Проектная документация моста через Керченский пролив получила экспертную оценку – «Главгосэкспертиза» дала положительное заключение. Также была подтверждена достоверность сметной стоимости проекта. Строительство обойдется в 211 851 575 730 рублей. Это почти на 680 млн рублей меньше предельной стоимости работ, установленной распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.
Крымский мост через Керченский пролив возводится за счёт средств федерального бюджета по Федеральной Целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года» без привлечения внебюджетного финансирования.
Установка временного моста для технических нужд перед началом строительства Керченского моста в окрестностях порта Тамань. Временный мост позволит вести строительство при любых погодных условиях.
Более 30 специалистов ФАУ «Главгосэкспертиза» трудились над проверкой документации и столько же экспертов оценивали достоверность сметы. Параллельно работали аудиторы, осуществлявшие технологический и ценовой аудит, они тоже вынесли положительный вердикт.
Привлечение такой «армии проверяющих» объясняется колоссальным объёмом документации: более 570 томов, электронная версия – свыше 30 гигабайт. На бумажных и электронных носителях содержится информация о районе создания моста и результатах инженерных изысканий, основные проектные и технические решения, мероприятия по охране окружающей среды, учтена и сейсмичность объекта 9 баллов и другие данные.
«В пиковые периоды число проектировщиков, участвовавших в разработке проектной документации, превышало 800 человек – от техников до главных инженеров проекта и начальников отдела. И это без учёта изыскателей – археологов, геологов, экологов – и специалистов научных центров и институтов. Для подготовки проекта было привлечено более 30 подрядных организаций со всей страны, – рассказывает гендиректор ЗАО «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман. – Мы ставили перед собой цель сделать надежный мост и при проектировании учитывали испытанные технологии».
Баржа перевозит технику по Керченскому проливу.
Мост через Керченские пролив, помимо своей безусловной политической и экономической важности, сооружение уникальное ещё и по масштабам, сложности и сроком строительства.
«Такой непростой объект в такие сжатые сроки ещё не строили, – говорит глава Росавтодора Роман Старовойт. – Безусловным приоритетом для нас было соблюдение баланса качества, стоимости и сроков. И этот баланс соблюден. С момента заключения госконтракта проведена без преувеличения титаническая работа. Разработан и успешно прошёл все экспертизы проект моста в Крым, который станет самым протяженным в России – 19 километров. Одновременно подготовлена временная инфраструктура, необходимая для столь масштабного строительства, сформированы стройплощадки и производственные мощности по обе стороны Керченского пролива и на острове Тузла. Все это позволяет нам приступить к строительству моста».
14 апреля 2016 года президент Владимир Путин рассказал о том, что российские власти с трудом нашли компанию, которая бы взялась за осуществление проекта Крымского моста и выразил надежду, что «всё будет сделано качественно и в срок».
Государственный контракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив был подписан 17 февраля 2015 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора и ООО «Стройгазмонтаж».
Мост состоит из двух параллельных сооружений, по которым будет осуществляться автомобильное и железнодорожное движение.
На всех участках, кроме фарватерного, применены решения, приближенные к типовым, ранее зарекомендовавшим себя в других проектах. Проектировщики адаптировали их к условиям Керченского пролива. На железнодорожном участке применена особая комбинация из пролётного строения со сквозными главными фермами и аркой, обеспечивающая необходимую надежность моста.
Пролёт над фарватером Керчь-Еникальского канала – шириной 185 метров, высотой 35 метров и протяженностью 227 метров – позволит свободно проходить судам. На создание судоходного пролёта, по расчётам проектировщиков, уйдёт более 10 тыс. тонн металла. На этом участке автомобильный и железнодорожный пролёты будут стоять на опорах с фундаментами, для сооружения которых на глубину от 50 до 94 метров погрузят более 100 стальных трубчатых свай.
Вид на Керченский залив с улицы старого города на склоне горы Митридат.
Железнодорожная часть моста расположена на 307 опорах, автомобильная – на 297. На сооружение всей конструкции, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, уйдёт «более 270 тыс. тонн металла и около полумиллиона кубометров бетона». «Дно Керченского пролива очень илистое, – продолжает Соколов. – Ил уходит на глубину 60-70 метров. Таким образом, сваи будут забиваться на глубину практически до 100 метров».
Особое внимание уделено надёжности и прочности: при строительстве будут использованы конструкционные материалы с повышенными характеристиками, а также противокоррозионной защитой основных элементов сооружения. Опорные части защитят от пыли, морской воды, воздействий обледенения и сильного ветра благодаря специальному исполнению. Сейсмические нагрузки распределены между опорами, а сами опоры запроектированы с учётом полного комплекса инженерных изысканий. Так, например, сваи на разных участках моста будут погружаться на глубину от 18 до 94 метров – вертикально и под определенным уклоном, что делает их более устойчивыми к различным нагрузкам.
Время пошло
Сейчас проектировщики разрабатывают рабочую документацию, объём которой в разы превышает объём проектной. В ней уточняются и детализируются решения, принятые по проекту: проектируются все узлы конструкций, составляются спецификации материалов. Техническое сопровождение и авторский надзор проектировщики будут вести до окончания работ.
«Уже завезен огромный объём инертных и других строительных материалов: автомобильным, железнодорожным и морским транспортом на стройку доставлены более двух миллионов тонн грузов. Продолжается мобилизация технических и трудовых ресурсов, – говорит директор по строительству «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин. – Уже сейчас в реализации проекта участвует более 1,5 тысячи рабочих различных специальностей. Планируем, что в пиковые периоды в строительстве будут задействованы до 3,5 тыс. строителей в одну смену, в том числе из Крыма и Краснодарского края. Основной набор начнется весной 2016 года».
Для соблюдения сроков возведения моста зона строительно-монтажных работ разделена на восемь участков. Работы на них будут вестись одновременно. На некоторых уже идёт подготовка оборудования для создания фундаментов опор, проведены опытные погружения свай, строители отрабатывают технологии, предусмотренные проектом.
«Мы практически с колес перейдем к основному этапу строительных работ, – говорит министр транспорта РФ Максим Соколов. – Как на спортивных соревнованиях эстафетная палочка будет передана в хорошем темпе, потому что времени до завершения строительства, до начала рабочей эксплуатации, рабочего движения остается все меньше – менее полутора тысяч дней».
Рабочее движение по автомобильной трассе Керченского моста, который соединит Крым с материковой частью России, планируется открыть в конце 2018 года.
Оригинал новости RT на русском. Фото: РИА Новости.