Ни одна из реликвий древней Европы не вызвала в своё время столько споров, как знаменитый серебряный котёл, хранящийся ныне в Национальном музее Копенгагена (Дания).
Богато украшенный серебряный котёл, датируемый 200 г. до н.э. и 300 г. н.э., обнаруженный в 1891 году в торфяном болоте около датского посёлка Гундеструп в округе Орс провинции Химмерланд в Ютландии, сочетает в себе кельтские, гальские изобразительные элементы с типичной фракийской технологией изготовления….
Несмотря на то, что серебряный котёл был найден в Дании, и относится к Латенской культуре, метод его изготовления не характерен для кельтского стиля.
Латенская археологическая культура — это культура многочисленных кельтских племён — галлов, бриттов и др., создатели её фракийцы, иллирийцы, иберы, лигурийцы.
Латенская кельтская археологическая культура железного века (V—I веках до н. э.), была распространена по всей Центральной и Западной Европе, охватывала Францию, Швейцарию, Испанию, а также на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии.
На серебряном сосуде изображено рогатое божество — Лесной бог Природы и Изобилия – Карноннос (в Прото-кельтском языке — Carno-nos — Карно-нос — «Носящий рога» или Рогатый.
Кельтское слово Хорн — horn — рог). Карникс — carnyx (κάρνυξ) — воинский рожок. В галльском и латинском — carnuātus — рогатый, в галльском — karnon — «рог», от корня ведического санскрита k̑r̥no — рог.
Диаметр серебряного котла из Гундеструпа составляет 69 см, высота — 42 см.
На одной из сторон котла из Гундеструпа изображёно рогатое божество, сидящее в позе характерной для индийской иконографии, вокруг него изображены олени, львы, волки, собаки и змеи.
Божества природы изображаются в скифской и фракийской культуре изображали с поднятыми руками, в окружении змей или держащими в руках змей, как змееногая скифская богиня Апи. В левой руке Лесной бог Природы и Изобилия – Кернуннос держит змею, в правой – шейную гривну, женское и мужское украшение скифов и сарматов, тиссагетов на реке Каме, согдийцев, мидян и персов в Средней Азии.
У кельтов, галлов, римлян шейная гривна называлась торквес (torques) и служила наградой за боевые отличия. У западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён шейную гривну носили до времён средневековья.
В обличье волка в Уэльсе часто изображали валлийского бога моря и подземного мира Мана-Видан (Manawydan), то есть «ведающий» от слова Ведического санскрита — Vedana — Ведана — Ведение, знание; Ведин — Vedin — Ведун, ведунья; Vid-e (видье) – знание.
На протяжении многих лет учёные изучали изображения на котле и интерпретировали их с точки зрения кельтского пантеона богов. Божество с ветвистыми рогами в кельтском пантеоне богов Кернуннос (Cernunnos) удивительно похоже на рогатое индийское божество — Пашупати (Pashupati) — Властительницу животного мира в цивилизации долины Инда.
До сих пор нет единого мнения относительно других фигур, изображённых на котле. В кельтской культуре не было изображений слонов, некоторые кельтские исследователи объясняют появление на сосуде слонов тем, что это связано карфагенским полководцем Ганнибалом (Hannibal) (247/246 183 до нашей эры), совершившего в ходе Второй Пунической войны (218-201) переход через Альпы, в его армии были слоны.
Исследователи изображений котла указывают на сходство между женской фигурой и индуистской богиней Лакшми, которую часто изображали в сопровождении слонов. Божества, изображенные с колесом Времени также связаны с божествами индуизма Таранисом и Вишну.
Изучая все фигуры, сцены и сюжеты, изображённые на серебряном котле из Гундеструпа, исследователи пришли к выводу, что божества и сцены не являются специфическими для одной культур. Изображения ритуального сосуда вобрали в себя характерные черты многих культур и представляют собой слияние многих культур железного века.