Кролик — символ католической Пасхи

пасха

В православной традиции главными символами Пасхи считаются куличи и крашеные яйца. У католиков этот праздник ассоциируется с пасхальным кроликом, несущим яйца. Почему кролик (заяц) стал символом Воскресения Христова?

В языческих культах древнегерманских племён зайцы ассоциировались с богиней утренней зари и плодородия Eastre (по-немецки Пасха — Ostern). Зайцы и кролики заслуженно символизировали природную плодовитость….

Апрель — англо-саксон. Eastermonað — назван в честь богини плодородия Eastre — Истар (Иштар, Астарта) Eastre (Eostre), от Proto-Germanic *austron- «рассвет», также имя богини плодородия и весны, восхода солнца, праздник отмечался в весеннее равноденствие, от * aust — «восток, на восходе солнца» (сравните east — восток), от корня PIE * aus- «сиять, рассвет». Латин.: Aprilis, от этрус. бога Apru (Aplu — Аполлон); Proto-Italic *ap(e)ro-, от санскрита: apo- «высший»;  скифская богиня  АПИ.

В других языческих культурах символом плодовитости природы были и другие животные, к примеру, олень и олениха, петух и курица.

Easter_140
По мере распространения христианства по Европе христианские миссионеры приспосабливали уже существующие в народе языческие ритуалы и обычаи празднования пробуждения природы в день весеннего равноденствия, приближая их к христианским традициям и праздникам. Так произошло и с Пасхой.
Языческий праздник весеннего равноденствия и чествование богини Остары преобразился в воскресение Иисуса Христа.

Пасха_старинные-открытки_21

Перенесли в символику Пасхи и зайцев, кроликов, символизирующих плодовитость и рождение новой жизни. Яйцо, как известно, в древних языческих культурах обозначало рождение новой жизни.

easter

Впервые рассказ «О пасхальных яйцах», описывающий пасхальные традиции был записан в 1682 году немецким профессором медицины Георгом Франком фон Франкенау.

Георгом Франком фон Франкенау.

Франкенау писал: «В Южной Германии, в Эльзасе, в Пфальце, а также в некоторых соседних с ними областях и в Вестфалии эти яйца называются заячьими. Детям рассказывают, что пасхальный заяц их сносит, а затем прячет в траве и кустах. Это заставляет малышей искать их с большим рвением на потеху взрослым». Эта традиция соблюдается в Германии по сей день.

Easter Egg Hunts and Easter candy everywhere

В Новом Свете о пасхальных кроликах узнали в конце XVIII века с прибытием переселенцев из Германии. В США с годами немецкий обычай трансформировался. Кролики стали приносить американским детям в качестве пасхальных даров не яйца, а  шоколад и игрушки.

алиса в стране чудес

Не доверяйте кролику, он может заманить вас в свою нору, и вы попадёте в тайный мир Зазеркалья, как Алиса, погнавшись за Белым Кроликом, попала в «Страну чудес» Льюиса Керролла (Чарльза Лютвиджа Доджсона) — одного из самых известных и в то же время загадочных английских писателей Викторианской Англии. 

кролик

В романе «Алиса в Стране чудес», написанном 1865 году, рассказывается о молодой девушке по имени Алиса, которая падает через кроличью нору в подземный мир фантазий, населенный необычными, антропоморфными существами. Сказка считается одним из лучших примеров литературного бессмысленного жанра, где автор играет с логикой, словами, смыслами и понятиями, открывая парадоксы жизненных ситуаций.

зайцы-7

Во всем царстве природы угрожает ли нам какое-либо существо меньше, чем нежный кролик?
Хотя сегодня этот вопрос может показаться совершенно риторическим, ответ на него мы находим в средневековых иллюстрированных рукописях, где можно увидеть довольно странную и удивительную роль зайца (кролика), выступающего в роли жестокого убийцы.

2rabbits-2-form-The-Smithfield

На страницах средневековых рукописей Зайцы протыкают человека насквозь, расчленяют и рубят рыцарей пополам так, будто занимались этим с сотворения мира. Так в чём же дело?

зайцы-9

Дело в том, что Заяц в католическом христианстве средневековой Европы символизировал не только природную плодовитость, но и греховное сладострастие. Иными словами, по средневековым канонам заяц — это воплощение греха сладострастия, который губит души молодых людей, храбрых рыцарей, павших жертвами этого порока.

зайцы-

В средневековых рукописях иллюминатов есть множество средневековых изображений этих, казалось бы, невинных существ в нехарактерном для них образе — жестоких убийц.

Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом — орден совершенствующихся (Perfektibilisten). Этот союз должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.

Официально целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»
Вейсгаупт утверждал, что естественный человек по природе своей не является плохим и порочным — дурными греховным его делает окружение — внешнее влияние социальных институтов, религии, государства. Если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой. В период расцвета «Общества баварских иллюминатов» в нём состояли примерно 2 тыс. человек.

зайцы-0

Среди иллюстраций есть рисунки, где кролики атакуют, сидя на улитках, и даже где группы крестьян сражающихся с улитками  на палках или где они оседлав улиток, пытались ездить на них.

Мы, жители 21 века, испытываем трудности в понимании средневекового юмора не меньше, чем столетие назад. И всё же мы действительно сможем понять иносказательный смысл средневекового юмора и можем также посмеяться над этими шалостями на картинках, как это должны были делать наши средневековые предки. Юмор сцены происходит от этой внезапного превращения совершенно безобидного существа в опасного монстра, наделённого невиданной силой.

зайцы-8

Картинка из средневековой рукописи — заяц, убивающий отважного рыцаря — это символическое изображение пагубности греха сладострастия, убивающего сильных и храбрых рыцарей, и даже королей.

3rabbit-with-axe-from-Gorleston-Psalter-14th-century

Так что, возможно, сцена драки рыцарей и кролика из «Монти Пайтона и Священного Грааля» не является такой уж комедийной, а наполнена глубоким историческим символизмом.

На фасаде собора Нотр-Дам, праведник бежит от греха сладострастия (от кролика)

На фасаде собора Нотр-Дам, праведник, бросив меч, бежит от греха сладострастия (от кролика)

В средневековой традиции Деву Марию было принято изображать с сидящим у её ног белым зайцем, указывающим на чистоту и непорочность матери Иисуса Христа, попирающей ногами грех сладострастия.

Изображения маленьких белых и коричневых зайцев (кроликов), которые занимаются своими делами в поле, в средневековом искусстве представляют собой символы Христа, и означают чистоту, невинность, беззащитность, беспомощность, покорности судьбе.

зайцы-6

Сцены охоты кроликов на души людей появляются на краях средневековых рукописей, породило изящный жанр «мести кролика», который часто использовался, чтобы наказать за грехи такие, как глупость и трусость. В среднеанглийском языке прозвище Stickhare («заяц с палкой») означает «трус», на средневековых иллюстрациях кролик — «храбрый трус».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org