Старый Новый год отмечали 13 января. В экспедициях, когда мы спрашивали у бабушек, какие были традиции, они всегда говорили про вареники, колядки и посевальщиков. Ещё гадали, устраивали молодёжные посиделки и ритуальные бесчинства, и это есть кое-где по сёлам и до сих пор.
Под Рождество ряженые ходили колядовать, а потом собирались и всё, что наколядовали, делили и вместе съедали. Для этого специально снимали избу в складчину, где потом и гуляли.
Исследователи рассказывают, что, если хозяева не одарили колядовщиков, молодёжь могла устроить хозяевам ритуальные бесчинства, например, заложить печную трубу или поставить телегу на крышу. Раньше в течение всех Святок молодёжь чередила, чертила, чепушила, то есть бедокурила. Например, переносили туалеты или забор на другой конец двора.
Однажды колядовщики даже вынесли ворота и поставили их в «суточках» — это такой маленький переулок между домами. Хозяин ехал на телеге домой пьяный и наткнулся на на свои ворота, открыл их, а там ни дома, ни хозяйственных построек двора нет. Он не понял, куда въехал, и так испугался, чуть с ума не сошёл. Народ особо не злился, понимал: традиция такая. Ведь в народе говорят, что под Рождество и Крещение особенно шалит нечистая сила. Был даже запрет выходить из дома вечером накануне «страшных дней и вечеров». Он существует и сейчас. В сёлах говорят: «Нечего шлындать», и не пускают детей из дома .
Молодёжные ритуальные бесчинства были нормой поведения. Как пишут многие учёные, бесчинства символизировали хаос, разрушение старого мира, вслед за которыми начинает наводиться порядок. Вот этот хаос изживания, смерти, уничтожения всего и сиюминутное рождение Бога и мира как раз и проявляется наилучшим образом в святочных обрядах. Молодёжь становится главным творцом всех ритуальных бесчинств и святочных обрядов.
Святочный период длится две недели. В эти дни до сих пор бытуют три вида обходов дворов: под Рождество колядуют, на Рождество славят Христа, а под Старый Новый год кличут Авсень/Усень.
До наших дней дошёл удивительный живой обычай «греть родителям пятки» или «жечь пурину» — это поминальный обычай возжигания костра, для «передачи» тепла умершим предкам. В Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерниях ещё в XIX веке хозяева однодворцы жгли костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду)
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас — христиан, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа». Сама молитва и есть наивысшей формой проявления любви. Если любишь кого-то значит молишься о нём.
Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор.13:8).
Сейчас многие люди считают, что жечь костры 6 января, то есть «греть родителям пятки» или «жечь пурину» – это христианский обычай. Вот насколько в умах и душах нашего народа сплелось и стало неразрывным православное мировосприятие и древнерусские языческие обряды, перешедшие в обряды Святок.
Колядки в принципе одинаковы в своей структуре, об этом впервые написал Владимир Пропп в своём труде «Русские аграрные праздники». Он выявил основной сюжет колядки. В ней есть зачин: «Мы ходили, блудили, из-под тёмна леса, приблудили ко двору». Затем начинают величание хозяина дома: «А Иванов-то дом –«закамешный» дом, тын железный, ворота с замком». Величание — это основная часть в колядках, а потом начинаются требования:
«Не дадите пирога —
мы корову за рога,
не дадите пышки —
мы свинью за лодыжки,
отведём в кабак и
пропьём за пятак».
Учёные считают, что колядовщики – это по сути души предков, умершие родители, пришедшие к нам домой. Об этом свидетельствует и их облик — ведь они не зря стремятся нарядиться во что-то старое, изношенное. В колядках поётся, что они «пришли издалека», как бы символизируя иной мир.
Сейчас по домам ходят и колядуют дети, и их одаривают конфетами или деньгами. Эта традиция не архаичная, но явно связанная с рождественской святочной традицией. Надо сказать, что и новогодняя ёлка, и Дед Мороз — это не народные традиции. Дед Мороз — вообще очень поздний персонаж, в деревнях про него не знали, а бабушки только ставили кутью на подоконник со словами: «Мороз, мороз, не морозь наш овёс, иди кутью есть!». Это скорее обращение к духам предков, которые регулируют погоду.
В первое утро Рождества тоже была своя традиция, это кардинально иное решение — как выпроводить родителей, которые нас навестили, как распрощаться с ними, как начать новый год. Для этого проводили обряд посевания. Колядовщики, устраивающие ритуальные бесчинства и изображавшие духов предков, приходили ночью, а посевальщики приходили в дом рано утром, с первыми петухами. Ряженые колядовщики оставались под окном как чужие, а посевальщики — это не ряженые, они могли зайти в дом или посевать на пороге. Посевальщики не кричали, не бесчинствовали, ничего не требовали, а спокойно спрашивали: «Разрешите посевать?» — и сыпали в дом зерно со словами: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».
Есть и другие тексты:
«Ходя Илья на Василья
Кто его знае, иде он бувае
Дева Мария по полю ходила
У Бога просила:
Зароди, Господи, жито, пшеницу
Всякую пашницу,
На лён, на замашки
На белые рубашки».
Это посевальная припевка из села Шелаево Валуйского района Белгородской области.
В селе Роговатое Старооскольского района есть такая традиция: под столом чертят круг с точками, «чтобы цыплятки велись», и утром, когда приходят «посевальщики», их просят «поквохтать под столом» — то есть посыпать это зерно под стол и сымитировать куриное квохтанье. Всё это делается для того, чтобы в новом году у птицы был приплод. Такой же круг с точками чертят и на обратной стороне входной двери для плодородия скота.
Посевальщиков в доме ждали, хозяева их угощали, зерно сметали в угол, но не убирали. При этом нельзя сказать, что этот обряд направлен только на изобилие. Всякое обсыпание в славянской традиции может быть сопоставимо с обливанием водой, а стало быть, с очищением, символами смерти и возрождения. Как при крещении мы, погружаясь в воду, как бы умираем и возрождаемся заново.
Подобные языческие обряды, которые сродни «греть родителей», мы можем наблюдать и в другие времена года, как-то на Масленицу, на Радоницу, или в Чистый четверг и все это конечно же ничего общего не имеет с христианским мировоззрением вообще и церковным уставом.
Богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их. Именно молитвы и согревают их, ведь дают им надежду на милость Божию.