Колокольный звон гармонично выступает в едином хоре звуков естественного природного оркестра, как солист.
С приходом христианства на Руси колокола занимают особо почитаемое место в жизни православных. В языческие времена люди на Руси поклонялись изваяниям громовержца Перуна — высшего языческого божества, а колокольный звон считали символом грома небесного.
В народных верованиях бытовало мнение о том, что колокольный звон разгонит грозовые облака, принесшие град и шквальный ветер и убережет людей от ненастья.
На Севере Руси считалось, что колокольный звон оберегает людей от порчи, злых чар и дурного глаза. Колокольный звон считался «оберегом», способным исцелить от недугов, бедствий и болезней, способным противостоять коварным умыслам и злым козням. Колокольному звону приписывали способность изгонять нечистую силу, отпугивать дьявола, предупреждать об опасности, когда колокол под действием ветра сам начинал звонить. С древних времен небольшие колокольчики (ботало) вешали на шеи домашних животных, как обереги от нечистой силы и нападения диких зверей.
Наши предки считали, что чудодейственный звук колокола заключается не в его громкости, а «вследствие божественной силы их освящения и произносимых молитв».
Под защитой церковных и вечевых колоколов и маленьких колокольчиков на Руси находились не только города, люди, но и вся живая природа. Вечевой колокол отличался от церковного те, что звон в вечевой колокол производился с земли, а не с колокольни, что было очень удобно во время вечевого собрания.
О судьбе новгородского вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, желая лишить Великий Новгород самостоятельности и самоуправления, московский царь Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. Стремясь присоединить огромные владения Великого Новгорода к Москве, московский князь повелел: “вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати”. 8 февраля 1478 года “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.” Вечевой колокол казнили, вырвав язык, и велено было вывезти колокол из Новгорода в Москву.
Легенда рассказывает о том, что Вечевой колокол не пошел “в плен московский на позорище”, а добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал на Валдае горочку покруче и покатился под нее, разбиваясь о камни, он убился насмерть, вскрикнув умирая: “Воля!” и рассыпаясь на мелкие кусочки. А кому-то слышалось, что он кричал: “Валда”. Так разбилась последняя русская вольность, но не умерла совсем. Ямщики, проезжавшие по дороге, быстро расхватали мелкие кусочки вечевого колокола, и сделали из них маленькие колокольчики, зазвеневшие под дугой каждой упряжки.
Весть о народной вольности разнесли по всему миру под звон валдайских колокольчиков, которые никогда не звучат поодиночке, а звучат только в дружном хоре. В этом великий урок соборности и стремления к единению: мы ничто по одному, какими бы ни были гордыми, богатыми, властными — стоит подняться на жизненную “гору”, как тот час же “скатишься” вниз, как вечевой колокол. В едином государстве можно выжить только в единении.
Колокольчикам Валдая суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, тревожа и утешая души людей. Настанет время, когда колокольчики вновь сольются воедино, в вечевой колокол и вернётся в Новгород, тогда и поплывет над Россией вольный звон.
…В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал…
(Владимир Высоцкий, «Купола», 1975 г.)