Какая прелесть – Старый Новый год!
Другие страны этого не знают.
С зимой и снегом праздник к нам идёт,
Который, я надеюсь, не растает.
Какие наши предки молодцы!
Уж, что не говори, они толк в этом знали.
Весь мир лишь раз, а деды и отцы
Не раз, а дважды праздник отмечали….
После встречи Нового года 31 декабря, только жители России имеют возможность отпраздновать его ещё раз — это Старый Новый год, который наступает в ночь с 13 на 14 января. И этому есть причина.
Царская Россия торговала со многими европейскими странами, и во всех торговых договорах и контрактах с европейцами должна была указывать даты по григорианскому календарю, в то время, как в России всё ещё действовал Юлианский календарь, принятый Указом царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира, вводившим летосчисление от Рождества Христова. Петровский указ назывался:
«О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Указом царя Петра I заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от Сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно». См. История Русского календаря и Нового года.
Большевики, пришедшие к власти в России в 1917 году, отделили от государства Российскую Православную церковь, и приняли 24 января 1918 года Декрет о введении в Российской республике западноевропейский Григорианский календарь. Декрет, подписанный Лениным, начинался словами:
«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет народных комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года (1918) в гражданский обиход новый календарь».
К началу XX века Григорианский календарь, введённый в России согласно декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР, обгонял старый Юлианский календарь на 13 дней. Для исправления этой ошибки была ведена поправка в 13 суток и сразу после 31 января 1918 года наступало не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года.
Отставание Григорианского календаря (13 суток) ликвидировали, но Православная церковь, отделённая от государства, и многие граждане, русская интеллигенция и духовенство продолжали отмечать Новый год по старому стилю, то есть по Юлианскому календарю.
Это историческое событие и есть редкий феномен, который привел к дополнительному празднику в России. Благодаря которому у нас появилась возможность ещё раз отпраздновать любимый Новый год.
Таким образом, только у русских появились две даты празднования Нового года — 1 января по Григорианскому календарю — новому стилю, и 13 января — по Юлианскому календарю — старому стилю. Отсюда возник этот праздник Старый Новый год.
Эта традиция дублирования чисел нового Григорианского календаря, числами из Юлианского календаря с разницей в 13 дней, прижилась и существует до сих пор.
Русская Православная церковь не приняла перехода на новый Григорианский календарь и продолжала праздновать все церковные праздники, в том числе и Рождество по старому Юлианскому календарю — 7 января.
Новый год в России празднуют по григорианскому календарю, он выпадает на православный сорокадневный Рождественский пост, который заканчивается в рождественский Сочельник — 6 января.
В 1918 году, вначале пользования новым Григорианским календарём в России, чтобы не возникали путаницы с датами, было принято после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять это же число по старому стилю, продолжая Петровскую традицию:«А буде кто захочет писать оба те лета… сряду свободно».
В ночь с 13 на 14 января многие православные верующие люди могут отпраздновать Старый Новый год, богато накрыв стол, после окончания Рождественского поста.
Популярность Старого Нового года растёт из года в год, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к Старому Новому году, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года. Старый Новый год более спокойный и домашний праздник, ему не свойственна суета — неизбежный спутник Нового года.
Васильев вечер – Старый Новый год
Васильев вечер перед Старым Новым годом называется «Щедрый вечер». К празднику готовились загодя. Покупали или шили новую красивую одежду.
Рано утром варили пшеничную кашу из цельного зерна, заправляли её салом и мясом. Вынутый из печки горшок с кашей вся семья должна была внимательно рассмотреть. Трещины на горшке или не совсем удавшаяся каша были не к добру. Каша удачная, пышная и вкусная – год обещал быть благоприятным. Обязательно готовили кутью, чтобы помянуть предков и привлечь в дом их покровительство и блага. В кутью добавляли орехи, изюм, мёд, мак.
Главным праздничным блюдом новогоднего стола считались блюда со свининой, поскольку святой Василий почитался 1 января, как покровитель свиней, откуда объясняется народная поговорка: «бывает и свиньям в году праздник!» Специально для праздника готовили поросёнка, который должен был принести в будущем году плодородие на полях и плодовитость домашних животных в хлеву, а также прибавление в семействе. В русской народной мифологии сохранилось предание, что свинья была создана не такою, что она прежде имела золотые и серебряные щетинки, но как-то упала в грязь и с той поры утратила блеск щетины, но всё же свинья осталась символом богатства и достатка.
На Руси к Рождественским Святкам и Новому году бьют свиней и поросят, и доселе непременным кушаньем на первый день праздника бывает свиная голова с хреном или жареный поросёнок с кашею; почти по всем деревням варят свиные ноги, начиняют свиные кишки и желудки и раздают колядовщикам, песни которых сопровождаются просьбами наделить их именно этими обычными дарами. Кровью убитого кабана брызгают в огонь, на котором обжигают тушу, и думают, что вследствие такого обряда нечистая сила перестанет ходить по хлевам и портить скотину.
Кроме поросенка на стол подавали жареную зайчатину и петуха. Петух — это лёгкость и свобода, символ восхода солнца, нового дня и нового года, а заяц – символ быстро мелькающего света (солнечные зайчики) и метафора мелькающей молнии, а также благополучия в семье. Имя-прозвище Заяц было чрезвычайно распространено на Руси вплоть до 16 века. В славянской мифологии заяц надежно закреплен за Ярилой, который часто превращается в зайца. Молодого Ярилу считали богом плотской любви, символом плодородия, как и плодовитого зайца.
На праздничный стол ставили самое лучшее из всего, что имелось – мясо, выпечку, вино. Чем больше на столе было блюд – тем больший достаток можно было ожидать в будущем году. Чтобы год прошёл мирно и в согласии, вечером ходили в гости к соседям.
Примечали, кто первым утром посетит ваш дом. Добрым предзнаменованием было, когда этим гостем оказывался парень из многодетной, при этом уважаемой семьи, которая имеет хорошее хозяйство.
По давней традиции в праздник лепили вареники и закладывали в начинку сюрпризы, оригинальные добавки. Каждый сюрприз имел своё значение:
Грецкий орех – к здоровью.
Крупные деньги сулили большой выигрыш.
Зерно – символ богатства, достатка.
Капуста – придут большие деньги.
Леденец – удача в любовных делах.
Картошка – к продвижению в карьер.
Вечером молодые парни и девчата ходили колядовать. Пели у дверей каждого дома обрядовую песню «Овсеньку» для каждого члена семьи и в святочных песнях также припевали: «Коляда Таусень». «Овсень», предназначенный для хозяина и старших сыновей, должен желать благополучия дому и семье. После исполнения, гости получали от хозяев щедрые подарки. Именем «Авсень», «Овсень», «Таусень» в Рязанской и Тамбовской губерниях называется праздник кануна нового года. Овсень, по словам святочных песен, ходит, гуляет по весёлым теремам, он торжественно въезжает вместе с новым годом:
Ой Овсень! Ой Овсень!
Походи, погуляй
По святым вечерам,
По веселым теремам.
Ой Овсень! Ой Овсень!
Посмотри, погляди,
Ты взойди, посети
К Филимону на двор…
Авсень ныне есть не что иное, как святочный, точнее новогодний козёл или коза, представитель возрождающегося весеннего солнца, подателя плодородия: его водят по селу на святках, подобно тому, как в древние времена водили козла при чествовании Диониса.