Крымские пейзажи Ивана Билибина

билибин416 августа 1876 года родился русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин, театральный оформитель Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) С сентября 1917 года по декабрь 1919 года Билибин жил в Крыму, в Батилимане. Художник был страстным поклонником дивной южнобережной природы Крыма.

Счастливый период в жизни Ивана Билибина продолжился в Тавриде. Женившись в 1912 году на молодой художнице Рене О’Коннель, Иван Яковлевич приобретает земельный участок в Крыму, на южном побережье в Батилимане. У Билибина и его молодой супруги была небольшая дача с видом на море. К домику был пристроен флигель, в котором Иван Яковлевич оборудовал мастерскую.  Живописное урочище Батилиман было местом, давно облюбованным русской интеллигенцией. Здесь уже имели дачи писатели Александр Куприн, Владимир Короленко, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз.

Каждое лето, окончив все петербургские дела, Билибин отправлялся в Крым, где проводил три чудесных месяца. В Петербург художник возвращался только осенью. Это время было, пожалуй, самым счастливым в жизни Ивана Яковлевича. К сожалению, оно быстро закончилось.

После Февральской революции 1917 года Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики.

Кустодиев портрет Билибина
После Октябрьской революции 1917 года художник отправился в Крым, куда постепенно съезжалась вся столичная интеллигенция, театральные артисты, художники, музыканты, писатели.

билибин9-Батилиман

В Крыму Иван Билибин не только рисовал крымские пейзажи, но и с энтузиазмом работал с сентября 1917 года до декабря 1919 года в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, оставленных во дворцах и виллах их бывшими владельцами, уехавшими к тому времени за рубеж.билибин5

Законные владельцы произведений искусства принимали участие в художественных выставках, которые охотно посещали не только жители города, но и многочисленные представители творческой интеллигенции, оказавшиеся в то трагическое время в Крыму.
Иван Яковлевич Билибин активно участвовал в проведении большой ялтинской выставки «Искусство в Крыму» в октябре 1918 года.

билибин8
В экспозиции выставки было представлено более 400 разнообразных работ целого созвездия талантливых художников, нашедших себе пристанище на полуострове в годы Гражданской войны, и произведений старых мастеров из частных коллекций владельцев крымских усадеб.

Почётный комитет при выставке «Искусство в Крыму»  возглавляла графиня Елизавета Владимировна Шувалова, урожденная княжна Барятинская. В экспозиции были представлены и её собственные работы — декоративные вышивки шёлком, а также произведения, принадлежавшие её родственницам княгиням О.П. Долгорукой и М.В. Барятинской.

басолли-севаст
Среди картин княгини Ольги Петровны Долгорукой, последней владелицы имения в Мисхоре, особый интерес вызывают 10 пейзажей с видами Мисхора работы художника Карло Боссоли, приглашённого в Крым графом М.С. Воронцовым.

басолли-салгир9
Свои рисунки художник Карло Боссоли писал с натуры, поэтому они так важны для нас, ведь многое из того, что на них изображено, уже не сохранилось или изменило свой вид.

Карло Басолли-Бахчисарая ханский дворец

До 1920 года многие произведения искусства находились во дворцах и богатых усадьбах полуострова.

В смутное революционное время историческим и художественным ценностям Крыма угрожала разъяренная революционная толпа, которую в те «окаянные дни» мало заботила судьба чуждого им «буржуйского» искусства. Дальнейшей судьбой художественных ценностей занимался Антикварный экспортный фонд, созданный в революционной России по предложению народного комиссара Леонида Красина. Деятельность Антикварного экспортного фонда началась после окончательного установления советской власти в стране и в Крыму.

Активное участие в работе фонда принимал и А.М. Горький. С июля 1919 года все ответственные документы экспертной комиссии скреплялись двумя подписями — Горького и М.Ф. Андреевой — бывшей драматической актрисы МХАТа, вступившую в большевистскую партию.

В число трофейных товаров революционных деятелей поступило ценное имущество дворцов Ливадии, Харакса, Кичкине, Ай-Тодора, Мухалатки и других, всё имущество крымских дворцов было продано за границей за смехотворные суммы.

Из Крыма, да и из России, были вывезены старинные иконы, мебельные гарнитуры, ковры, посуда, картины, библиотеки, т. е. самые разнообразные памятники отечественной истории и культуры, собранные стараниями европейски образованных богатых людей России — представителей русской аристократии, торгово-промышленной буржуазии и интеллигенции.

И лишь небольшую часть бесценного наследия прошлого, ставшую достоянием народа, можно увидеть сегодня в крымских музеях.

Иван Яковлевич Билибин.

С Октябрьской революцией 1917 года Иван Билибин так и не смирился, его потрясала бесцеремонность новых властей к предметам искусства.

В декабре 1919 Билибин выехал из Крыма в Ростов-на-Дону, затем с уходящей белогвардейской армией отправился в Новороссийск. Он даже рисовал плакаты для ОСВАГа — пропагандистского органа белой армии.

В феврале 1920 года из охваченного паникой Новороссийска он отправился в эмиграцию на пароходе «Саратов», сначала в Египет. В Каире он прожил пять лет. Поначалу денег не было совсем, и браться приходилось за любую работу — так, в первые месяцы Билибин работал над рекламой для сигарет. Позже посыпались заказы. Обстановка в Каире располагала русского художника к творчеству — всюду мусульманская старина.

«Кругом базары, лавчонки, торговцы, нищие, бедуины, негры, верблюды, разукрашенные ослики, ковры, сладости, фрукты — словом, садись и рисуй восточную сказку», — так отзывался иллюстратор о жизни в Каире.

В Египте Иван Билибин работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.

В августе 1925 года Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица».

Художник выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи. работал над декорациями к оперным постановкам. Иван Билибин придумал оформление к балету Стравинского «Жар-птица». Балет был создан по заказу Дягилева для его «русских сезонов» в Париже. Волшебная птица, фольклорные мотивы — неудивительно, что к работе над декорациями Дягилев привлек своего старого приятеля и единомышленника по журналу «Мир искусства».

Работы Билибина пользовались успехом у художественной богемы Парижа. Французские друзья даже упрашивали иллюстратора взять в качестве псевдонима аристократическую фамилию, но Билибин только отшучивался.

В начале 30-х Иван Яковлевич не раз говорил приятелям о своем желании вернуться на родину — парижский блеск был ему не по духу. Со временем Билибин твёрдо решил вернуться на родину.

В 1935 году Билибин получил гражданство СССР и в следующем году переехал в Ленинград, преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра. В 1935—1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович». Сказочный мастер Иван Билибин

билибин-иван як

Когда началась Великая Отечественная, Билибин отказался уезжать из родного города Ленинграда. После того, как его дом разбомбили, иллюстратор ночевал в Академии художеств.
Иван Билибин умер 7 февраля 1942 года и был похоронен в братской могиле.

билибин

Крымские пейзажи из комплекта: Петербургский период.
Старые орехи.1917
Скалы. Сахарные головки.1917
Байдарская долина.1918
Батилиман, 1940
Коктебель.1939 г.
Горные вершины.1916
Коктебель.1918
Можжевельник. Бати-Лиман.
Байдарская долина.1918
Оливковые деревья в Крыму.1929
Большие сосны 1929 г.
Старый можжевельник.1918 г.

билибин1

билибин3

билибин6

билибин7

билибин9

билибин10- олива

билибин2

Храм Солнца

Храм Солнца

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org