В 2018 году в женском погребении могильника Фронтовое-3 (Юго-Западный Крым) был найден стеклянный кубок, украшенным цветным орнаментом. Этот кубок стал одним из самых загадочных предметов, найденных в могильнике, потому что до сих пор не найдены ответы на вопросы: где был изготовлен этот кубок, и как он оказался в этой могиле? Но расскажем обо всем по порядку.
Некрополь Фронтовое 3 был исследован перед строительством автотрассы Таврида. Этот некрополь оказался одним из опорных археологических памятников для изучения культур Крыма в римскую эпоху: он не был разграблен в предыдущие эпохи, и ученые смогли его полностью изучить. Около 20 тысяч предметов из 328 могил, в которых обнаружено около 500 погребенных, тщательность раскопок, широкий спектр аналитических исследований позволили проследить многие стороны жизни местной общины на протяжении более 300 лет: с конца I по начало V века.
Население Западного Крыма в римское время было весьма неоднородным. В Херсонесе жили потомки греческих колонистов, в горах – потомки тавров, в степях северо-западной части полуострова до II века нашей эры обитали потомки царских скифов (Неаполь Скифский), перебравшихся из Северного Причерноморья и перешедшие к оседлому образу жизни.
Сейчас сложно сказать, кем были когда-то люди, похороненные в некрополе Фронтовое 3. Долина реки Бельбек, где обнаружены захоронения, во время поздней античности была контактной зоной многих народов: здесь обитали потомки автохтонных тавров, носители степных культур (поздние скифы, затем сарматы), германцы-готы, и при этом жившие здесь общины испытывали сильное влияние греческого Херсонеса. Местная культура носила во многом эклектичный характер, что подтверждают находки из могильника. Способы захоронения и найденные в них предметы указывают на различные культурные влияния: скифское, сарматское, греческое и готское. Очевидно, что могильник точно отражает бурные исторические события этого периода.
Стеклянный кубок с орнаментом, выполненным накладными «змеевидными» нитями
Стеклянный кубок с орнаментом из цветного стекла был найден в женском погребении. Он изготовлен из бесцветного прозрачного стекла и украшен растительным орнаментом из непрозрачного белого и полупрозрачного бирюзового стекла – стилизованными изображениями побегов и листьев плюща. Этот декор известен под названием «змеевидный» (англ. «snake-thread decoration», нем. «Schlagenfaden Glas») потому что линии орнамента напоминают извивающихся змей.
Подобные кубки обычно находят в богатых некрополях римского времени в Западной Европе, Италии, Сирии и Палестинском регионе. Для территории Крыма это очень редкий сосуд – в Северном Причерноморье известны лишь единичные находки. Но редкий, дорогой и статусный сосуд был найден в совершенно обычном захоронении, рядом с недорогими предметами. Как он здесь оказался: был ли куплен, подарен, или он был военным трофеем — мы уже об этом уже никогда не узнаем.
Прорисовка орнамента на стеклянном кубке из некрополя Фронтовое-3
Вторая загадка кубка — это его происхождение. Кубки со змеевидным орнаментом изготавливали в трёх крупных стеклоделательных центрах Римской империи: в Кельне, Паннонии (территория современной Венгрии) или Сирия-Палестинском регионе из высококачественного египетского сырца. Нанести такой орнамент мог только высококлассный мастер: чтобы получить узор, нужно было прикрепить к поверхности сосуда комок горячего стекла и вытягивать из него нити. Делать это нужно было очень быстро и без права на ошибку: раскаленные стеклянные нити при контакте мгновенно сплавляются с основой, и изменить неточный рисунок было невозможно.
Быстрому распространению моды на посуду со «змеевидным» орнаментом способствовали привычки и вкусы римских чиновников, которых присылали на места из столицы. Они привозили с собой вещи, которыми они привыкли пользоваться, и прививали вкус к привычной им роскоши местной элите. Также большую роль в распространении римской культуры играли странствующие мастера, которые переезжали вслед за легионерами в места новых дислокаций римских военных подразделений. Переезжающие мастера-стеклоделы организовывали на новых местах стекольные мастерские, привозили с собой новые технологии, инструменты и изготавливали посуду, которая приобретала популярность и у местного населения.
В каждом из крупных стеклоделательных центров, в которых производили сосуды со «змеевидным» орнаментом, сложился свой стиль. Для Сиро-Палестинского региона характерны сосуды из бледно-зеленого или бесцветного стекла и орнаментация, часто в виде птиц или птиц и змей, выполненная из стекла того же цвета, что и весь сосуд. Рейнские мастера изготавливали сосуды в основном из бесцветного стекла, а узоры наносили цветными и значительно реже – бесцветными нитями, на которых оттискивали орнамент в виде рельефных параллельных линий. В Паннонии были распространены сосуды из бесцветного стекла, украшенные орнаментом из стекла того же цвета, что и весь сосуд, или из стекла непрозрачного желтого, белого, темно-синего и бирюзового цветов.
Найденный во Фронтовом сосуд, безусловно, относится к импортной дорогой столовой посуде. Однако определить место его производства по форме, цвету и характеру декора не представляется возможным.
Слева направо:1- стеклянный кубок из некрополя Фронтовое-3; 2-кубок с накладным орнаментом из музея Интенцизы (Dévai K., 2019. The Tradition of Snake-Thread Glass in Pannonia // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae); 3-кубок с двуцветным накладным орнаментом из Вандеи (Foy D., Marty M.-T., 2013. Les importations de verres septentrionaux dans le Sud de la Gaule (IIIe–IVe s.): des liens avec les ateliers rhénans // Aquitania. Vol. 29)
Чтобы определить возможное место происхождения кубка из Фронтового-3, ученые изучили химический состав стекла с помощью метода сканирующей электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеноспектральным анализом. Исследование показало, что в стекломассе, из которой был сделан кубок, содержатся два обесцветивателя – сурьма и марганец. Это говорит о том, что масса, из которой был изготовлен сосуд, содержала примесь стекла вторичной переработки, то есть стеклобоя.
В римское время существовало разделение производственных стеклоделательных процессов: в «первичных» мастерских, преимущественно сиро-палестинских и египетских, варили сырец. Затем полуфабрикаты распространялись по разветвленной сети «вторичных» мастерских Римской империи, производивших готовые изделия, но не варивших стекло самостоятельно. В сырце из стекловаренных центров всегда присутствует только один обесцвечиватель. В стекле кубка из Фронтового-3 содержатся два компонента обесцвечивателя.
Однако, крымский кубок отличается высоким качеством изготовления, и визуально использование стеклобоя не заметно: нет ни пузырьков, ни тёмных включений. Это свидетельствует о том, что стеклобой отбирался очень тщательно: он был также бесцветным и высокого качества. Но вторичное использование стекла в производстве престижной столовой посуды – явление, не характерное для большинства европейских материалов конца II – первой половины III века.
Кубок из некрополя Фронтовое 3 на выставке «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия» Государственного музея заповеднике «Херсонес Таврический»
Вероятно, это связано с тем, что мастерская, в которой был изготовлен кубок, испытывала недостаток полуфабрикатов – стекла-сырца, и поэтому использовала «вторсырье», впрочем, очень качественное и тщательно отобранное. Скорее всего, кубок был изготовлен в одной из мастерских на периферии Римской империи, но совершенно точно – на европейской территории.