Крым в жизни Василия Шукшина

шукшин-сростки

«До крайнего порога вели его, спеша, – алтайская порода и добрая душа…» – так по родному душевно писал Роберт Рождественский об удивительно талантливом писателе, сценаристе, кинорежиссере и актере Василии Макаровиче Шукшине (1929-1974), которому 25 июля 2020 года исполняется 91 год со дня рождения.

Василий Шукшин в советской культуре удивительным образом соединил два мира — деревенский и городской. Оказалось, что пропасть между интеллигентом и уроженцем села не так уж огромна. Он легко находил язык с москвичами — еще в молодости дружил с Андреем Тарковским и Беллой Ахмадулиной; как режиссер в первом же своем фильме, «Живет такой парень», он оказался поразительно элегантен. Ирония, тихая, безупречная, струится подводным течением везде, в каждом кадре этой изумительной картины.

Родившийся в селе Сростки Бийского района Алтайского края Василий Макарович Шукшин гордился своей малой Родиной: «…Как бываю там, так вроде поднимаюсь к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота…» (из рассказа В. Шукшина «Рыжий»). Отец его был расстрелян в годы коллективизации, биографы считают, что эта травма определила очень многое в его жизни и творчестве, его отчима убили на войне.

С трепетом относясь к истории родного края, Шукшин писал: «…Завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной… Представляю, с каким трудом они проделали этот путь – с севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они – прошли…».

Василий Шукшин рос в годы Великой Отечественной войны, что, безусловно, наложило отпечаток на формирование его жизненных ценностей.

«Пусть это не покажется странным, но в жизни моей очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал…Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы сознательно многое понять и многое на всю жизнь запомнить».

Юность Василия Шукшина была бедной и бурной. Он не стал заканчивать Бийский автомобильный техникум, что вызвало горячее неодобрение родных и знакомых, он рано начал писать, что вызвало ещё большее неодобрение, но он чувствовал свой талант. В 16 лет Василий уехал из дома – так началось странствование; в какой-то момент связался с бандой преступников; быстро развязался с ней; стал разнорабочим; потом – слесарем-ремонтником.

шукшин

«Крымский период» занимает в жизни и творчестве Шукшина особое место – Василий Шукшин служил на Черноморском флоте в Севастополе. Всё это время старался как можно больше читать, «ходил в офицерскую библиотеку». Шукшину не удалось отслужил на флоте «от звонка до звонка» – в 1953 году у него была обнаружена язвенная болезнь желудка, мучившая его до конца жизни.

После демобилизации он вернулся на родину, окончил-таки среднюю школу, до того у него была семилетка, стал даже директором сельской школы, а летом 1954 года Шукшин рванул в Москву.

шукшин

Рассказывает сокурсник Шукшина Александр Наумович Митта : «Тут от студентов Шукшин узнал, что есть ещё и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия — режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер — хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский. Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. А с другой стороны — партийный! И тут в него поверил Михаил Ромм... На экзамене Ромм ему говорит: «Ну, расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин отвечает: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Вы что же, толстых книжек совсем не читаете?» Шукшин говорит: «Нет, одну прочел. «Мартин Иден». Очень понравилась». Ромм сказал: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Нет, вы не можете быть режиссером». И тут вдруг Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина — с хвостом на четырех копытах, и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь — во… Где уж тут книжки читать!». Вгиковские бабки были счастливы — нагрубил Ромму, сейчас его выгонят. А Ромм заявил: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку». Михаил Ромм сразу взял его на свой курс во ВГИК, 25-летний Шукшин произвёл впечатление.

Василий Шукшин быстро добился успеха как актер, в его фильмографии почти тридцать ролей, начал публиковать рассказы. После фильма «Два Федора» (1959) приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин — в фильме «Золотой эшелон» в 1959 году, в фильме «Простая история» в 1960 году, в фильме «Когда деревья были большими», «Алёнка», «Мишка, Серега и я» — все эти фильмы были сняты в 1962 году, в фильме «Мы, двое мужчин» в 1963 году.

живёт такой парень

В 35 лет Шукшин снял свой первый полнометражный фильм «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом 1963 года на Алтае. На главную роль шофера Паши Колокольникова Шукшин пригласил своего однокурсника по учёбе во ВГИКе Леонида Куравлёва, которого он однажды снимал в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают«. Картина «Живет такой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики и главный приз на фестивале в Венеции правда, в отдельном конкурсе фильмов для детей и юношества.

1064-какое оно море

Летом 1964 года Шукшин отправился в Судак на съемки фильма «Какое оно, море?». И там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой, приехавшей в столицу из Ленинграда. Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины. Шукшин пришёл к ним в гости не с пустыми руками — принёс с собой бутылку вина. Лидия Федосеева вспоминала:

«Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зелёные — весёлые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела — «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил… Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин даёт мне маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их».

Лидия Николаевна Федосеева в 1964 году стала для Шукшина не только супругой и его актрисой, она создавала атмосферу для его творчества, сама переписывала его рассказы, вела переговоры с издателями. И неустанно обустраивала их семейное гнездышко.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева

В 1966 году на экранах появился его новый фильм — «Ваш сын и брат»,  удостоенный Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. По словам Лидии Федосеевой, в течение всего 1965 года Шукшин изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги. В марте 1966 года он подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявка первоначально была принята. Съёмки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино.

В 1969 году Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творчество Василия Шукшина неразрывно связано с Родиной, которую он «всю нёс в душе, любил её, жил ею…».

печки-лавочки

В своей заявке на съёмки фильма «Печки-лавочки» Шукшин так излагал содержание сценария этого фильма: «Это опять тема деревни, с «вызовом», так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Чёрному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об:
1. Истинной ценности человеческой.
2. О внутренней интеллигентности, о благородстве.
3. О достоинстве гражданском и человеческом…»  Многие эпизоды фильма «Печки-лавочки» снимали на Южном Берегу Крыма, Шукшин писал: «Нет ничего милее родного края, и краше, и святее. И фильм вот об этом».

Шукшинские деревенские чудаки покорил весь мир. Все 10 лет на лучший спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина» билеты не достать. Всегда аншлаг, смех и слезы.

Не случайно главные герои многих книг и фильмов Шукшина – труженики деревни, сеятели, самозабвенно любящие родную землю, о которых известный актер Михаил Ульянов сказал:

«И я читал немудрящие рассказы <Шукшина> об обыкновенных людях, которые обезоруживали меня своей простотой и сложностью. Но сколько бы я ни вглядывался в них, что бы новое ни открывал – разгадать тайну их магнетизма так и не смог…».

шукшин и бурков

В конце 1972 года Шукшин перешёл со студии имени Горького на «Мосфильм». Сделано это было по одной причине: на «Мосфильме» ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла — постановки фильма о Степане Разине. Шукшин хотел научиться у кинорежиссёра-баталиста Сергея Бондарчука съемкам масштабных военных сцен, поэтому он отправился сниматься в фильм Бондарчука «Они сражались за родину», ради того, чтобы снять фильм своей мечты «Я пришёл дать вам волю» о Степане Разине.

калина красная

  Весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском Шукшин приступил к съёмкам очередной своей картины — «Калина красная». Как и в «Печках-лавочках», Шукшин в этой картине выступил в трёх качествах: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. На встрече со зрителями в Белозерске Шукшин так объяснял замысел фильма:

«Эта картина будет поближе к драме. Она — об уголовнике. Уголовник… Ну, какого плана уголовник? Не из любви к делу, а по какому-то, так сказать, стечению обстоятельств житейских… Ему уже, в общем, сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа-то у него восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком… И вот, собственно, на этом этапе мы и застаем нашего героя — когда он в последний раз выходит из тюрьмы. И опять перед ним целый мир, целая жизнь».

Фильм «Калина красная» вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. Сергей Бондарчук рассказывал: «Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР.  Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: «Ты видишь, им понравилось!» Он ликовал».

калина красная-

На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина «Калина красная» была награждена главным призом — первый случай в практике проведения отечественных кинофорумов. Причём жюри специально оговорило свое решение: «Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии «Мосфильм» «Калина красная». Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других наград: приз польских критиков «Варшавская сирена-73», приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии.

Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новый сборник его рассказов «Характеры», который тут же становится главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. В Большом драматическом театре Товстоногов поставил спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди».

Шукшин ни на день не забывал о своей давней мечте — поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то, что съёмки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял. Своё твёрдое обещание помочь ему в этом деле дал Сергей Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине — «Они сражались за Родину». Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе — октябре 1974 года на Дону. Так как эти месяцы оказались последними в жизни Шукшина.

Семья Василия Шукшина и Лидии Федосеевой 1964 - 1974 г.г.

Семья Василия Шукшина и Лидии Федосеевой 1964 — 1974 г.г.

Во время съёмок фильма «Они сражались за Родину» Шукшин скончался, он умер  1 октября 1974 во сне «От сердечной недостаточности», как сказали врачи. В 2020 году отметят не только 91 год со дня его рождения Шукшина, но и 46 лет со дня его смерти.

шукшин и лидия федосеева

«Глянь, сколько хороших людей кругом, надо просто жить…» – писал Василий Шукшин, будто предчувствуя, что судьбой ему отмерено всего 45 лет жизни. За свою короткую жизнь он создал шесть кинофильмов и сыграл более 30 ролей, его литературное наследие составляют романы «Я пришёл дать вам волю» и «Любавины», и свыше 120 рассказов, пьес. Его авторские фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живёт такой парень» входят в золотой фонд отечественного кинематографа, его фильмы, по-прежнему, волнуют души и сердца зрителей, ведь в каждом своём творении Василий Шукшин продолжал «жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду…».

шукшин Жизненным кредо звучат убедительные строки нашего великого соотечественника: «Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду…».

Удивительно талантливого сына России – Василия Макаровича Шукшина, нет сегодня с нами, но остаются его книги, фильмы, фразы, ставшие афоризмами, и духовным завещанием потомкам:

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уже так случилось, живём на земле. Ну, так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org