Крылатый грифон — сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями — землей и небом. Грифона изображают с туловищем льва — царя зверей, головой и крыльями орла — царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума…
У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.
Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.
Сказание о грифонах стерегущих золото скифов стало известно Геродоту (V век до нашей эры) во время его путешествия по Скифии. Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели крайнего севера – Гипербореи, и стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13)
Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи, так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами. Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский, по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где царит полярная ночь и идёт снег.
Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии, страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.
В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря, в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами. Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, готовые выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.
Крылатый грифон, как символ царской власти, был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.
Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего трон царя Миноса, можно увидеть на фресках в парадном зале Кносского дворца на острове Крит (XVII-XVI века до нашей эры). Известно, что Минойская цивилизация, возникшая на острове Крит, стала родоначальницей древнегреческой культуры.
Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).
Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища или некое тайное божественное знание.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след. ) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Символически крылатый грифон связан с образом Солнца, поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.
Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.
Грифон присутствует и в египетской мифологии на всем протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол — символ высшего бога Гора.
В мифологии древних шумеров грифонов представляют в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.
Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце, управляющее и властвующее над всем миром, и орёл — поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.
Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединяя в образе Грифона – золотого орла и белого льва, он выражает единство божественного и человеческого начала.
Некоторые исследователи говорят о том, что грифон является символом Папы Римского, претворяющего божественную волю Господа на земле.