Культура кочевых племен сарматов и скифов

Azov Museum of History, Archaeology=-В первом тысячелетии до н. э. на просторах Великой Степи жили кочевые племена сарматов и скифов, которые были потомками протоскифской или киммерийской Срубной археологической культуры эпохи бронзы (XVIII—XII вв. до н. э.). Территория распространения Срубной археологической культуры — степная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом. Этническая принадлежность — индо-иранцы, индо-арийцы.

 

Культура кочевых племен сарматов и скифов относится к Андроновской культурно-исторической общности племён (2300 до н. э. — 1000 до н. э.)., происходящих от ямной археологической культуры. Скелеты в курганах из Андроновской культуры представляют собой европейский тип людей, светловолосые, со светлой кожей, и с синими или зелеными глазами. Из 10 мужчин в курганах Андроновской культуры, 9 мужчин являлись представителями Y-ДНК R1a1a. Исследователи Е. А. Хелимский и В. В. Напольских считают представителей андроновской культуры носителями исчезнувшей четвёртой ветви индо-иранских языков.Причерноморье 1 тыс. летие до н.э.

Единственными памятниками тысячелетнего пребывания скифов и сарматов являются многочисленные курганы, высота которых 5-7 метров.
В степях Южного Урала довольно много Курганов сарматских племён, относящихся к VI — V векам до н.э. В могилах археологи находят скелеты в положении на спине, мужчин хоронили с оружием — короткий железный меч-акинак скифского типа, железные копья, бронзовые наконечники стрел, украшения из бронзы, золота и серебра.

К VI — V веках до н.э., относятся сарматские курганы-жертвенники с кольцевой жертвенной площадкой вокруг или округлые чаши каменных алтарей — это сарматские святилища огня. Один из самых больших курганов-жертвенников V — III вв. до н.э. диаметром свыше 70 м. и высотой до 2,5 м. находится у села Шкуновка в Акбулакском районе.

чаша

Прохоровская (или Раннесарматская) археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., названная по курганам у с. Прохоровка Оренбургской области, представляет собой культуру приуральского союзы сарматских племен.

олени

Андроновцы обладали медными и, оловянными рудниками в Алтайских горах, а также в Казахстане, они были племенами металлургов.  Сарматские племена устраивали копи, добывали руду в тех же местах, что их предки — андроновцы и срубники. Находки многочисленных вещей из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы умели добывать, обрабатывать металлы, ковать железные мечи, кинжалы.

Мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов. Курганы Великой Степи содержат много скифских и сарматских реликвии.сарматы

Сарматы в сигментных (чешуйчатых) доспехах и шлемах, изображены на колонне Траяна. Сигментные шлемы вскоре стали делать на Дунае, затем эта техника изготовления распространилась  среди римлян и германцев.

Azov Museum of History, Archaeology

Основу хозяйства Сарматских племён составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Стада домашних животных давали шерсть, шкуры, войлок мясо, молоко, то есть кормили и одевали людей.

Azov Museum of History, Archaeology6

Азовский исторический музей. Браслет. Курган Хохлач.

Сарматские племена кочевали по широкой степи с ранней весны до поздней осени в крытых войлоком кибитках запряженных быками или верблюдами, перегоняя стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя сарматов и род имел свои традиционные районы кочевья. Зимой кочевые Сарматские племена устраивались на стоянках, строили жилища, землянки и укрытия от ветров и морозов.Azov Museum of History, Archaeology2

 

Термин «савроматы» и более поздний — «сарматы», обозначалась обширная группа родственных племен ранних кочевников.

украшения сармат

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще фигурируют в трудах античных греческих, римских авторов. Страбон назвает их языгами, роксоланами, аорсами, сирвками, аланами. Тацит упоминает опустошительный набег племени роксоланы на дунайскую провинцию Римской империи Мвзию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты» римских войнов. Поэт Овидий, сосланный в город Томи в 8 году н. э.,  с тоской и страхом описывает сарматов в своих «Печальных песнях» : «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю». Иосиф Флавий и Арриан оставили в своих трудах сообщения об аланах — «суровые и вечно воинственные аланы» в I и II вв. н. э. воевали в Армении и Каппадокии.

Сарматские племена вторглись в пределы Скифии в Северное Причерноморье, разгромив скифов, огнём и мечом прошли через всю Европу до северных границ Римской империи, положив тем самым начало эпохе Великого переселения народов.

Наивысшего расцвета культура сарматов достигает на рубеже нашей эры и, особенно, в I в. н.э., когда на Нижнем Дону появляются племена аланов и других кочевых народов.

Azov Museum of History, Archaeology7

История сарматов закончилась с нашествием в южнорусские степи воинственных племен тюркского и монгольского происхождения. По античным письменным источникам, в 370-е годы сарматы были разбиты гуннскими племенами.Часть сарматов присоединилась к гуннам и ассимилировалась в их среде.

Некоторые племена сарматов, например, аланы ушли с гуннами на Запад. Известно, что под ударами гуннов в конце IV века прекратилось тысячелетнее господство в Северном Причерноморье племен, относящихся к индо-иранским народам.serga_

 

 

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org