Коктебельские камешки

Максимилиан Волошин - поэт, художник, критик. Неисправимый романтик конца Серебряного века.

Максимилиан Волошин — поэт, художник, критик. Неисправимый романтик конца Серебряного века.

«Коктебельские камешки» – очередной фильм режиссера — документалиста Андрея Осипова о гениях Серебряного века. Сняв фильмы об Андрее Белом, Марине Цветаевой и Максимилиане Волошине, Осипов вместе со своим верным коллегой, сценаристом Одельшой Агишевым, сочинили этюд о жизни знаменитых коктебельских дачников.

Картина состоит из девяти новелл, каждая описывает жизнь персоны, так или иначе вписанной в историю прекрасного крымского города Коктебеля.

В первой из девяти частей фильма режиссер Андрей Осипов рассказывает об основании города Коктебель действительным тайным советником Эдуардом Юнге. В 1890 году Эдуард Андреевич оставил службу в Москве и переехал на берег Чёрного моря, где вскоре появятся первые строения будущего крымского курорта Коктебеля.

 Эдуарде Юнге сдал домик в Коктебеле Елене Оттобальдовне Волошиной, матери Макса Волошина, вокруг которого впоследствии объединится весь бомонд от искусства Серебряного века в России.

Заморский гость (радостная весть). Коктебель, 1911 год

Все новеллы фильма скрепляет беседа с Марией Николаевной Изергиной — человеком, близким семье поэта Максимилиана Волошина. Профессиональная пианистка и певица, она в юности вместе с друзьями из симферопольского студенческого общества «Аргонавты» часто гостила в доме у Волошина, встречалась там с Осипом Мандельштамом, Андреем Белым, Александром Грином и другими титанами Серебряного века русской литературы. Впоследствии она написала несколько романсов на стихи Волошина и исполняла их в своем доме в Коктебеле.

Пианистка и певица Мария Изергина (справа) рассказывает в фильме об обитателях и гостях дома Волошина в Крыму. На фото - с Марией Волошиной.

Пианистка и певица Мария Изергина (справа) рассказывает в фильме об обитателях и гостях дома Волошина в Крыму. На фото — с Марией Волошиной.

Беседа была записана Осиповым в 1996 году,
Марии Николаевне Изоргиной был 91 год
. Она скончалась в Москве в 1998 году. Изергина была свидетелем большей части событий, произошедших в доме известного русского поэта Волошина в 20-е годы прошлого века. Фильм Осипова – это «камешки» её феноменальной памяти, которые складываются в причудливую картину дачной жизни с её любопытными подробностями, которых мы не прочтём ни в одной книге.

Плёнка с дивными рассказами Марии Изоргиной хранилась «в столе» 20 лет, а интервью с Изогиной было записано тогда, когда Осипов с Агишевым снимали документальную ленту только о Волошине.

«Я как-то просматривал эту плёнку и подумал, что через вот этот разговор можно не просто заглянуть в прошлое. В её словах есть ответы о сегодняшнем дне: как нам жить, как нам чувствовать, как нам существовать в таком сложном, противоречивом, жёстком мире», – говорит Андрей Осипов.

Максимилиан Волошин писал о Марии Заболотской: "Юродивая. Иступлённая. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая... Берётся за всё и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздаёт и деньги и вещи, и себя на все стороны"

Максимилиан Волошин писал о Марии Заболотской: «Юродивая. Исступлённая. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая… Берётся за всё и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздаёт и деньги и вещи, и себя на все стороны»

«Когда приходил Грин, все уходили, потому что такой мат стоял!» – вспоминает Мария Николаевна Изоргина об Александре Грине, в его тяжёлой жизни романтичными были лишь его повести о вымышленной стране.

«Приехал Брюсов и сказал: «Какие стихи хотите: научные, исторические или эротические?» – рассказывает Изоргина о главном декаденте, которому жена Волошина Мария Заболоцкая не позволила говорить об эротике, «и все чуть со скуки не умерли».

Из фильма «Коктебельские камешки» мы узнаем и о тех, кому не суждено было стать символами века, например, о поэте Петникове, друге Велимира Хлебникова. Именно ему был передан титул Хлебникова «Председатель Земного шара». После смерти Хлебникова Петников стал заурядным советским поэтом, но раннее его творчество с восторгом вспоминает Мария Изоргина.

Знаменитую дачу в Коктебеле на берегу моря Волошин строил с 1903 по 1913 годы. Здесь перебывали все - Мандельштам, Гумилев, Грин, Булгаков, Цветаева, Чуковский, Алексей Толстой и многие другие.

Знаменитую дачу в Коктебеле на берегу моря Волошин строил с 1903 по 1913 годы. Здесь перебывали все — Мандельштам, Гумилев, Грин, Булгаков, Цветаева, Чуковский, Алексей Толстой и многие другие.

Ещё одно из просветительских открытий фильма «Коктебельские камешки» – режиссерское. Фильм буквально переполнен стихами, фотографиями, кадрами хроники, есть и съёмки, которые были предоставлены Андреем Осиповым.

8-Коктебельские камешкиНапример, кадры дома Волошина ещё без знаменитой мастерской.

Максимилиан Волошин:
Припаду я к острым щебням,
к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый,
мой торжественный Коктебель!

Дом, который построил Макс - уникальное место притяжения для творческой интеллигенции начала XX века.

Дом, который построил Макс — уникальное место притяжения для творческой интеллигенции начала XX века.

После ухода из жизни Волошина Мария Заболотская буквально спасла дом поэта в Коктебеле от гибели. Дом выстоял и в годы революции и в страшную пору войны.

2-Коктебельские камешки

«Коктебельские камешки» – это спокойный, классический документальный исторический фильм, но назвать его «старомодным» не получается. Казалось бы, чем в наше время может привлечь картина, которая состоит из воспоминаний об известных писателях и съёмки без сомнений прекрасной коктебельской природы.

«О Коктебеле можно рассказывать и рассказывать. Можно вспомнить десятки и десятки имён знаменитый, менее известных и совсем забытых коктыбельцев, свидетелей серебряного века, предвоенных, военных, послевоенных лет минувшего столетия и наших дней. Ведь славная страна голубых вершин жива и здравствует, и ожерелье из коктебельских камешков-судеб ещё далеко не собрано до конца»

Фильм Осипова – в меру просветительский и не занудный, красивый и не глянцевый, исторический – но «с перчинкой».

3-Коктебельские камешки

Коктебель, как Мекка для героев прошлого столетия, оказался излюбленным местом работы и отдыха поэтов и писателей, музыкантов и художников, актеров и просто любителей русской словесности. Коктебель начался с «песни бедуинов». Они именовали себя «Орденом обормотов» и боготворили поэта Волошина.

5-Коктебельские камешки

Под «Синюю рапсодию» Петра Лещенко мы видим переполненный пляж – это первые нудисты, друзья Волошина и их натурщицы, которые раздражали феодосийскую полицию.

«Обормотам» Волошин посвятил стихотворение:
Седовласы, желтороты —
Всё равно мы обормоты!
Босоножки, босяки,
Кошкодавы, рифмоплеты,
Живописцы, живоглоты,
Нам хитоны и венки!
От утра до поздней ночи
Мы орем, что хватит мочи,
В честь правительницы Пра:
Эвое! Гип-гип! Ура!

Дикие эзотерические танцы в людном кабаре – это Вера Белкина, Алексей Толстой и Макс Волошин, которых всех вместе зрители приняли за перевоплощения одного обещанного на афише иллюзиониста.

Волошин со второй супругой Марией Заболоцкой.

Волошин со второй супругой Марией Заболоцкой.

Сам фильм «Коктебельские камешки», словно наследуя большим литературным жанрам, разделен на главы, у каждой есть своё название-цитата и стихотворный эпиграф из произведений Волошина, который мы слышим, глядя на отражение коктебельской – или киммерийской, как говорил поэт – природы в огромном зеркале.

4-Коктебельские камешки

Макс Волошин и египетская богиня Таиах. Поэт верил, что каждый год в день его рождения богиня улыбается ему своей таинственной улыбкой. Впервые Волошин увидел скульптуру Таиах в июне 1904 года в музее Гимэ в Париже, когда с первой женой Маргаритой Сабашниковой любовался египетскими древностями. Слепок скульптуры Таиах Волошин приобрёл весной 1905 года в Берлине и никогда с ним не расставался.

Портрет Максимилиана Волошина работы В.П. Андерса.

Портрет Максимилиана Волошина работы В.П. Андерса.

Премьера картины «Коктебельские камешки», состоялась на XXV открытом фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге в 2014 году, где фильм получил Гран-при, Национальная премия «Ника» признала его лучшим не игровым фильмом года. Картина награждалась на фестивалях «Сталкер», FRESCO (Армения), она получила Международную Волошинскую премию «За вклад в культуру» и Национальную премию «Лавровая ветвь».

Фотографии предоставлены Андреем Осиповым.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org