Имя «Ясон» в переводе означает — целитель, исцелитель, спаситель… всей Эллады! В похищении золотого руна из Кохиды были заинтересованы все мелкие древнегреческие полисы (города-государства), представители которых участвовали в походе аргонавтов…
Собирая команду для корабля Арго, Ясон разыскивает прославленных героев по всей Греции. Он каждого героя приглашает в отдельности и с каждым разговаривает с глазу на глаз, тайно! Объяснить это тем, что команда для «Арго» была отрядом самых искусных воинов Эллады, и набиралась скрытно от всех. (Профессор Г. Ф. Церетели переводит слово «аргонавты» — дружина). В поэме показано высокое воинское мастерство аргонавтов в битвах с долионами и бебриками.
Покровительствует аргонавтам богиня Гера — хранительница семейного очага, хотя покровителем путешественников в Греции был бог Гермес, создавший золотого Овна.
Видимо, поход аргонавтов за «золотым руном» был делом особой государственной важности для Эллады, которая рассматривается, как единый дом и семейный очаг. Именно, поэтому покровительница домашнего очага Гера помогает в походе лучшим сынам отечества.
Аргонавтам надо было подойти к Колхиде, не вызвав у колхов никаких подозрений и не обнаружив своих намерений, и действовать быстро и бесшумно.
Профессор филологии Санкт-Петербургского университета, Г. Ф. Церетели (1870—1938) отзывается так: «Сам Ясон не заключает в себе ничего героического. Случай ставит его во главе экспедиции, случай — любовь Медеи — дает ему возможность совершить все его подвиги. На предстоящую борьбу он смотрит не как на желанный подвиг, а как на тяжелую необходимость… Что же до прочих участников похода, то и они не представляют собой ярко очерченных характеров, которые врезывались бы в память, как герои Гомера. Все это бледные тени, если не считать Медеи».
Выходит, Эллины создали миф о героях Эллады, сыновьях эллинских богов, а истинные симпатии создателей легенды остаются на стороне чужеземки Медеи – настоящей варварки, по представлениям эллинов.
Когда Ясон с шестью аргонавтами явился во дворец царя Ээта, дочь царя Медея полюбила его с первого взгляда. Узнав, что аргонавты прибыли за золотым руном, царь Ээт пришёл в ярость. Медея пообещала Ясону помочь, похитить золотое Руно, если Ясон даст ей обещание жениться на ней. Желая погубить Ясона, царь Ээт предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках бога войны Ареса. Для посева царь Ээт дал Ясону зубы дракона, из которых тут же на поле вырастали могучие воины. Медея научила Ясона, как победить это войско, достаточно было бросил в них камень и воины начинали сражаться между собой, именно, тогда Ясону было легко перебить их.
На рассвете Медея, бежала с Ясоном на «Арго», захватив с собой младшего брата Апсирта и зелье, для дракона. Медея и Ясон отправились в священную рощу Ареса, где дракон стерёг золотое руно.
Медея смогла усыпить дракона сладким пением и колдовским снадобьем, и Ясон снял с волшебного дуба сияющее золотое руно и аргонавты вышли в море, отправившись домой, в Элладу по реке Истр (Дунай). Царь Ээт бросился в погоню за ними. Когда Медея увидела, что корабль царя Ээта настигает «Арго», она убила брата, и бросила его в море. Обезумевший от горя царь Ээт, отстал от аргонавтов и повернул назад, чтобы предать тело сына земле.
Во все времена самым страшным преступлением считалось детоубийство. После измены Ясона Медея призывает богиню правосудия Фемиду и бога Зевса быть свидетелями, что из-за Ясона она осталась без отца, матери, брата и без родины, где ее считают изменницей. Женитьба Ясона на эллинке Главке превратила Медею и ее сыновей в рабов, так как, по представлениям греков, они были варвары, а не свободные граждане Эллады. Гордая дочь царя Ээта, царица Медея не хочет рабской участи своим детям и убивает своих сыновей. Несомненно, это страшное преступление! Но преступницу Медею не несёт наказания, а беспрепятственно улетает на колеснице Гекаты, запряженной драконами. Молчат и всевидящие боги Олимпа.Чем же Медея могла заслужить такую милость?
Прибыв в Колхиду за золотым руном, аргонавты сразу начинают следить за каждым шагом Медеи:
«Apг своим братьям велел пока что на месте остаться, дабы следили за тем, что замыслит и сделает дева».
Царицу Медею всегда сопровождало большое количество служанок, это сопровождение было больше похожим на почетный эскорт. В античное время все технологические секреты страны, такие как получение сплавов металлов, красителей, производство шёлка и другие, выполнялись только в храмах, и являлись тайной жрецов. Храм Гекаты, в котором Медея была жрицей, вряд ли был исключением.
В той части легенды, где говорится о посещении Афродиты богинями Герой и Афиной с целью помочь Ясону покорить сердце Медеи, как раз и указывается именно на то, что еще до прибытия аргонавтов в Колхиду Ясон точно знал, что ему предстоит завоевать сердце Медеи, для выполнения задуманного.
Нет, здесь ни о какой любви, которой якобы воспылал к ней Ясон, и речи не шло. Именно, похищение Медеи было главной целью путешествия аргонавтов в Колхиду.
Тогда и объяснима вполне та таинственность, которой была окутана подготовка к плаванию — речь шла о похищении хранительницы секрета изготовления золотого руна, а вернее, тончайшей льняной пряжи.
Ясон добросовестно выполнил порученное ему дело, однако, ни счастья, ни богатства, ни славы ему это не приносит. Он долго скитается, забытый всеми, пока не набредает на покинутый и полуразвалившийся корабль «Арго». В тени корабля Ясон засыпает и на спящего героя, предводителя аргонавтов, по воле богов, обрушиваются обломки легендарного судна и Ясон погибает.
Но в чем причина такого трагического конца легенды?
Кандидат химических наук и исследователь древнего производства льна, Игорь Машников считает, что мастерица Медея, знала технологию изготовления тончайшей льняной пряжи — золотого руна, «царского виссона» и должна была открыть этот секрет эллинам. Царица Медея, просто, ничем не могла помочь эллинам, так как в Элладе, из-за разницы в климатических условиях с Колхидой, не росли нужные для этого производства тонкие и длинные сорта льна. Медея оказалась бессильной, а удачный поход аргонавтов — бесполезным.
Существование довольно оживленных торгово-экономических связей между греческими полисами и Колхидой не подлежит сомнению.
Исследование Игоря Машникова дает неведомую информацию о правовых нормах торгового судоходства, всем изучающим античный мир. Не лишена статья и приключенческого момента, связанного с контрабандой, истоки которой, по заверениям автора, восходят к древнейшим временам. Греки, как известно, весьма преуспевали в этом деле.
Статья Игоря Машникова, основанная на изучении большого исторического, мифологического и специально технологического материала по производству льна с древнейших времен. Выдвигаемая Игорем Машниковым гипотеза о том, что миф о «золотом руне» связан с производством льна, высококачественных льняных волокон и дорогостоящей одежды, изготовленной из тонкой льняной пряжи, вполне правдоподобна и имеет право на существование.