Уличный театр — самый древний вид театрального искусства, он всегда был демократичным и с основной целью — веселить и бедняка, и богача. А еще уличный театр — интерактивный, веселый и свободный.
Один из видов уличного театра — театр на ходулях. Казалось бы — зачем они и что на них можно делать? Оказывается, всё! Падать, вставать, прыгать, танцевать и, конечно, выступать перед зрителями. Ходулист не бывает незаметным, а когда их много — получается театр. Сегодня традиции уличных представлений сохранили не многие.
Крым, Евпатория. Театр «Шоу великанов»
«Жизнь без праздников проходит машинально» — такой девиз уже почти 20 лет звучит в крымском театре на ходулях из уютного курортного города Евпатории. За годы работы артисты театра подарили радость не только российским, но и зарубежным зрителям. Называется театр «Шоу великанов», занимаются в нем дети начиная с семи лет.
Конечно, им не сразу вручают двухметровые ходули: запрещено по технике безопасности, да и не справятся семилетние с громоздким реквизитом. Учатся сначала на 50-сантиметровых ходулях, затем переходят на 80 см, метр двадцать и так почти до двух с половиной метров. Худрук театра Виктор Арихин шутит, что обычные люди давно уже кажутся ему коротконогими.
В 2001 году, когда коллектив только формировался, в его составе, говорит Арихин, в основном были взрослые — от 20 до 30 лет. «Им очень хотелось сразу встать на ходули и выйти, так сказать, на публику, но не тут-то было. Набивали синяки и шишки, ломали руки и ноги, падая с высоты. Как говорится, поспешишь — людей насмешишь», — вспоминает он.
Уже позже, основываясь на этом опыте, руководитель театра пришел к выводу, что необходимо привлекать детей — потому что привыкаешь к ходулям постепенно, а адаптируются дети быстрее, воспринимая это как забаву или хобби.
«Спустя год-два они уже чуть ли не целый день на ходулях: ходят по набережной, по городу, болтают и чувствуют себя абсолютно комфортно. Не снимешь их с высоты никакими коврижками», — улыбается Арихин.
Театр сформировался на базе городского дворца культуры, помогли в этом коллеги из немецкого Людвигсбурга, города-побратима Евпатории, в частности немецкий хореограф Райнер Киттель, с которым коллектив дружит и сейчас.
Театр побывал на гастролях более чем в 15 странах мира, в том числе Германии, Испании, ОАЭ, Катаре, Польше, Турции, Франции. После воссоединения Крыма с Россией «Великаны» востребованы и в российских городах — от Москвы до Сахалина. Конечно, и внутри республики ни одно крупное мероприятие без труппы не обходится. В 2015 году театр получил звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации».
В репертуаре театра несколько десятков номеров — от пятиминутных миниатюр до масштабных постановок, в которых участвует вся труппа — около 50 человек. В выступлении с хором имени Пятницкого в Москве под песню «Я на печке молотила» участвовали 36 артистов, воспроизводивших русские пляски.
Музыкальное сопровождение подбирают тщательно: это русские, украинские мелодии, классические произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича. Арихин рассказывает, что именно они впервые исполнили вальс №2 Прокофьева.
«Это очень впечатляет, когда под аккомпанемент оркестра вальсируют великаны в бальных нарядах. Не хочу хвастать, но мы в некотором роде выступаем и популяризаторами отечественной, классической, иногда незаслуженно забытой музыки», — отмечает он.
Костюмы для выступлений артисты театра на ходулях шьют сами, в своей пошивочной мастерской.
Зрители воспринимают спектакли очень хорошо, снимают номера на мобильные и не остаются равнодушными. Когда худрука спрашивают об их возрасте, он всегда отвечает: «От двух плюс и до 99 минус». Крымские «Великаны» к тому и стремятся: чтобы праздник был каждый день и для всех возрастов.
По материалам статьи ТАСС