Крым в творчестве Карло Боссоли

Карло Боссоли (1815 - 1884), ---

Карло Боссоли не напрасно причисляют к основоположникам «изобразительной журналистики». Ещё при жизни итальянский художник, более 20 лет проживший в России, снискал славу виртуозного рисовальщика и неутомимого путешественника, чьи путевые зарисовки были не только своеобразными документальными репортажами, но и настоящими произведениями искусства.

Карло Боссоли (1815 - 1884), -вершины горы св. ай-петри

Карло Боссоли родился в швейцарском Лугано в 1815 году, в пятилетнем возрасте вместе со своей семьей поселился в Одессе, где к тому времени проживала уже целая колония «русских итальянцев». Мальчик с детства проявлял творческие способности, а работа в антикварной лавке, где он с 11 лет продавал эстампы, а в свободное время рисовал и копировал картины, во многом повлияла на его дальнейшую жизнь. Известно, что некоторое время он работал в мастерской художника Одесской оперы Ринальдо Наннини, а чуть позже сам генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф М. С. Воронцов, узнав о молодом таланте, сделал ему заказ на серию акварелий с видами Одессы.

Карло Боссоли (1815 - 1884), водопад Джур-Джур

Карло Боссоли (1815 — 1884), водопад Джур-Джур

С весны 1839 года по лето 1840-го Карло Боссоли при содействии графини Е. К. Воронцовой отправился в Италию для изучения живописи, а вернувшись в Россию, он получил приглашение от Воронцова и отправился в Крым, в Алупку. Следующие два года Карло Боссоли путешествовал по крымскому полуострову, изучая овеянные преданиями и легендами земли благословенной Тавриды. Впечатления молодого художника воплотились во множество изящных, наполненных светом акварелей и гуашей, благодаря чему не только современники, но и потомки рисовальщика получили возможность увидеть «terra incognita» его восторженными и внимательными глазами. В романтическом Крыму творческое своеобразие Карло Боссоли проявил в полной мере. По работам художника можно оценить и его мастерскую технику рисунка, и владение перспективой, и сочетание декоративности и стремления к реалистической передаче деталей.

Карло Боссоли (1815 - 1884), горы Четыр-даг

Карло Боссоли (1815 — 1884), горы Четыр-даг

В 1843 году Карло Боссоли покинул Россию. Впоследствии он много путешествовал, и его изобразительные репортажи появились в известных изданиях мира. Боссоли успел побывать даже живописцем при английском дворе, но Таврида навсегда осталась его первой детской и юношеской любовью.

Карло Боссоли (1815 - 1884), долина Демерджи

Карло Боссоли (1815 — 1884), долина Демерджи

Известно, что в 1855 году Карло Боссоли снова побывал в Крыму, и результатом его путешествия стало появление нескольких драматических картин, на которых были запечатлены военные действия на полуострове, развернувшиеся во время Крымской войны (1853-1856 гг.).

Карло Боссоли (1815 - 1884), долина Коккозка

Карло Боссоли (1815 — 1884), долина Коккозка

Река Коккозка — левый приток р. Бельбек. Её живописная долина глубоко врезается в склоны главной гряды Крымских гор. В ущелье расположилось с. Коккозы (современное с. Соколиное Бахчисарайского района).

В 1856 году в Лондоне вышел в свет альбомом цветных литографий известного итальянского художника Карло Боссоли (1815-1884) «Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карло Боссоли» («The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea») тиражом не более чем 500 экземпляров, — несомненный раритет, едва ли доступный широкой общественности.

Карло Боссоли (1815 - 1884), река Кача

Карло Боссоли (1815 — 1884), река Кача

Альбом с 52 видами Крыма был призван не только продемонстрировать живописные достоинства крымской природы, но и донести до современного читателя замысел художника. Карло Боссоли определил порядок расположения своих акварелей и дал краткую аннотацию к каждой литографии в виде «Листа описаний» . Особую ценность представляет авторский «лист описаний» с точными названиями литографий и аннотациями к ним, содержащими исторические факты, личные впечатления — сейчас это ценный источник для исследователей. Все тексты альбома переведены на русский язык и впервые прокомментирован с точки зрения истории и топонимики.

Карло Боссоли (1815 - 1884), река Салгир

Карло Боссоли (1815 — 1884), река Салгир

Карло Боссоли сам отобрал 52 работы для издания и определил порядок их расположения, стремясь создать единое произведение, воплощающее наиболее полный образ Тавриды, охватывающее и богатство крымской природы, и разнообразие культурного наследия народов, населявших полуостров. В альбом Карло Боссоли вошли и пейзажи, так или иначе связанные со сражениями, проходившими позже на крымской земле в ходе Крымской войны. Благодаря художнику можно увидеть, как выглядел Крым до войны.

Литографии художника охватывают обширное географическое пространство полуострова – от Евпатории до Керчи и Перекопа.

Картиной, посвящённой Евпатории, Карло Боссоли открывает свой крымский альбом.

+++Евпатория-карло бассоллиКарло Боссоли. Евпатория

История Евпатории уходит в самую глубь веков. Тысячелетия назад, в эпоху меди и бронзы, пришли люди на эти земли. Здесь обитали тавры, киммерийцы, греки, завоеватели-скифы. По свидетельству античных историков Геродота и Гекатея Милетского, между VI и V веками до н. э. греки из Милета (Малая Азия) высадились в гавани Каламитского залива и основали поселение, ставшее позже процветающим городом-государством Керкинитида. Керкинитида была значительным центром земледелия, ремесла и торговли. Разрушена вторжением варваров (гуннов) в IV в. н. э. 

С 1475 года в Крыму установилось турецкое владычество, а на месте окончательно разрушенной в IV веке н. э. гуннами Керкинитиды появилась турецкая крепость,  Гёзлёв , в русских документах — Козлов. Во времена турецкой оккупации город Козлов стал признанным международным центром, печально знаменитым невольничьим рынком Европы, а также крупнейшим, после Бахчисарая, городом Крымского ханства, и долгое время оставался единственным портом, связывающим крымский полуостров с Турцией.

После вхождения Крыма в состав Российского государства в конце XVIII века была уничтожена турецкая работорговля и Гезлев был переименован в Евпаторию (1784) в честь не раз спасавшего Керкинитиду от нападений скифов понтийского царя Митридата VI Евпатора.

После вхождения Крыма «под Державу Российскую» (1783) через порт в Евпатории развивались торговые связи  России, тому способствовали указ Павла I (1798) об объявлении Таврического полуострова на 30 лет порто-франко, а также политика привлечения иностранных негоциантов. В 1801 году в Евпаторийском порту побывало 170 зарубежных торговых кораблей.

Карло Боссоли увидел Евпаторию благополучной, даже праздной красавицей Крыма. Но на его рисунке запечатлён евпаторийский порт и экономическая сторона жизни города. В Каламитском заливе мы видим торговые суда и новую пристань, устроеную в 1829 году, строительство набережной Евпатории  было начато в 1840 году и, едва различимые вдоль побережья, ветряные мельницы (о большом количестве ветряных мельниц в Евпатории писал еще в 1789 г. путешественник П.И. Сумароков). Боссоли запечатлел большую мечеть — знаменитую Джума-Джами (или Хан-Джами), построенную в Евпаторииа в XVI веке турецким зодчим Синаном, которая сохранилась до наших дней.

Сведения о численности населения Евпатории, приведённые в листе описания Боссоли, сомнительны. По архивным данным, к середине XIX веке в городе проживало около 11 тысяч жителей.

1 сентября 1854 на этот берег в Евпатории высадился англо-франко-турецкие войска, в составе 62 тысячи человек и более двухсот орудий. Именно отсюда в начале сентября 1854 года, высадившийся вражеский десант начали своё наступление на Севастополь.

 

На картинах Карло Боссоли запечатлены Крымские горы, виды Южного берега Крыма, морские пейзажи. Здесь есть и тихие долины, и стены древних генуэзских крепостей, и загадочные пещерные города, и развалины Херсонеса, и окрестности Бахчисарая, и зарисовки из жизни крымских татар. Художник детально прорисовывает улицы Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты, изображает фортификационные сооружения, корабли на севастопольском рейде и даже жанровые сцены с тщательно выписанными персонажами. На многих работах Боссоли рисует фигуру путешественника, вероятно, таким образом пожелав «остаться» на столь любимой им благодатной земле.

ялта-боссолиВид Ялты (280×190 мм). Ялта расположена в центральной части природного амфитеатра, ограниченного с севера хребтом Крымских гор, на востоке — мысом Мартьян, на западе — мысом Ай-Тодор. По легенде, название восходит к древнегреческому Ялос (берег); поселение именовалось Ялита.

Вид Ялты. «Этот город, расположенный в самой красивой части Южного берега Крыма, особенно разросся в последние годы и обязан своим процветанием покровительству князя Воронцова»

Особое участие М.С. Воронцова в судьбе Ялты, как подчеркивает К. Боссоли, — факт исторический. Именно Ялта виделась генерал-губернатору края административным и экономическим центром Южнобережья. При нем она впервые удостоилась внимания российских императоров. В сентябре 1837 г., по просьбе князя, Николай I лично посетил Ялту, и в 1838 г. она получила статус города Рисунок изображает участок набережной в районе современного порта До его появления (конец XIX в.) здесь периодически сооружали каменный мол (первый возведен в 1833—1834 гг.), который неоднократно разрушался штормом. Ко времени путешествия К. Боссоли в Ялте, кроме жилых домов и заведений (трактиры, харчевни), существовали казенные строения — таможня, почтовый дом, карантинная застава с госпиталем. Возможно, некоторые из них присутствуют в рисунке.

Справа, на Поликуровском холме, высится храм Иоанна Златоуста. Как и церковь в Алуште, этот храм возводился по личному указанию М.С. Воронцова (архитектор Г.И. Торричелли). Освящение состоялось в сентябре 1837 г. К настоящему времени сохранилась только колокольня храма.

Карло Боссоли. Керчь со стороны Ени-Кале

Карло Боссоли. Керчь со стороны Ени-Кале

«Позади города — гора Митридат; здание на холме, похожее на греческий храм, — музей. Это вполне современный город, в котором 12 тысяч жителей всех национальностей»

Керчь (Пантикапей) — один из старейших городов Европы. Основан в античную эпоху (VI в. до н. э.) выходцами из греческих полисов, большей частью из Милета. Около 480 г. до н. э. Пантикапей, крупнейший среди новых греческих городов, расположенный по обеим сторонам Керченского пролива, объединяет их под своей властью и становится столицей Боспорского царства Время наивысшего экономического и культурного расцвета Боспора — IV в. до н. э. Это крупный торговый центр, основной поставщик зерна для Афин, островной Греции, городов Малой Азии. В боспорские же земли ввозили предметы роскоши, ткани, оружие, дорогую керамику и т. д. Пантикапей, как и другие города Боспорского государства, разрушен вторжением гуннов в 370 г. н. э. Город неоднократно менял название. В раннем средневековье — Боспор, при хазарах (VII в.) — Карша, в русских летописях (с VIII в.) — Корчев, при генуэзцах (с XIV в.) — Черкио, при турках (с 1475 г.) — Керчь. Музей, о котором упоминает Карло Боссоли, был открыт в 1826 году. Здание разрушено в ходе Крымской войны. Слева виден купол храма Иоанна Предтечи (кон. IX — нач. X в.) — памятник ранневизантийского культового зодчества. Это древнейший православный храм Восточной Европы, действующий поныне.

босфор-керченскийБосфор (Боспор) (280×180 мм). Работа названа «Босфор», вероятно, по созвучию с названием известного пролива. На самом деле имеется в виду Боспор Киммерийский, как с незапамятных времен именовали Керченский пролив. Согласно аннотации, было бы естественным предположить, что художник подразумевал под «европейским берегом» Керченский полуостров. Следовательно, мы видим «азиатский берег» — Тамань. Но рельеф и строения указывают на то, что на рисунке изображена крепость Керчь на мысе Ак-Бурун, видимая, предположительно, с мыса Змеиный. Таким образом, и точка наблюдения, и изображаемый объект находятся на Керченском полуострове, с двух сторон Керченской бухты.

Балаклава, вид с берега

Балаклава, вид с берега

В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.В 40-х гг. XIX в. Балаклава — крохотный городок, население которого в основном грек, занималось рыбным промыслом.

«Пейзажи и достопримечательности Крыма» Карло Боссоли стали уникальным художественным документом, отобразившим историю и жизнь полуострова первой половины 19-го века и запечатлевшим следы давно ушедших эпох. Издание, выполненное в трудоемкой технике цветной литографии, было выпущено ограниченным тиражом и практически сразу стало библиографической редкостью.

К._Боссоли._Река_Альма

К._Боссоли._Река_Альма

Река Альма, берущая начало на северном склоне Крымских гор и впадающая в Каламитский залив в Черном море у мыса Керменчик, на полпути между Евпаторией и Севастополем, тоже вошла в историю Крымской войны. На ее берегах состоялось первое сражение русской армии с союзными войсками, идущими на Севастополь. Узнав о высадке союзной армии у Евпатории, князь Меньшиков направил войска к Альме, чтобы перехватить неприятеля на подступах к Севастополю. Однако силы были неравными, и русским пришлось отступить.

Севастопольская бухта во второй половины 19 века

Севастопольская бухта во второй половины 19 века

Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города. «Самое высокое здание впереди — библиотека; справа — Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева — Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, — форт Константина, Северное укрепление и Инкерманские маяки»

Общий вид Севастополя (300×250 мм). Город был основан в 1783 г. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 г. пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа — первое здание будущего города. Официальное название Севастополь (в переводе с греческого — величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г.А. Потемкину от 10 февраля 1784 г.

Севастополь быстро рос и благоустраивался. Его население с1815по 1853 г. увеличилось от 30 тыс. до 47,4 тыс. человек. Своим развитием город во многом обязан адмиралу М.П. Лазареву, выдающемуся мореплавателю, участнику открытия Антарктиды. С 1834 по 1851 г. он был командиром флота и портов Черного моря. Под его руководством почти полностью обновился корабельный состав (более 160 новых судов), построено Адмиралтейство — самый прогрессивный к тому времени комплекс доков и мастерских, возведены каменные форты, благоустроены центральные улицы и Графская пристань, построен великолепный театр, открыто Морское офицерское собрание, учреждены гражданские учебные заведения. Рисунок К. Боссоли прекрасно отразил европейский характер и размах столицы Черноморского флота. Он имеет особую значимость как свидетельство о первом этапе градостроительной истории Севастополя. События Крымской войны кардинально изменили архитектурный облик города, который претерпел шесть мощных артиллерийских бомбардировок и 349 дней жестокой осады. Как утверждали очевидцы, здесь сохранилось лишь 14 неповрежденных зданий.

00-симферополь-бассоли

Симферополь. «Вид с наблюдательной вышки в центре города, если смотреть в сторону гор, высочайшая из которых — Чатыр-Даг. Этот город, нынешняя столица Крыма, расположен на реке Салгир, которая разделяет новый и старый город. Его пестрое население, включающее татар, греков, армян, евреев, немцев и русских, составляло перед войной около 15 тысяч»

Симферополь (340×250 мм). Разделение Симферополя на «старую» и «новую» части непременно отмечали все путешественники. Старый город — татарское поселение Ак-Мечеть (Белая мечеть), известное с начала XVI в. Здесь находилась резиденция калги-султана — наместника Крымского хана. Ак-Мечети присущ ярко выраженный восточный колорит. Новый город — Симферополь (в переводе с греческого — город пользы, город-собиратель) заложен на левом берегу р. Салгир в 1784 г. Его отличает четкая планировка, европейский характер. На переднем плане — одна из главных улиц, направленных от района современного вокзала (там находилась застава) к центру города. Улица именовалась Полицейской (с 1890 г. — Екатерининской, ныне — К. Маркса). На перекрестке — Александро-Невский кафедральный собор. Возведен в 1823—1829 гг. под наблюдением архитектора И.Ф. Колодина (здание уничтожено в 30-е гг. XX в.). В рисунке присутствуют некоторые «домыслы» художника. Так, в европейской части города изображены мечети, в действительности не существующие. Равно как и здания двух церквей справа. К. Боссоли справедливо указывает на этническое разнообразие населения, но преувеличивает его численность. По статистике, в 1846 г. в городе проживало 13 768 чел., насчитывалось 1014 домов, 15 улиц, 57 переулков и 3 площади.

Карло Басолли-Бахчисарая ханский дворецБакчи-Сарай. «Древняя татарская столица Крыма. Вид из большого внутреннего двора ханского дворца. Справа — могилы ханов и большая мечеть; слева — ханский дворец; в центре — входные ворота; вдали — часть города, поднимающегося амфитеатром по склонам. Население, большей частью татары, превышает 12 тысяч»

Бахчисарай (340×220 мм). Бахчисарай (дословно — дворец в садах) — столица Крымского ханства с конца XV в. Последний крымский хан Шагин-Гирей отрекся от престола в 1783 г., и Крым вошел «под Державу Российскую». Дворец возведен в начале XVI в., впоследствии, вплоть до конца XVIII в., неоднократно перестраивался.

В рисунок не включена важная архитектурная часть дворцового ансамбля — усыпальница любимой жены хана Крым-Гирея Диляры-Бикеч (согласно легенде, так в гареме нарекли Марию Потоцкую). Судя по перспективе, художник располагался в глубине двора, как раз на возвышении этого памятника. Высокая башня слева называется Соколиной. Предание гласит, что отсюда ханские жены наблюдали соколиную охоту и военные ристалища гвардии повелителя.

В период Крымской войны дворцовый комплекс служил тыловым лазаретом русской армии.

Белогорск-кара-су-базар

Общий вид Кара-су-Базара. «Этот город, насчитывающий около 16 тысяч жителей, расположен на реке Карасу. Вид с минарета. На переднем плане располагается часть города и дорога, ведущая в Феодосию; по другую сторону реки, справа, находится караван-сарай, прежде форт; в центре — русская церковь, левее — греческая. Вдали — горы Караби-яйлы»

Общий вид Карасубазара (350×250 мм) Карасубазар (Рынок у Черной речки) — важный торговый центр, связывающий караванные пути с севера к портам Кафе (Феодосия) и Гезлёву (Евпатория). Первые письменные упоминания относятся к концу XIII в. Караван-сарай, на который указывает художник, — Таш-Хан (Каменный дворец), где останавливались купцы и хранились товары. Следы этого памятника видны по сей день. С 1945 г. Карасубазар переименован в г. Белогорск.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org