Самый известный населенный пункт на Тарханкутском полуострове это село Оленевка. Оно расположено между мысами Тарханкут (Чертов Угол) и Кара-Мрун (Черный Нос) вдоль Караджинской бухты. Старое название Оленевки — Караджа. Село было основано на абсолютно непригодных для жизни землях. По сути земли здесь и нет. Небольшим слоем почвы накрыта сплошная скала. Сейчас коренные жители гордо называют себя джайманами, — потомками свободолюбивых людей с крутым нравом. О джайманах в исторических источниках говорится немного. Кто же они такие, эти джайманы из Караджи?
Караджи — старое название села Оленевка, расположенного в самой западной части Крымского полуострова рядом с мысом Тарханкут. Места здесь особенные: дикая степь, малопригодная для пахоты, белые скалы и отмели, создающие причудливые очертания скалистого побережья с глубокой и прозрачной водой. Подводные скалы очень опасные для мореплавателей. Гроты и пещеры, возможно, служившие в прошлом тайниками для местных и пришлых пиратов и контрабандистов. Суховеи, доставляющие немало проблем местным жителям. Солоноватая на вкус вода из подземных источников, к которой сложно привыкнуть.
И все же эта земля всегда была востребована и заселена. В этих особенных местах жили особенные люди. Сохранились предания о древних сатархах, совершавших пиратские набеги на храм Ахилла, расположенный на острове Березань, о контрабандистах, прятавших сокровища в местных пещерах и гротах, о казаках, скрывавшихся в прибрежных скалах от погони в Караджи
В конце XVIII века около 22 тысяч десятин тарханкутской земли вошли в состав имения Василия Попова, заведующего канцелярией генерал-губернатора Новороссийского края Григория Потемкина, а потом и кабинетом императрицы Екатерины II. Высокопоставленный чиновник не замедлил проявить присущие ему целеустремленность и деловитость и одним из первых среди российских дворян создал в западном Крыму дачи Тарханскую и Тархан-Сарыгольскую. Вскоре они стали центром сельскохозяйственной экономии. В ново-созданную деревню Степановку и уже существовавшую Караджи он приказал переселить своих крепостных крестьян из Мелитопольской и Полтавской губерний. Именно эти славяне-переселенцы и получили вскоре прозвище «джайманы», что означало «общинные воры», «воровитые люди», «разбойники». Сегодня трудно предположить, кто их так назвал. Может быть, местные жители, а возможно, с этим прозвищем они прибыли из прежних мест.
Надо сказать, что переселенные на Тарханкут крестьяне вполне оправдывали это нелестное прозвание. Ведь когда помещик отдавал приказ управляющим имений отправить крепостных на новое место жительства, те спешили в первую очередь избавиться от неуживчивых, иногда ленивых и воровитых крестьян, неугодных местной администрации. Зачастую среди них попадались и сильные духом бунтовщики, выступавшие против существующих порядков, готовые бороться за свои права. Так постепенно формировалось новое население Караджи — с особенным менталитетом и беспокойным нравом, который передавался из поколения в поколение.
Джайманы активно реагировали на многие политические события. В 1905 году, в период первой русской революции, крестьяне не замедлили захватить и поделить между собой пахотную помещичью землю и выгоны для скота. Чтобы их усмирить, губернским властям пришлось снаряжать на Тарханкут карательные отряды.
Передел земельных угодий произошел и осенью 1917 года под влиянием революционных событий в Петрограде и Киеве. Тогда бедняки захватили 410 десятин земли, арендованных неким Черновым у помещика Попова. В очередной раз завладеть помещичьей собственностью джайманы попытались через год, когда в село вступил отряд Красной гвардии. В этот раз с бунтовщиками расправился белогвардейский отряд деникинцев, высадившихся с судна «Прут» и окруживших Караджи. Некоторых революционно настроенных джайманов арестовали, вывезли в Симферополь и там расстреляли.
Но были и другие события: разбойные нападения, грабежи приезжих, возможно, морское пиратство и контрабанда.
Архивные документы сохранили сведения о том, что пограничникам в 1921-1922 годах отдавали приказ выслеживать и обезвреживать сомнительные шхуны и суденышки, курсирующие у берегов Тархан-кута. А добропорядочные жители предпочитали не появляться в темное время на улицах Караджи.
Проявился бунтарский характер джайманов и в период коллективизации. Одна часть населения добровольно вступила в колхоз, другая пыталась противостоять этому.
Дело дошло до вооруженных столкновений.
Но время брало свое, утверждалась советская власть, менялся и облик села Караджи. В годы Великой Отечественной войны его жители самоотверженно сражались с врагом, защищая Родину.
Прошло больше 200 лет с того времени, когда на Тарханкутском полуострове появились люди с особым менталитетом и бунтарским складом характера, прозванные джайманами. За эти годы многие забыли подлинное значение этого названия, а некоторые никогда не знали. Из обидного в своем первоначальном варианте оно постепенно превратилось в символ принадлежности к старожилам Тарханкута, людям, которые создавали его историю, экономику и культуру. А коренные жители Оленевки зачастую с гордостью готовы говорить о себе, что они потомки джайманов.
Галина Овчинникова, старший научный сотрудник
КРУ Историко-археологический
заповедник «Калос Лимен»