По народному календарю 14 ноября в России отмечают праздник – Кузьминки осенние. Другие названия: Кузьма и Демьян, Курьи именины, Встреча зимы.
В этот день почитались христианские святые Кузьма и Демьян, как врачеватели, избавители от болезней, покровители брака и семейного очага, домашнего хозяйства и рукоделия, благодетели кузнецов и ремёсел.
С этого дня, знаменующего вторую встречу зимы, обычно начинаются настоящие морозы. Примечали погоду и делали прогнозы на следующий год:
«Кузьма-Демьян куёт лёд на земле и на воде».
«Снежный день обещает будущей весной большой разлив рек»,
«Если к этому дню лист останется на дереве, то следующий год – неурожайный, грядёт суровая зима и знойное лето».
Праздник был неразрывно связан с домашней птицей, которую держали в домашнем хозяйстве многие крестьяне. Курятники окропляли святой водой, чтобы не допустить падежа птиц.
Односельчане дарили друг другу кур, но их не убивали, а содержали отдельно от остальных. Курицу холили, чистили, хорошо кормили, поскольку она приносила в дом удачу, защищала от семейного разлада.
На Кузьму и Демьяна в каждой семье хозяин резал петуха. Из мяса готовились всевозможные блюда, а лапы забрасывал на крышу дома. Согласно поверью, это помогало оградить дом от голода.
Нельзя 14 ноября игнорировать старинный обряд, суть которого состояла в задабривании домового. Этот добрый дух, являвшийся хозяином дома и двора, во многом влиял на благополучие семьи. Обитатели дома готовили аппетитную пшенную кашу и оставляли в чашке во дворе, чтобы задобрить и расположить его к себе.
В этот день девушки вместе устраивали праздничный стол и приглашали холостых парней.
Академик Борис Александрович Рыбаков в книге «Язычество древних славян», в главе Мифы, предания, сказки, пишет «О божественном кузнеце».
Хорошо известны древнерусские легенды о божественном кузнеце, ковавшем первый плуг в 40 пудов, победившем страшного и зловредного «черноморского» Змея, требовавшего человеческих жертв. Легендарный кузнец победил змея и пропахал на этом Змее гигантские борозды, называемые до сих пор «змиевыми валами» — это целая оборонительная линия, защищавшая Среднее Поднепровье с юга, широко известна в фольклоре Поднепровья.
В праславянской культуре рождение плуга, кузницы и воинов-богатырей происходит в единое время — эпоху Чернолесской культуры, «эру Сварога», когда началось освоение ковки железа, и прежде всего оружия, так как с юга, со стороны Чёрного моря, праславянам грозили киммерийцы. Появление легендарного культурного героя-кузнеца и воина, защищавшего свой народ, хронологически слиты воедино.
В легендах о кузнецах-змееборцах божественные кузнецы действуют не в языческом обличье, а под именами христианских святых Кузьмы и Демьяна, которые по их церковным житиям являлись братьями, занимавшимися врачеванием. Превращение их на славянской почве в кузнецов произошло по принципу простого ассонанса: «кузня» – «Кузьма». Двое братьев оказались удобными и в другом отношении – кузнецов в кузнице всегда двое: один держит клещами изделие и кладет на него «кладиво» (малый молот), а другой, подручный кузнец, бьет молотом по кладиву и осуществляет самую ковку.
Связь Кузьмы и Демьяна с кузнечным делом прослеживается повсеместно и в русских и в белорусских областях. В кузнечных слободах средневековых городов ставили церкви Кузьмы и Демьяна, вокруг которых группировались цеховые братства кузнецов.
В легендах о кузнецах Кузьме и Демьяне говорится, что волшебные кузнецы Кузьма и Демьян действуют в сказочной кузнице. Кузня может раскинуться на 12 верст, у неё 12 дверей, а иногда упоминается 12 молотов или молотобойцев. В просторную кузницу въезжает всадник, а иногда в ней спасаются люди. Кузня иногда оказывается золотой; золотыми бывают и молоты. Кузнечные клещи, которыми хватают Змея, весят 12 пудов. Часто повторяющееся число 12 связывает Кузьма-Демьянские легенды с годичным циклом из 12 месяцев и придаёт волшебным кузнецам космический оттенок.
Кузнецы Кузьма и Демьян куют рало, соху, плуг.Иногда добавляется, что этот первый плуг был сказочного веса и что кузнецы ковали его целых 40 лет.
Змей в легендах подробно не описывается. Многоголовый змей это образ степной конной многоголовой орды всех прибывавших «от моря» южных кочевников вообще.Змей находится где-то на юге, y моря, и от моря (или из моря) прилетает на нашу землю за человеческими жертвами.
Между людьми нашей земли и Змеем существует тяжёлый договор: люди должны ежегодно (ежедневно) посылать к нему «на пожеренье» по человеку, чаще – это девушка, царева дочь.
Победа над Змеем. Не герои идут на Змея, а Змей сам приходит к людям и угрожает им. Кузьма и Демьян, или Кузьмадемьян, в своей кузнице укрывают очередную обреченную жертву и запирают толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказывается y самой кузни, кузнецы предлагают ему пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемого (или одного из кузнецов). Когда Змей в конце концов просовывает голову или язык в пролизанную им дыру, кузнецы хватают Змея за язык раскаленными клещами и побеждают его.Герои-змееборцы побеждают Змея не мечом, не «вострым копьем», а своим кузнечным инструментом – клещами упавшими с небес, судя по легенде о Свароге.
Пропахивание «змиевых валов». Победив Змея, божественные кузнецы запрягают его в выкованный ими плуг и пашут на нём гигантскую борозду. Дорвавшись, наконец, до большой воды (Днепр, Чёрное море), Змей пил, пил и лопнул.
Древнерусские легенды о божественных кузнецах-змееборцах Кузьме и Демьяне возникли из обожествления реальных кузнецов, игравших важную роль в народной жизни; отсюда и связь со свадебными обрядами, и некоторое раздвоение качеств кузнеца: кузнец может сковать счастье, но может и околдовать, принести зло.
Святые Кузьма и Демьян выступают, как покровители брака, их имена проявляются постоянно в свадебных песнях, в заклинаниях, свадебных заговорах и оберегах у всех восточных славян :
— Господи, благослови! Кузьмадемьян, скуй нам свадьбу!
— Святой Кузьма-батюшка, боже мой, боже мой! Пречистая матушка, заиграй нам свадебку!
— Ты святой боже, Кузьмадемьян, Приходи на свадьбу к нам Со твоими апостолами (sic!).
— О святый Кузьмадемьян, Приходи на свадьбу к нам Со своим святым кузлом И скуй ты нам свадебку.
В момент приезда жениха в дом невесты, где их ставят на одну половицу и связывают вместе полотенцем, с печного столба (т. е. с самого священного места в избе) кричат:
Ты, Кузьма-Демьян!
Скуй свадебку
Крепко-накрепко, долго-надолго!
(Гиппиус, с. 10-11)