11 июня, Православная Церковь отмечает день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель отошёл ко Господу 11 июня 1961 года, в день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших.
Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 году в Керчи в семье провизора и земского врача. Древний род Войно-Ясенецких, известен с VI столетия. Представители рода Войно-Ясинецких служили при дворе польских и литовских королей. Отец, Феликс Станиславович, ревностный католик, мать, Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина) воспитывала двоих дочерей и троих сыновей в православных традициях.
В 25 лет Валентин Войно-Ясенецкий окончил медицинский факультет Киевского университета. Профессия врача отвечала его стремлению «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания». На формирование его православной веры, несомненно, повлияла Церковная жизнь центра Православия Киево-Печерской Лавры.
В марте 1917 года семья Войно-Ясенецких переехала из Киева в Ташкент, так как супруга Войно-Ясенецкого Анна заболела туберкулезом. В своей автобиографии архиепископ Лука писал: «Это совпало со временем, когда я при очень большом конкурсе получил приглашение в Ташкент на должность хирурга и главного врача большой городской больницы…».
Валентин Войно-Ясенецкий занимался врачебной и хирургической практикой в Ташкенте, возглавлял созданный в 1917 году Союз врачей. Валентин Феликсович стал основоположником новых направлений в медицинской практике местной анестезии, блестяще проявил себя в хирургии.
Религиозное озарение испытал Валентин Войно-Ясенецкий, прочитав слова Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им:
«Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37).
Этот евангельский текст, несомненно, был первым призывом Божиим на служении Ему. Валентин Войно-Ясенецкий пишет:
«У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О, Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!».
В 1919 году в Туркестане шла гражданская война, ночные перестрелки были делом обыденным и постоянным, в больницу поступало много пострадавших с тяжелыми огнестрельными ранениями. Главный врач больницы и хирург-практик Валентин Войно-Ясенецкий, не разбирая кто прав, кто виноват, спасал человеческие жизни. Умелые руки хирурга творили чудеса, ему однажды удалось спасти жизнь человеку с простреленным сердцем.
Контрреволюционный мятеж в Ташкенте был жестоко подавлен, но расправы продолжались. По клеветническому доносу Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого арестовали. Жена Валентина Феликсовича, угасавшая от туберкулеза, не смогла перенести нервного потрясения, у неё началась прогрессирующая стадия заболевания.
Валентин Войно-Ясенецкий остался один с четырьмя детьми, младшему из которых было 6 лет, а старшему — 12. Операционная сестра Софья Сергеевна Велецкая, недавно похоронившая мужа и не имевшая детей, пришла на помощь Валентину Войно-Ясенецкому и стала второй матерью для четверых детей.
Валентин Феликсович был глубоко верующим человеком, узнав о том, что в Ташкенте есть церковное братство, он стал ходить на Собрания верующих, которые проводил протоиерей Михаил Андреев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского. В конце 1920 года Валентин Феликсович произнес речь о положении дел в Ташкентской епархии, которая произвела большое впечатление на слушателей и на епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (в миру Пустынский). Он и сказал Валентину Феликсовичу: «Доктор, вам надо быть священником!» Слова Преосвященного Иннокентия были приняты как Божий призыв к служению, произнесённый устами архиерея. Валентин Феликсович, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году В.Ф. Войно-Ясенецкий был посвящён в сан диакона.
В праздник Сретения Господня 1921 года, епископом Иннокентием Ташкентским диакон Валентин был рукоположен во иерея.
Иерей Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов открытия университета в Ташкенте.
Отец Валентин оставался и главным хирургом ташкентской городской больницы.
Врачебную практику он совмещал с чтением лекций на медицинском факультете и священническим служением. Верующий профессор отец Валентин, читал лекции студентам в рясе с крестом на груди.
В 1921 году Глава ташкентского ЧК, знаменитый латыш Петерс, общественный обвинитель на суде спросил:
«Как это вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы его видели?» — «Бога я, действительно, не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
Обладая удивительным даром слова и остротой ума, Отец Валентин служил по воскресным дням в Преображенском кафедральном соборе, собирая большое количество православных верующих своими вдохновенными проповедями.
В 1923 году, находящийся в Ташкенте, ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг Иерея Войно-Ясенецкого в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), отбывающие ссылку в городе Пенджикент, недалеко от Самарканда, провели хиротонию и 31 мая 1923 года монах Лука (Войно-Ясенецкий) был возведён в сан епископа и стал Архиереем Лукой.
Свою первую службу Архиерей Лука провёл в Кафедральном Преображенском соборе Ташкента.
После воскресной службы Святитель Лука вёл длительные беседы с прихожанами на богословские темы волнующие верующих.
Святитель Лука совмещал служение и проповедь в кафедральном соборе с научной медицинской работой в Ташкентском университете, где он заведовал кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии и читал лекции, продолжая самостоятельно изучать богословские дисциплины.
Епископу Луке пришлось перенести все тяготы сталинских гонений на церковь, его трижды арестовывали, одиннадцать лет Епископ Лука провёл в тюрьмах и ссылках при сталинском режиме, но и там он продолжал вести врачебную практику, помогая людям.
Государственное Политическое Управление (ГПУ) выдвинуто ложное обвинение, по которому епископ Лука подозревался «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками на Урале и шпионаже в пользу англичан через турецкую границу на Кавказе».
Начальник Ташкентского ГПУ отправил арестованного Архиерея Луку в Москву как политического преступника. В конце января 1926 года закончилась первая ссылка Святителя Луки, он вернулся в Ташкент как правящий архиерей, но Кафедральный Преображенский собор в Ташкенте был уже разрушен.
В 1927 году Архиерей Лука принимал больных на дому и молился на всех Богослужениях в Сергиевском храме города Ташкента, стоя в алтаре вместе с митрополитом Арсением,.
Весной 1930 года стало известно, что Сергиевский храм власти предназначили к разрушению. За активное противоборство властям в разрушении церкви святитель Лука был арестован и сослан в Сибирь на три года. В 1933 года он был освобождён и вынужден был заниматься только врачебной деятельностью.
В 1937 году начались массовые аресты духовенства, и святитель Лука снова был арестован. Один Бог знает, какие муки в тюремных застенках довелось перенести мужественному Владыке. От Архиепископа Луки требовали признания в шпионаже, его били и истязали, но так и не смогли добиться того, чтобы он оклеветал себя. После судилища ГПУ Архиепископа Луку сослали ещё на три года в Сибирь.
В 1943 году, в труднейшие времена жизни всей страны и Церкви святитель и хирург, Лука продолжает совмещать тяжелейшую работу госпитального хирурга с архипастырским служением в Церкви в Ташкенте.
В 1943 году хирург и епископ Лука был награждён Сталинской премией I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии».
В мае 1946 года Архиерей Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским, так Высокопреосвященный Лука вернулся на родину в Крым, где продолжил служить и целителем человеческой души, и врачевателем тела. Архиепископ Лука вновь принимал больных на дому, консультировал на медицинских консилиумах в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал свои новые работы по медицинской и хирургической практике.
Архиепископ Лука продолжил служение и проповедование в храмах Крыма и Симферополя, долгие годы он работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело», много сил его было отдано восстановлению разрушенных крымских святынь: храмов, церквей, монастырей.
В последние годы жизни Владыка Лука ослеп, но его проповеди звучали в православных храмах с ещё большей духовной силой. Многие жители Симферополя и сейчас помнят о них.
Святитель Лука скончался 11 июня 1961 г. в День Всех святых в земле Российской просиявших, весь Симферополь вышел проводить его в последний путь.
Через 35 лет, 11 июня 1996 года указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был канонизирован и причислен к лику святых.
На Архиерейском Соборе 2000 года имя священно-исповедника архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
20 марта 1996 года Мощи святителя Луки были перенесены крестным ходом с кладбища у Всесвятской церкви в Свято-Троицкий собор Симферополя. Множество чудесных случаев исцеления недугов после молитвенного обращения православных верующих к святителю Луке было зафиксировано документально. Многие люди исцелились по молитвам Святителю Луке.
В 2001 году из Греции была привезена серебряная рака для мощей святителя Луки. Греки глубоко почитают нашего крымского святителя Луку.
С благословения митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на территории Свято-Троицкого женского монастыря открыт музей святителя Луки, где все желающие могут увидеть вещи, принадлежавшие Архиепископу Луке и больше узнать о жизни великого святого и врача.
11 июня, в день блаженной кончины святителя Луки, в Украине, России, Греции возводятся богослужения в храмах в память о нём.
В 2011 году завершены общестроительные работы, возведены купола и колокольни храма Святителя Луки в Евпатории.