс предположил, что Минойскую цивилизацию основали африканцы из Египта и Ливии. Современные генетические исследования останков жителей минойской цивилизации опровергают первоначальное утверждение Эванса. В ходе исследований, учёные обнаружили генетическую близость минойцев к европейцам, выходцами из древней Анатолии , они особенно близки современным жителям Крита, в частности из плато Лассити. Минойци произошли от неолитических европейцев, которые кардинально отличались от египтян или ливийского населения Африки.
По своему архитектурному строению Кносский Дворец представляет собой настоящий Лабиринт легендарного Минотавра, это сложная система храмов, театра, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.
Древнегреческие легенды рассказывают о существовании лабиринта в Кносском дворце, в котором жил бык Минотавр, пожирающий каждый год 7 юношей и 7 девушек, которых приносили в жертву афиняне . Сын ахейского царя Эгея Тессей отправился на остров Крит, чтобы убить Минотавра и освободить своё царство от жестокой жертвы.
Ариадна — дочь Критского царя Миноса и колхидской принцессы Пасифаи, дала Тессею нить, с помощью которой он смог выбраться из лабиринта, победив быка Минотавра. Возвращаясь домой, Тессей забыл заменить на своём корабле чёрные паруса , означающие смерть, на белые, чтобы оповестить жителей Ахеи и царя Эгея о победе над Минотавром. Увидев знак смерти — чёрные паруса, царь Эгей, в отчаянии, бросился в море, с тех пор, море называется Эгейским.
В древнегреческих мифах о происхождении самого царя Миноса говорится, что он был сыном финикийской царевны Европы, похищенной Зевсом, в обличье белого быка. Белый бык — олицетворение финикийского культа Баала, которому приносились массовые огненные жертвоприношения, жертву сжигали на алтаре.
«Властные полномочия крито-микенских правителей были ограничены определенными временными периодами. Источники сохранили сведения о том, что критский царь Минос в конце восьмилетнего периода слагал с себя царскую власть, удалялся в пещеру Зевса, чтобы дать ему отчёт в том, как выполнялась его воля, и затем снова получал царские полномочия из рук божественного «отца».
За метафорами этой легенды нетрудно увидеть наличие принципа, сочетавшего в себе и наследственность, и выборность, когда легитимность правителя определялась, с одной стороны, его принадлежностью царственному роду Зевса, а с другой — ограничением его властных полномочий определенным временным периодом, что характерно для выборной власти. Не будет большой смелостью предположить, что в пещере Зевса такой правитель периодически получал властные полномочия из рук некоего представительского органа, состоящего, скорее всего, из представителей жреческих и кровнородственных коллективов.» (Лидия Грот, Призвание варягов, или Норманны, которых не было.Часть 2. Рюрик, Трувор и Синеус. Княжение Рюрика с братьями.)
Остров Крит считается родиной не только царя Миноса и его братьев Радаманта и Сарпедона, но и самого громовержца Зевса. На Крите на горе Дикта находится легендарная пещера, в которой богиня Рея, дочь Урана и Геи, а также супруга и сестра титана Кроноса-Сатурна, спрятала новорожденного Зевса, вскормленного божественной козой Амалфеей.
На Крите почитался символ Зевса Критского — секира или двусторонний топор — λάβρυς — лабрис, на лидийском наречии означает «секира«. Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира), упомянут Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян. При раскопках дворца на Крите были найдены гигантские двусторонние топоры лабрисы, высотой выше человеческого роста, что говорит о поклонении жителей Крита этому оружию. Найдены изображения священных символов, почитаемых на Крите — секиры и меча, с изящной инкрустацией.
две пчелы, собирающие мёд
Вещи, найденные археологами в лабиринтах дворца в Кноссе, подтверждают легенды о богатстве царя Миноса. Среди уцелевших артефактов найдены обломки великолепной мебели — столы, с затейливо вырезанными ножками, резные ларцы, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы, статуи и небольшие статуэтки богов и богинь.
Найдены мужские пояса с драгоценными камнями, женские украшения из золота — ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, шкатулки для благовоний и кремов. Именно, женщины на Крите были служительницами культа, обычай оставшийся со времён матриархата.
Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе были ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.
Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих критских юношей с цветами в волосах, девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица, нет улыбающихся людей. На всех фресках лица людей подчеркнуто печальны, их позы строги, их одежды просты.
Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властителя подземного царства. Служительницы Земли-матушки, по всей видимости, были не придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды, по обычаю, в знак траура они обнажали грудь . Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.
Во дворце в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, её всегда изображали с поднятыми вверх руками. Змеи — символ подземного царства, а богиня мать-земля повелительница змей. Изображение языческой богини Матери, держащей в поднятых руках змей и диких зверей мы находим на изделиях скифского звериного стиля, а также на традиционных ритуальных вышивках славянских рушников.
На вазе найденной в Кносском дворце царя Миноса, изображена Великая Мать богов с традиционно поднятыми руками, держащая птиц. У ног Великой Матери с двух сторон изображены два рычащих льва, под правой рукой богини голова жертвенного быка, спереди — рыба.
Великой Матери принадлежит всё — Небо с птицами, Земля с царственными львами и Воды, обитель рыбы. Изображение украшено шестью свастиками, означающими счастье (Свастье). Справа и слева всю композицию замыкают вертикально извивающиеся змеи, символы подземного царства.
Генетические данные останков жителей Минойской цивилизации свидетельствуют о том, что древние критяне переселились на Крит из древней Анатолии (сейчас современная Турция и Ирак, турецкий и арабский язык не относится к индоевропейским языкам), и расселились в Европе около 9000 лет назад, распространив Индоевропейские языки. Исследователи предполагают, что древние Минойцы говорили прото-индо-европейском языке, это значит, что минойцы или «истинные критяне», были не арабы, не турки, ни персы, а жители Анатолии, говорившие на диалектах индоевропейских языков, например, праславянском языке. Зная, что Минойский язык имеет индоевропейские корни лингвисты и археологи смогут расшифровать таинственную минойскую письменность, известную, как линейное письма А.
В Крито-микенских текстах встречаются надписи с именами богов: te-i-ja ma-te-re («те-и-е ма-те-ре» — «то и есть Матерь богов»).
Имя Зевса (по-микенски — di-we «Диве» происходит из ведического санскрита от Dyaus pitar — «Деус-отец» — Отец Божий).
Имя бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый».
На фреске Кносского дврца есть имя легендарного греческого героя Ахилеса на микенском языке: aki-rev — аки-рев — «как лев».
Греческая богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, на микенском языке — ra-to , она была женой Зевса, и матерью Аполлона.
Греческие богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες — -«гневные») на микенском языке — e-ri-nu — Эрину
Дочь Зевса и Деметры богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa = Пересева.
В Кносском дворце на острове Крит археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения (20 — 21 веков до н.э.), как водопроводы в толще стен дворца, туалеты, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, выходили далеко за пределы дворцового комплекса, банные помещения, в стенах дворца была сделана вентиляция.
Колодцы выдолбленные в толще гранитной породы, колодец помогал жителям Микен держать оборону.
Найдены многочисленные сосуды для хранения воды, вина, зерна, рыбы и другой снеди.