«Крымские мили»

00крымские мили

Как путешествовали в старину? Что нужно было взять с собой, сколько времени, сил и денег потратить? Как выглядели ещё только строящиеся города? Обо всём этом оставили воспоминания многие путешественники, в том числе и иностранные, посещавшие полуостров. Информация порой совершенно уникальная. Её-то и взяли за основу сценария нового телепроекта «Крымские мили», который стартовал на днях на крымском телеканале «ИТВ». Телепроект «Крымские мили» не только реконструируют давно забытые путешествия, но также показывают, какие следы старинного Крыма сохранились до наших дней.

00-симфер

После первого присоединения Крыма к России, в 1783 году, на полуостров потянулись разнообразные путешественники. Этот край для европейцев был настоящей terra incognita, в смысле природы, и в смысле нравов, быта здешних обитателей. Мнения путешественников, их впечатления от увиденного в Крыму бывали иногда полярными — от полного восторга до настоящего страха. В частности, это касалось крымских дорог.

«Практически все иностранцы в первой половине 19-го века с ужасом описывали поездки по Крыму. В понимании европейца любая немощеная дорога воспринималась как неблагоустроенная тропа. А тут… Даже в Симферополе, столице не так давно присоединённого к России Крыма, лишь две улицы имели каменные мостовые. Что уж говорить о загородных тропах! Или всё же дорогах? Ведь, с точки зрения тогдашнего местного населения, дорогой считалось любое место, где могла проехать арба», – рассказывает автор телепроекта «Крымские мили» Дмитрий Смирнов.

Все эти впечатления о путешествии по Крыму впоследствии превращались в книги: путешественники XVIII-XIX вв. часто выпускали литературные опусы по итогам своих поездок. Появился даже целый жанр – травелог (от англ. travelogue), развившийся из путевых записок английских путешественников в XVII—XVIII веках. В итоге путешествующие по Крыму туристы оставили немалое количество книг, дневников и заметок разной степени ценности. Но большинство из них прежде было просто недоступно широкому читателю, а некоторые только относительно недавно начали переводить на русский язык.

«Наступил момент, когда таких книг собралось уже порядочное количество, и тогда родилась идея сделать проект, посвященный реконструкции старинных путешествий по полуострову. Тем более что те, старинные путешествия, способ их осуществления, сборы в дорогу, маршруты, по которым передвигались двести и более лет назад люди, сейчас выглядят абсолютно какой-то экзотикой. Иногда даже не верится, что такое могло быть, – говорит Дмитрий Смирнов. – Сейчас-то что? Сел в машину, в автобус или троллейбус – и поехал. Трёх часов достаточно, чтобы достичь любой точки полуострова. А прежде нужно было предпринять целую экспедицию, иногда многодневную, тщательно её спланировать».

00-симферополь-бассоли

Симферополь.

Первая серия телепроекта «Крымские мили», появившаяся на днях в телеэфире, посвящена Симферополю. Ведь как сейчас, так и двести лет назад знакомство с полуостровом у большинства людей начиналось с Симферополя. Так уж оказалась устроена южная окраина Российской империи, что именно этот город, как географический центр крымского полуострова, где пересекаются все пути и откуда удобно попасть в любую точку Крыма, так и остался административным центром полуострова.

«Из Симферополя мы, как и наши предшественники-путешественники, собираемся в дорогу. Недаром ведь Симферополь в переводе с греческого – город пользы, город-собиратель. Такое имя было дано ему ещё во времена императрицы Екатерины II. Сейчас это называется бренд  (англ. brand — «клеймо») — комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик, закрепившийся в сознании потребителя», – рассказывает Дмитрий Смирнов.

река Салгир

река Салгир

О Симферополе выясняется масса любопытных деталей, подмеченных путешественниками более двухсот лет назад. Например, в литературе встречается описание крымской столицы как «города на весёлой равнине». Это было первое впечатление. Теперь уже совершенно непонятно, где здесь равнина и что в ней было такого весёлого. А ещё, говорят, здесь был какой-то особенный, чистый воздух. Теперь это тоже звучит как легенда…

Приезжие, впервые попавшие в Симферополь в первой половине XIX века, сразу удивлялись ярко выраженной тогда особенности – смешению вкуса и обычаев восточной и европейской его частей. Это был, собственно, двойной город, внутренняя граница которого пролегала в районе нынешнего проспекта Кирова, прежде это была улица Салгирная — азиатской части, бывшей Ак-Мечети, уже тогда называвшейся Старым городом, на узких улицах с высокими стенами, напоминавшими улицы большинства азиатских городов, жили в основном крымские татары. Типичный восточный провинциальный вид: вот вроде вокруг и много всего, а глазу с непривычки и зацепиться не за что. Кроме, конечно, минаретов…

план Симферополя 1794 года.

план Симферополя 1794 года.

Европейская же часть – Новый город – была тогда ещё совсем небольшой, всего несколько кварталов там, где сейчас центр современного Симферополя. В Новом городе, екатерининском Симферополе, улицы были хорошо спланированы, площади просторны, а дома строили из качественного пиленого камня, что свидетельствовало о достатке и, как бы сейчас сказали, об инвестициях. Впрочем, строили в основном в простом стиле, без претензий. Да и названий у улиц тогда ещё не было.

00-Дом купца Семерджиева- Симфер.- улиц Пушкинская- Екатерининская ( Маркса)

Отношения с властями

Как поясняет автор телепроекта «Крымские мили»: «Первым делом путешественник – тем более иностранец! – желавший проехаться по Крыму, должен был получить на это разрешение у властей, точнее, у жившего в Симферополе, таврического губернатора сделав к нему особый визит. После аудиенции с путешественником губернатор вручал ему специальный документ – Российской империи — подорожную грамоту, а в крымском ханстве это был фирман — указ султана за его подписью. Эта система получения разрешения у властей действовала на полуострове ещё при Крымском ханстве, и путешествие с помощью фирмана было самым частым способом передвижения по Крыму в начале позапрошлого века. В подорожной грамоте губернатор не просто давал «добро» на поездку по Крыму, в нём оговаривалось и количество лошадей, какими может располагать путешественник, и местность, по которой проляжет его путь».

И вот что интересно – обладатель  подорожной грамоты за деньги получал лошадей во всякой деревне, чтобы на них добраться в ближайшее селение. То есть, только до первого населённого пункта, а там лошадей меняли. Деревни в Крыму были расположены близко одна от другой, беспрерывные перемены лошадей вынуждали терять много времени, но по-другому никак. Разве что ехать на собственных лошадях, но не у всякого путешественника были на них деньги.

1-театр-с телегой

Проблема багажа

Ещё одной проблемой становились сборы в дорогу, точнее, подготовка багажа. В список необходимых вещей включали и продукты. Сборы в дорогу предстояли капитальные. Плюс нужно было везти с собой несколько смен одежды, нижнее бельё, головные уборы и обувь. Также нужно было не забыть и про овёс для лошадей…

«Что нужно было взять с собой в дорогу путешественнику двести лет тому назад? Наших современников впечатляет даже краткий список вещей, которыми следовало запастись. Конечно, нужно учитывать, что дорога занимала иногда несколько дней, но все же… Целую гору всякой крайне необходимой всячины, куда, помимо само собой разумеющихся чайника, кофейника, ножа, ложек, кружек и фонаря, включались и свечи, и верёвки, и гвозди с молотком, и подзорная труба, иголки и нитки, полотенца и мыло… А ещё книги, чтобы скрашивать досуг, и альбомы для рисования, ведь тогда фотографий не было и единственным способом показать после путешествия места, где побывал, были рисунки», – рассказывает Дмитрий Смирнов.

Путешественнику также следовало взять с собой совершенно экзотический нынче далматский порошок. Его делали из сушёной ромашки и посыпали перед сном постель на постоялом дворе, чтобы избавиться от блох и прочих насекомых. Нужно было не забыть и огнестрельное оружие. В оружии для защиты жизни и здоровья не было особой необходимости, кроме непредвиденных обстоятельств. Здесь главное то, что дорога часто сопровождалась охотой, но рассчитывать на охоту во время путешествия тоже особо не стоило.

19

Выбор транспорта и проводника

Отдельной заботой путешественника был и выбор транспорта. Сейчас, к примеру, любой автомобиль-внедорожник по сравнению с какой-нибудь сугубо городской моделью и стоит дороже, и арендная плата за него выше. Так было и тогда. Только вместо машин – живые лошадиные силы. Особым же спросом пользовались хорошо обученные лошади, «обладающие одним из видоизменений хода» – поступью, аллюром  (фр. allure «походка»). Аллюром называют все виды движения лошадей — это шаг, трусца, рысь, иноходь, галоп, намёт, карьер.  Проще говоря, если хорошо обученная, дрессированная лошадь может по команде всадника изменять свою походку, в зависимости от сложности дороги, тем она дороже.

«Для путешествия верхом на лошади нужно было приготовить и английское седло, ведь местные, татарские сёдла были совсем другими – деревянными, накрытыми толстой кожаной подушкой, с очень короткими стременами. И чтобы ехать в татарском седле, нужен был особый навык», – говорит Дмитрий Смирнов.

Путешественник должен был позаботиться и о проводнике, который бы сопровождал его по незнакомой местности и хорошо знал бы местный язык и обычаи. Как гласят старинные путеводители, двести лет назад самым знаменитым проводником в Симферополе был некто Сеид-Ассан, которого можно было найти в заведении Мусы Челеби, перед гостиницей «Таврида». «Таврида» располагалась в районе нынешнего сквера имени Дыбенко, – говорит Дмитрий Смирнов. – Вот где-то там и сидел в ожидании путешественников Сеид-Ассан, покуривая свою длинную трубку…»

Маршрутов, по которым зрители телепроекта «Крымские мили» отправятся в виртуальное путешествие по Крымскому полуострову, – множество. Это и дорога на Севастополь, по тогдашним барским усадьбам, встречавшимся на пути, и знакомство с самым первым Севастополем, ещё не разрушенным Крымской войной 1854-55 гг., и его окрестностями, и практически забытая сегодня дорога из Севастополя в Бахчисарай, через горную часть Крыма, и дорога из Бахчисарая на Южный берег, опять же через горы… В общем, много чего приготовлено для зрителей.

Смотрите передачу «Крымские мили» на телеканале ИТВ

в воскресенье – 20:30
во вторник – 08:10
в четверг – 13:30
в пятницу – 06:30

Виктор ПОПОВСКИЙ

Фото Архив КТ
По материалам, опубликованным в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 548 от 4 октября 2019 года

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org