Крымские пейзажи Льва Лагорио

Портрет Льва Феликсовича Лагорио кисти Горавского А.Г

Лев Феликсович Лагорио (1826 — 1905) принадлежал к числу русских пейзажистов середины XIX века.

Лев Лагорио родился в Феодосии в 1827 году. Рано проявившаяся склонность к живописи и яркое дарование привели юношу в Феодосийскую мастерскую Айвазовского.

В 1843 году Лагорио был зачислен «вольноприходящим учеником» Академии художеств в пейзажный класс М.Н.Воробьева и класс батальной живописи А.И.Зауервейда. В первые годы обучения в Академии Лагорио много внимания уделял изучению моря. Летом 1845 года он плавал на военном фрегате «Грозящий«, изучая его строение, оснастку и условия управления кораблём.

Императорская яхта «Держава». 1886. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

Императорская яхта «Держава». 1886. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

Императорская яхта «Держава» — последняя деревянная колесная яхта Балтийского флота; отличалась передовым для своего времени техническим оснащением и великолепной отделкой, исполненной по проекту придворного архитектора И. А. Монигетти. Спущена на воду в 1871 г.

Морской пейзаж с парусниками. 1890. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

Морской пейзаж с парусниками. 1890. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

В 1850 году Лагорио окончил Академию художеств «награждён за отличные успехи в живописи ландшафтной золотой медалью первого достоинства» за картину «Вид болота на Лисьем носу», что дало ему право на заграничную поездку.

Морской пейзаж. 1886. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

Морской пейзаж. 1886. Частное собрание. Лагорио Л. Ф.

Однако сначала молодой художник был отправлен Академией на один год на Кавказ «для написания тамошних видов».

Природа Кавказа полюбилась Лагорио и в дальнейшем он ещё дважды побывал там в 1861 и в 1863 годах .

Кавказский вид. 1889. Лагорио Л. Ф.

Кавказский вид. 1889. Лагорио Л. Ф.

В 1853 году Лагорио поехал за границу в Париж, затем в Рим, Сорренто, на остров Капри. По истечении трехгодичного пенсионерского срока Совет Академии разрешил Лагорио остаться ещё на два года для выполнения заказанных ему видов Швейцарии.

Лагорио представил в виде отчёта о командировки около тридцати этюдов и картин. Среди них была картина «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима», которая была тогда же приобретена П.М.Третьяковым.

Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859. Лагорио. Государственная Третьяковская галерея

Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859. Лагорио Л.Ф.. Государственная Третьяковская галерея

В этой работе Лагорио ярко проявились основные черты его искусства. На картине написана каменистая долина, замкнутая высокой горой. Справа у подножья откоса изображен бассейн, от которого отдельными струями разбегаются ручьи родниковой воды. Склоны холмов покрыты редкими кустарниками, на вершине одного из них изображен пахарь, идущий за плугом. У фонтана — группа женщин. На переднем плане — путешественник на ослике, рядом с ним мальчик-проводник. Написана картина при ровном полуденном освещении.

Нормандский берег. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Лагорио Л.Ф..

Нормандский берег. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Лагорио Л.Ф..

Из командировки Лагорио привёз также значительное по размерам полотно «Нормандский берег«. На нём изображен скалистый берег в Нормандии в час отлива. Слева голые отвесные скалы, у их подошвы обнажившееся каменистое дно океана. В центре композиции — рыбацкая шхуна. Она лежит на отмели. Лёгкие облака скрывают солнце. Мягкий рассеянный свет льётся на широко развернутую панораму, уходящую вдаль: скалистую гряду, тонущую в серебристой дымке, пустынный берег и тихие воды залива. Только в одном месте луч солнца прорвался сквозь облака и осветил изъеденные волнами и ветрами отвесные прибрежные скалы. В центре композиции у шхуны расположилась группа рыбаков. Они выгружают улов. Эта часть полотна окутана самой глубокой тенью, так что фигурки рыбаков рисуются силуэтными массами.

Основное время командировки Лагорио провёл в Италии. Для этих лет его творчества очень характерны парные картины «На острове Капри. Рыбацкий домик» и «На острове Капри. Береговые утесы».

На острове Капри. Береговые утесы-1859

На острове Капри. Береговые утесы-1859

В картине «На острове Капри. Береговые утесы» чувствуется родственный дух крымских пейзажей. Лагорио выбрал живописное место на пустынном берегу. Круто спускаются скалистые утесы и каменной россыпью падают в море. На вершине самой большой скалы видны развалины древних построек. Рыбацкий баркас пристал к берегу. Группа рыбаков перебирает сети. Легкий ветерок едва морщинит голубую гладь моря и гонит мелкие волны на каменистый берег. Вся картина залита слепящими лучами полуденного солнца. К этому сюжету Лагорио позднее возвращался несколько раз.

Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. Логарио, 1891

Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года. Логарио, 1891

Лагорио не ограничивался узким кругом сюжетов. В его творчестве встречаются картины, изображающие лесные поляны у ручья, тонко выписанные группы деревьев на берегу моря. Он знал структуру буков и дубов, хорошо умел передавать ощущение влажной прохлады лесной чащи. И в этой области живописи Лагорио достиг большого мастерства. Наиболее удачные «сухопутные» пейзажи Лагорио стоят на одном уровне выполнения с его маринами. Художник обращался к батальным сюжетам, отражающим эпизоды войны с Турцией.

К концу 50-х годов Лагорио сложился в крупного мастера с яркой индивидуальностью.

После возвращения из зарубежных поездок Лагорио навсегда поселился в Санкт-Петербурге и только на лето художник предпринимает путешествия на юг России — в Крым или на Кавказ с художественной целью.

Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890. Иркутский областной художественный музей Лагорио

Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890. Иркутский областной художественный музей Лагорио

Значительное место в искусстве Лагорио занимает изучение его родины — Крыма. Лагорио покорен красотой земли, моря и солнечного неба. Он стремится все это схватить зорким глазом и передать осторожной, внимательной, неторопливой кистью.

Творчество Лагорио всегда было спокойным, уравновешенным, сдержанным. Природу художник чаше изображал при ровном освещении, его пейзажи лишены резких эффектов или каких-либо колористических случайностей.

Крымский пейзаж, 1891. Астраханская картинная галерея. Лагорио Л.Ф.

Крымский пейзаж, 1891. Астраханская картинная галерея. Лагорио Л.Ф.

Молодой художник рано достиг высокого профессионального мастерства. Картины Лагорио всегда хорошо скомпонованы, в них нет ничего случайного, они написаны ровной, неторопливой, умелой кистью, в его маринах хорошо передана свето-воздушная среда, они точно передают природу крымского побережья и очень схожих с ним картин итальянского Средиземноморья, где побывал художник.

Крым ночью. 1893. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Лагорио Л.Ф.

Крым ночью. 1893. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Лагорио Л.Ф.

Зрение Лагорио обладало большой остротой и точностью. Он дорожил этим врожденным даром и верил в то, что высшей задачей искусства является абсолютно точное изображение видимого мира. Его картины правдиво передают характерные черты природы различных мест, они полны деталей, придающих живость его великолепным пейзажам.

Лодка у берега и парусник. 1885

Лодка у берега и парусник. 1885

Цветовая гамма была сдержанна. Его мало привлекали колористические искания. Его живопись обычно монохромна. Лагорио строил форму и передавал пространство, тонко используя все разнообразие тоновой гаммы, от самого темного до белых тонов, вводя в свою живопись цвет в минимальных дозах. Форма, ясная и чёткая, проработанная во всех деталях, была основой его живописи.

Морской пейзаж. 1886

Морской пейзаж. 1886

Лагорио прекрасно осознавал и меру и особенности своего дарования и никогда не ставил перед собой задач, не свойственных его натуре. Это позволило ему «без бурь и волнений» трудиться на протяжении долгой жизни, не зная ни очень высоких взлетов, ни крутых срывов в своём искусстве. На протяжении всей жизни художника его картины пользовались широкой популярностью. Они отличаются тонким своеобразным лиризмом и поэзией. Лагорио, однажды избрав свой путь в искусстве, ни разу не свернул с него, оставаясь ярким и самобытным представителем русской реалистической пейзажной живописи середины XIX века.

Источники: Н.С.Барсамов, очерк о жизни и творчестве Л.Ф.Лагорио, издательство «Искусство», Москва, 1958

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org