Крым глазами Александра Грибоедова

1-грибоедов

15 января исполняется 225 лет со дня рождения писателя и дипломата Александра Грибоедова, путешествовавшего по Крыму несколько недель. Хотя в документальных источниках нет точных дат его приезда в Крым, но исследователи творчества Грибоедова считают, что он прибыл на полуостров не позднее 24 июня 1825 года.

грибоедов-гостБывшая гостиница «Афинская» в Симферополе, в которой проживал А.С. Грибоедов.

К осени 1824 года Грибоедов закончил работу над комедией «Горя от ума» и переживал неслыханный литературный успех. Стихи из комедии «Горя от ума» подхватываются на лету и буквально на глазах у автора крылатые слова комедии вошли в повседневный обиход. Сбывается предсказание Пушкина, прочитавшего в рукописи пьесу «Горе от ума» в Михайловском: «О стихах я не говорю: половина – должна войти в пословицу».

Казалось бы, Грибоедову выпало счастье сиять в лучах славы. Однако знакомство с письмами и дневниковыми заметками, с воспоминаниями современников показывает обратное. Чем громче восторги, чем шумнее слава комедии «Горя от ума», тем грустнее и тягостнее становится настроение Грибоедова. «Как… сказать людям, что грошовые их одобрения, ничтожная славишка в их кругу не могут меня утешить?» – сетует Грибоедов.

грибоедов горе от

«Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала, и выражалася с трудом на языке своём родном», – иронию Пушкина вполне можно отнести и к той части наших соотечественников, которых Константин Аксаков уже в середине XIX века назовёт, в противовес народу, публикой:

«Средоточие публики в Москве – Кузнецкий мост. Средоточие народа – Кремль. Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском. У публики – парижские моды. У народа – свои русские обычаи.

Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) – народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ – народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща – народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе – золото в грязи. У публики – свет (monde, балы и проч.), у народа – мир (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас почтеннейшая, народ православный. “Публика, вперед! Народ – назад!” так многозначительно воскликнул один хожалый».

 Александра Сергеевича Грибоедова удручала «передовая часть» русского общества — публика, преданно смотревшая на Западную Европу. Фаддей Булгарин запомнил слова самого Грибоедова:

«Только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В Русской Церкви я в Отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, Ярославе, в Киеве, Новгороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в Церкви, – а я хочу быть русским!».

Летом 1825 года Грибоедов направляется в Крым и Севастополь, затем на Кавказ, подобно пушкинскому Онегину, им «овладело беспокойство, охота к перемене мест». «Бедное человечество! – восклицает он в письмах к друзьям. – Что наши радости и что печали!» 

феодосия-вид

Несмотря на прекрасные летние месяцы и очарование природой Крыма, Грибоедов не очень лестно отзывается о жителях полуострова и предпочитает путешествовать в одиночестве.

«А мне между тем так скучно! так грустно! думал помочь себе, взялся за перо, но пишется нехотя, вот и кончил, а все не легче, – исповедуется он Бегичеву в Феодосии. – Прощай, милый мой. Скажи мне что-нибудь в отраду, я с некоторых пор мрачен до крайности. – Пора умереть! Не знаю, отчего это так долго тянется. Тоска неизвестная!..

В таком состоянии уныния и тоски Грибоедов объехал весь Южный берег Крыма, бывал в крымских карстовых пещерах и пещерных городах, в Херсонесе и Инкермане. В обратный путь отправился через Судак и Феодосию на Тамань, а затем на Кавказ. О впечатлениях писателя мы узнаем из его писем и дневников.

00-симферополь-бассоли

Симферополь
«Весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде. Приезжаю сюда, никого не вижу, не знаю и знать не хочу. Это продолжалось не более суток… ворвались ко мне, осыпали приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербурга. Мало этого. Наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, весёлый человек. Тьфу, злодейство! Да мне невесело, скучно, отвратительно, несносно

Бельбекская долина-горы-

Кача, Бельбек
«Здесь природа против Кавказа всё представляет словно в сокращении… душа не обмирает при виде бездонных пропастей… Зато прелесть моря и иных долин: Качи, Бельбека, Касикли-Узеня и прочее ни с чем сравнить не можно.«

Бахчисарай-Чуфут-кале

Чуфут-Кале
Средневековый караимский город-крепость Чуфут-Кале в Бахчисарайском районе в Крыму.

«В утесе высечены комнаты. Ходы, лестницы, галереи к с.-в. вне крепости… На самом конце площадка, под нею вторым уступом острый зубец утеса, направо долина, налево под ногами голое ущелье… Спуски, сходни в круглый зал, шесть комнат к западу, к востоку три, узкий ход по парапету, множество других развалин.»

караимское кладбище

«Спускаемся заросшею стремниной. Жидовское кладбище. Не худо бы разобрать надписи…

Караимский некрополь на территории пещерного города Мангуп (Мангуп-Кале) в Бахчисарайском районе Крыма.

Карло Боссоли, 1857

«Ночью в Бахчисарай. Музыка, кофейная, журчание фонтанов, мечети, тополя. Татарин мимо нас скачет вон из города, искры сыплются из трубки…»

гурзуф-лунная ночь - айвазовский

Гурзуф
«Вправо Кизильташ, шелковицы, смоковницы, за Аюдагом дикие каменистые места, участок Олизара, шумное, однообразное плескание волн, мрачная погода, утёс Юрзуфский, вид с галереи, кипарисники возле балкона…»

 

Гурзуф, Константин Коровин, 1913

«Крым …в мнимом саду гранатники, вправо море беспредельное, прямо против галереи Аю и впереди его два голые белые камня.»

 

Карло Боссоли.-воронцовский дв в алупке

 

Алупка
«В Алупке обедаю, сижу под кровлею, которая с одной стороны опирается на стену, а с другой на камень; пол выходит на плоскую кровлю другого хозяина, из-за нее выглядывает башенка мечети Муэдзен-Селами-Эфенди, шелковицы, виноградные лозы…»

оливки

Оливковая роща в Крыму (Форос)

«…вообще здесь везде оливы, лавры, гранатики рдеют. Паллас говорит, что у Айтодора устрицы, но пора рабочая, теперь не ловят.»

Судак креп2

Судак
»   Вчера рано побрёл к мысу, на котором разметаны Сольдайские руины. Я был один. …Кто хочет посещать прах и камни славных усопших, не должен брать живых с собой. Это мною несколько раз испытано. Поспешная и громкая походка, равнодушные лица, и пуще всего глупые ежедневные толки спутников часто не давали мне забыться, и сближение моей жизни, последнего пришельца, с судьбою давно отошедших от меня было потеряно.»

стар. гравюрами с видами Крыма

Феодосия
«Нынче обегал весь город. Чудная смесь вековых стен прежней Кафы и наших однодневных мазанок. Отчего однако воскресло имя Феодосии, едва известное из описаний древних географов, и поглотило наименование Кафы, которая громка во скольких летописях европейских и восточных.»

ф-кафа

Генуэзская крепость Кафа в Феодосии
«На этом пепелище господствовали некогда готические нравы Генуэзцев; их сменили пастырские обычаи мунгалов с примесью турецкого великолепия; за ними явились мы, всеобщие наследники, и с нами дух разрушения; ни одного здания не уцелело, ни одного участка древнего города не взрытого, не перекопанного. Что ж, сами указываем будущим народам, которые после нас придут, когда исчезнет русское племя, как им поступать с бренными остатками нашего бытия.»

старинные гравюры с видами Крыма

стар. грав. с видами Крыма

стар. гравюры с вид. Крыма

стар. гравюры с видами Крыма

старин. гравюра с видом евпатории Крым

старин. гравюры с видами Крыма

старин.гравюрами с видами Крыма

старинные гравюры с вид. Крыма

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org