На берегах Иордана, Иоанн Креститель указал Андрею, рыбарю, на грядущего Господа своего Христа и Спаса: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира!» Не медлил более Андрей и последовал к Божественному Учителю, от коего все впервые услышали глаголы жизни. Андрей поспешил сообщить благую весть старшему брату своему Симону и стал первым евангелистом, воскликнувшим: «Мы обрели Мессию, глаголемого Христа!» Андрей Первозванный привел своего старшего брата Симона к Иисусу, Который нарек ему новое имя: Кифа, или Петр, то есть камень.
Два брата рыбаря Андрей и Пётр, призванные Господом прежде прочих апостолов, они три года следовали за Господом, когда он проповедовал о царствии Божием, исцеляя болящих и расслабленных.
Первое странствие апостола Андрея Первозванного.
Отправившись проповедовать учение Христа, крестя верующих и преподавая им божественные тайны, Святой Андрей, Петр и Матфей достигли города Синопа в Скифских землях, который был столицей царей понтийских, где было много иудеев. Иудеи Синопа были разделены между собою на различные ереси, и самые варвары-язычники, обитавшие в Синопе, были люди нрава жестокого и зверского. Апостолы не взошли в город, а остановились на краю мыса за шесть миль от Синопа и многих из иудеев и язычников они обратили в христианство, непрестанными знамениями утверждая свое учение.
Выйдя из Синопа апостолы разделили свои пути — Апостол Пётр взяв с собою Гая, отправился на запад проповедовать учение Христа, а Святой Апостол Андрей с Матфеем и с прочими учениками, пошёл на восток с просветительным учением к славянам и грекам на восток.
Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их пределы с вестью евангельскою. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего Восточного христианства.
В ближайшую субботу взошел он в синагогу Синопа и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Святой Апостол Андрей Первозванный, взошедши на камень и простерши руку, осенил крестным знамением, все страждущие и больные исцелились. Удивленные его чудесами, граждане приносили пожертвования, но апостол все раздавал неимущим людям, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Троицы.
В священном предании сохранён внешний образ Святого Апостола Андрея Первозванного «он был роста немалого и более высокого, но несколько согбен, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященною водою и возвращал им силу и частоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение перстов; все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми произносил слова божественной мудрости».
Апостол Андрей проповедовал и просвещал жителей городов и селений Понта, утверждая их в вере Господа Иисуса, он с помощью новообращенных устроил церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов. В церкви крестились и бедные люди и богатые вельможи, мужи и жены, иудеи и язычники, ибо тогда еще правители Римской империи — Тиверий кесарь, Гай и Клавдий, не препятствовали исповеданию учения Христова. Апостол Андрей научал всех прихожан молитве, пению псалмов, славословию, священным обрядам, заповедав молящимся становиться лицом к востоку, на коленях, осеняя себя крестным знамением. Апостол Андрей учил прихожан поститься и бодрствовать, не читать языческой мифологии, а занимались Священным Писанием.
Он посетил Трапезонт, город грубых и суровых невежественных нравов, лежащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после отправился в Иверию, где довольно долго проповедовал в городах ее: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе. Отселе Апостол Андрей пошел далее в землю парфян Сомхетию, и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.
В 1054 г. произошёл раскол Христовой Церкви.
Папа римский Лев IX отправил в Константинополь кардинала Гумберта с римскими делегатами с поручением передать папскую буллу, предающую анафеме Патриарха Константинопольского Михаила Керуллария. Полгода сидел кардинал Гумберт в Константинополе в ожидании, что византийцы не выдержат и сами заявят о своем неподчинении папской власти, и этим навлекут на себя анафему, тогда вина Церковного раскола падёт на них. Но кардинал Гумберт не дождался от византийцев открытого заявления о неподчинении папской власти, и был вынужден обнародовать документ, данный ему в Риме Папой Львом IX.
Это был день 16 июля 1054 года. Патриарх Константинопольский Михаил Керуллария совершал Божественную литургию в соборе Святой Софии. Кардинал Гумберт со своей делегацией, не постеснялся нарушить божественную службу в соборе Святой Софии, беспардонно вошёл в алтарь и положил папскую буллу на престол содержащую анафему византийцам. Папская анафема отправляла всех византийцев на дно адово вместе со всеми еретиками, туда, где дьявол и ангелы его. В ответ на это Патриарх Константинопольский Михаил на церковном соборе отлучил Папу римского от Христовой Церкви.
Раскол совершился. Рим откололся от Соборного единства Христовой Церкви, утвержденного Семью Вселенскими Соборами, и остался в одиночества против мира, во зле лежащего.