«Коктебельские камешки» – очередной фильм режиссера — документалиста Андрея Осипова о гениях Серебряного века. Сняв фильмы об Андрее Белом, Марине Цветаевой и Максимилиане Волошине, Осипов вместе со своим верным коллегой, сценаристом Одельшой Агишевым, сочинили этюд о жизни знаменитых коктебельских дачников.
Картина состоит из девяти новелл, каждая описывает жизнь персоны, так или иначе вписанной в историю прекрасного крымского города Коктебеля.
В первой из девяти частей фильма режиссер Андрей Осипов рассказывает об основании города Коктебель действительным тайным советником Эдуардом Юнге. В 1890 году Эдуард Андреевич оставил службу в Москве и переехал на берег Чёрного моря, где вскоре появятся первые строения будущего крымского курорта Коктебеля.
Эдуарде Юнге сдал домик в Коктебеле Елене Оттобальдовне Волошиной, матери Макса Волошина, вокруг которого впоследствии объединится весь бомонд от искусства Серебряного века в России.
Все новеллы фильма скрепляет беседа с Марией Николаевной Изергиной — человеком, близким семье поэта Максимилиана Волошина. Профессиональная пианистка и певица, она в юности вместе с друзьями из симферопольского студенческого общества «Аргонавты» часто гостила в доме у Волошина, встречалась там с Осипом Мандельштамом, Андреем Белым, Александром Грином и другими титанами Серебряного века русской литературы. Впоследствии она написала несколько романсов на стихи Волошина и исполняла их в своем доме в Коктебеле.
Беседа была записана Осиповым в 1996 году,
Марии Николаевне Изоргиной был 91 год. Она скончалась в Москве в 1998 году. Изергина была свидетелем большей части событий, произошедших в доме известного русского поэта Волошина в 20-е годы прошлого века. Фильм Осипова – это «камешки» её феноменальной памяти, которые складываются в причудливую картину дачной жизни с её любопытными подробностями, которых мы не прочтём ни в одной книге.
Плёнка с дивными рассказами Марии Изоргиной хранилась «в столе» 20 лет, а интервью с Изогиной было записано тогда, когда Осипов с Агишевым снимали документальную ленту только о Волошине.
«Я как-то просматривал эту плёнку и подумал, что через вот этот разговор можно не просто заглянуть в прошлое. В её словах есть ответы о сегодняшнем дне: как нам жить, как нам чувствовать, как нам существовать в таком сложном, противоречивом, жёстком мире», – говорит Андрей Осипов.
«Когда приходил Грин, все уходили, потому что такой мат стоял!» – вспоминает Мария Николаевна Изоргина об Александре Грине, в его тяжёлой жизни романтичными были лишь его повести о вымышленной стране.
«Приехал Брюсов и сказал: «Какие стихи хотите: научные, исторические или эротические?» – рассказывает Изоргина о главном декаденте, которому жена Волошина Мария Заболоцкая не позволила говорить об эротике, «и все чуть со скуки не умерли».
Из фильма «Коктебельские камешки» мы узнаем и о тех, кому не суждено было стать символами века, например, о поэте Петникове, друге Велимира Хлебникова. Именно ему был передан титул Хлебникова «Председатель Земного шара». После смерти Хлебникова Петников стал заурядным советским поэтом, но раннее его творчество с восторгом вспоминает Мария Изоргина.
Ещё одно из просветительских открытий фильма «Коктебельские камешки» – режиссерское. Фильм буквально переполнен стихами, фотографиями, кадрами хроники, есть и съёмки, которые были предоставлены Андреем Осиповым.
Например, кадры дома Волошина ещё без знаменитой мастерской.
Максимилиан Волошин:
Припаду я к острым щебням,
к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый,
мой торжественный Коктебель!
После ухода из жизни Волошина Мария Заболотская буквально спасла дом поэта в Коктебеле от гибели. Дом выстоял и в годы революции и в страшную пору войны.
«Коктебельские камешки» – это спокойный, классический документальный исторический фильм, но назвать его «старомодным» не получается. Казалось бы, чем в наше время может привлечь картина, которая состоит из воспоминаний об известных писателях и съёмки без сомнений прекрасной коктебельской природы.
«О Коктебеле можно рассказывать и рассказывать. Можно вспомнить десятки и десятки имён знаменитый, менее известных и совсем забытых коктыбельцев, свидетелей серебряного века, предвоенных, военных, послевоенных лет минувшего столетия и наших дней. Ведь славная страна голубых вершин жива и здравствует, и ожерелье из коктебельских камешков-судеб ещё далеко не собрано до конца»
Фильм Осипова – в меру просветительский и не занудный, красивый и не глянцевый, исторический – но «с перчинкой».
Коктебель, как Мекка для героев прошлого столетия, оказался излюбленным местом работы и отдыха поэтов и писателей, музыкантов и художников, актеров и просто любителей русской словесности. Коктебель начался с «песни бедуинов». Они именовали себя «Орденом обормотов» и боготворили поэта Волошина.
Под «Синюю рапсодию» Петра Лещенко мы видим переполненный пляж – это первые нудисты, друзья Волошина и их натурщицы, которые раздражали феодосийскую полицию.
«Обормотам» Волошин посвятил стихотворение:
Седовласы, желтороты —
Всё равно мы обормоты!
Босоножки, босяки,
Кошкодавы, рифмоплеты,
Живописцы, живоглоты,
Нам хитоны и венки!
От утра до поздней ночи
Мы орем, что хватит мочи,
В честь правительницы Пра:
Эвое! Гип-гип! Ура!
Дикие эзотерические танцы в людном кабаре – это Вера Белкина, Алексей Толстой и Макс Волошин, которых всех вместе зрители приняли за перевоплощения одного обещанного на афише иллюзиониста.
Сам фильм «Коктебельские камешки», словно наследуя большим литературным жанрам, разделен на главы, у каждой есть своё название-цитата и стихотворный эпиграф из произведений Волошина, который мы слышим, глядя на отражение коктебельской – или киммерийской, как говорил поэт – природы в огромном зеркале.
Макс Волошин и египетская богиня Таиах. Поэт верил, что каждый год в день его рождения богиня улыбается ему своей таинственной улыбкой. Впервые Волошин увидел скульптуру Таиах в июне 1904 года в музее Гимэ в Париже, когда с первой женой Маргаритой Сабашниковой любовался египетскими древностями. Слепок скульптуры Таиах Волошин приобрёл весной 1905 года в Берлине и никогда с ним не расставался.
Премьера картины «Коктебельские камешки», состоялась на XXV открытом фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге в 2014 году, где фильм получил Гран-при, Национальная премия «Ника» признала его лучшим не игровым фильмом года. Картина награждалась на фестивалях «Сталкер», FRESCO (Армения), она получила Международную Волошинскую премию «За вклад в культуру» и Национальную премию «Лавровая ветвь».
Фотографии предоставлены Андреем Осиповым.