Крымский Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Архиепископ Лука, в миру Валентин Фе­ликсович Войно-Ясенецкий,  родился 27 апреля 1877 году в Керчи в семье провизора и земского врача. Древний род Войно-Ясенецких, известен с VI столетия. Представители рода Войно-Ясинецких служили при дворе польских и литовских королей. Отец, Феликс Станиславович, ревностный католик, мать, Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина) воспитывала двоих дочерей и троих сыновей  в православных традициях,

 В 25 лет Валентин Войно-Ясенецкий окончил медицинский факультет Киевского университета. Профессия врача отвечала его стремлению «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облег­чать их страдания». На формирование его православной  веры, несомненно,  повлияла Церковная жизнь центра Православия Киево-Печерской Лавры.

В марте 1917 года семья Войно-Ясенецких переехала из Киева в Ташкент, так как супруга Войно-Ясенецкого Анна заболела туберкулезом. В своей автобиографии архиепископ Лука писал: «Это совпало со временем, когда я  при очень большом конкурсе получил приглашение в Ташкент на должность хирурга и главного врача большой городской больницы…».

Валентин Войно-Ясенецкий занимался врачебной и хирургической практикой в Ташкенте, возглавлял созданный в 1917 году Союз врачей. Валентин Феликсович стал осново­положником новых направлений в медицинской практике местной анестезии,  блестяще проявил себя в хирургии.

Религиозное озарение испытал Валентин Войно-Ясенецкий, прочитав слова Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: «Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37). Этот  евангельский текст, несомненно, был первым призывом Божиим на служении Ему. Валентин Войно-Ясенецкий пишет: «У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О, Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!».

 В 1919 году в Туркестане шла гражданская война, ночные перестрелки были делом обыденным и постоянным, в больницу поступало много пострадавших с тяжелыми огнестрельными ранениями. Главный врач больницы и хирург-практик Валентин Войно-Ясенецкий, не разбирая кто прав, кто виноват, спасал человеческие жизни. Умелые руки хирурга творили чудеса, ему однажды удалось спасти жизнь человеку с простреленным сердцем.

Контрреволюционный мятеж в Ташкенте был жестоко подавлен, но расправы продолжались. По клеветническому доносу Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого арестовали. Жена Валентина Феликсовича, угасавшая от туберкулеза, не смогла перенести нервного потрясения, у неё началась прогрессирующая стадия заболевания.

Валентин Войно-Ясенецкий остался один с четырьмя детьми, младшему из которых было 6 лет, а старшему -12. Операционная сестра Софья Сергеевна Велецкая, недавно похоронившая мужа и не имевшая детей, пришла на помощь Валентину Войно-Ясенецкому и стала второй матерью для четверых детей.

 Валентин Феликсович был глубоко верующим человеком, узнав о том, что в Ташкенте есть церковное братство, он стал ходить на Собрания верующих, которые проводил протоиерей Михаил Андреев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского. В конце 1920 года Валентин Феликсович произнес речь о положении дел в Ташкентской епархии, которая произвела большое впечатление на слушателей и на епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (в миру Пустынский). Он и сказал Валентину Феликсовичу: «Доктор, вам надо быть священником!»  Слова Преосвященного Иннокентия были приняты как Божий призыв к служению, произнесённый устами архиерея. Валентин Феликсович, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»  В 1921 году В.Ф. Войно-Ясенецкий был посвящён в сан диакона.

В праздник Сретения Господня 1921 года, епископом Иннокентием Ташкентским диакон Валентин был рукоположен во иерея.

Иерей  Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов открытия университета в Ташкенте. Отец Валентин оставался и главным хирургом ташкентской городской больницы. Врачебную практику он совмещал с чтением лекций на медицинском факультете и священническим служением. Лекции верующий профессор отец Валентин,  читал в рясе с крестом на груди.

В 1921 году Глава ташкентского ЧК, знаменитый латыш Петерс, общественный обвинитель на суде спросил: « Как это вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы его видели?»  «Бога я, действительно, не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».

Обладая удивительным  даром слова и остротой ума, Отец Валентин служил по воскресным дням в Преображенском кафедральном соборе, собирая большое количество православных верующих своими вдохновенными проповедями.

В 1923 году, находящийся в Ташкенте,  ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг Иерея Войно-Ясенецкого  в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), отбывающие ссылку в городе Пенджикент, недалеко от Самарканда, провели хиротонию и  31 мая 1923 года монах Лука (Войно-Ясенецкий) был возведён в сан епископа и стал Архиереем Лукой.

Свою первую службу Архиерей Лука провёл в Кафедральном  Преображенском соборе Ташкента.

После воскресной службы Святитель Лука вёл длительные беседы с прихожанами на богословские темы волнующие верующих.

Святитель Лука совмещал служение и проповедь в кафедральном соборе с научной медицинской работой в Ташкентском университете, где он заведовал кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии и читал лекции, продолжая самостоятельно изучать богословские дисциплины.

Епископу Луке пришлось перенести все тяготы сталинских гонений на церковь, его трижды арестовывали, одиннадцать лет Епископ Лука провёл в тюрьмах и ссылках при сталинском режиме, но и там он продолжал вести врачебную практику, помогая людям.

Государственное Политическое Управление (ГПУ) выдвинуто ложное обвинение, по которому епископ Лука подозревался «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками на Урале и шпионаже в пользу англичан через турецкую границу на Кавказе».

Начальник Ташкентского ГПУ отправил арестованного Архиерея Луку в Москву как политического преступника. В  конце января 1926 года закончилась первая ссылка Святителя Луки, он вернулся в Ташкент как правящий архиерей, но Кафедральный  Преображенский собор в Ташкенте был уже разрушен.

В  1927 году Архиерей Лука принимал больных на дому и молился на всех Богослужениях в Сергиевском храме города Ташкента, стоя в алтаре  вместе с митрополитом Арсением,.

 Весной 1930 года стало известно, что Сергиевский храм власти предназначили к разрушению. За активное противоборство властям в разрушении церкви  святитель Лука был арестован и сослан в Сибирь на три года. В 1933 года он был освобождён и вынужден был заниматься только врачебной деятельностью.

 В 1937 году начались массовые аресты духовенства, и святитель Лука снова был арестован. Один Бог знает, какие муки в тюремных застенках довелось перенести мужественному Владыке. От Архиепископа Луки требовали признания в шпионаже, его били и истязали, но так и не смогли добиться того, чтобы он оклеветал себя. После судилища ГПУ Архиепископа Луку сослали ещё на три года в Сибирь.

В 1943 году, в труднейшие времена жизни всей страны и Церкви святитель и хирург, Лука продолжает совмещать тяжелейшую работу госпитального хирурга с архипастырским служением в Церкви в Ташкенте.

 В 1943 году хирург и епископ Лука был награждён Сталинской премией I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии».

В мае 1946 года  Архиерей Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским, так Высокопреосвященный Лука вернулся на родину в Крым, где продолжил служить и целителем человеческой души, и врачевателем тела. Архиепископ Лука вновь принимал больных на дому, консуль­тировал на медицинских консилиумах в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал свои новые работы по медицинской и хирургической практике.

Архиепископ Лука продолжил служение и проповедование в храмах Крыма и Симферополя, долгие годы  он работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело», много сил его было отдано восстановлению разрушенных крымских святынь: храмов, церквей, монастырей.

В последние годы жизни Владыка Лука ослеп, но его проповеди звучали в православных храмах с ещё большей духовной силой. Многие жители Симферополя и сейчас помнят о них.  

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 г. в День Всех святых в земле Российской просиявших.,  весь Симферополь вышел проводить его в последний путь.

Через 35 лет, 11 июня 1996 года указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был канонизирован  и причислен к лику святых.  На Архиерейском Соборе 2000 года имя священно-исповедника архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

20 марта 1996 года  Мощи святителя Луки были перенесены крест­ным ходом с кладбища у Всесвятской церкви в Свято-Троицкий собор Симферополя. Множество чудесных случаев исцеления недугов после молитвенного обращения православных верующих к святи­телю Луке было зафиксировано документально. Многие  люди ис­целились по молитвам Святителю Луке.

В 2001 году из Греции была привезена серебряная рака для мощей святителя Луки.  Греки глубоко почитают нашего крымского святителя Луку.

С благословения митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на территории Свято-Троицкого женского монастыря открыт музей святителя Луки, где все желающие могут увидеть вещи, принадлежавшие Архиепископу Луке и больше узнать о жизни великого святого и врача.
11 июня, в  день блаженной кончины святителя Луки, в Украине, России, Греции возводятся богослужения в храмах в память о нём.

В 2011 году завершены  общестроительные работы,  возведены купола  и колокольни храма Святителя Луки в Евпатории.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org