28 июня 1916 года указом Государя императора России Николая II Александр Васильевич Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом, став самым молодым командующим флотом, среди флотоводцев воюющих в Первой мировой войне держав.
Командование Черноморским флотом во время войны было поручено новоиспечённому адмиралу, который ни в мирное, ни в военное время не командовал соединением тяжёлых кораблей.
Назначение на новую должность командующего Черноморским флотом Александр Колчак воспринял без особого энтузиазма и радости, так как ему приходилось оставлять командование Минной дивизией — живое и интересное дело, которому он отдавал всего себя.
Побывав по дороге в Севастополь, в Ставке и получив там от Государя и начальника его штаба секретные инструкции, Александр Васильевич, по национальности крымский турок в начале сентября 1916 года прибыл в Крым. Встреча Колчака с Николаем II в Ставке стала третьей и последней.
Главная задача, поставленная Колчаком, как главнокомандующим Черноморским флотом, заключалась в очистке Чёрного моря от вражеских военных кораблей и полного прекращении неприятельского судоходства вообще. Достичь этой цели можно было только при полной блокировке пролива Босфор и болгарских портов.
В конце июля началась операция по минированию Босфора подводной лодкой «Краб», в самом горле Босфорского пролива было установлено 60 мин, и заминирован вход в пролив от берега до берега. По приказу Колчака были заминированы выходы из болгарских портов Варна, Зонгулдак, что сильно ударило по турецкой экономике. Для поддержки минных полей в боевой готовности в Чёрном море на расстоянии в 50—100 миль от Босфора всегда стоял на дежурстве отряд русских кораблей в составе дредноута, крейсера и нескольких миноносцев, а близ Босфора постоянно дежурила подводная лодка.
По отработанным на Балтике методам минирования, под личным руководством Колчака было проведено минирование Босфора, и всего турецкого побережья, не далее 5 миль от берега, с тем расчётом, чтобы можно было бомбардировать Босфорские укрепления с моря. Минирование практически лишило противников возможности активных действий на Чёрном море.
В конце октября 1916 года на минах близ Варны подорвалась немецкая подводная лодка «B—45», а в конце ноября у Босфора ещё одна — «B—46».
К концу 1916 года командующий Черноморским флотом реализовал свою задачу, прочно заперев германский и турецкий флот, включая «Гёбен» и «Бреслау», в Босфоре.
На минах подорвались 6 вражеских подводных лодок, и немецкий быстроходный линейный крейсер „Гёбен“.
В конце 1916 и в первой половине 1917 года неприятельские суда вообще исчезли из Чёрного моря, так как при босфорские минные заграждения были для них непреодолимой преградой.
Летом 1916 года к командующему Черноморским флотом «новому адмиралу» Колчаку пришла всероссийская известность. Центральные газеты стали публиковать о нём статьи, размещать на своих страницах его портреты.
История предательства Александра Колчака