В «Исповеди» есть повествование о том, как Святой Патрик провел 40 дней Великого поста и самоотречения до Пасхи на горе Круахан Айгли (курган, ныне Кро Патрик), где он молился и звонил в колокольчик, отгоняя чёрных дроздов и призывая стаю могучих белых птиц, «души, которым предстояло спастись», помочь ему обратить ирландцев в христианство.
В ответ на его молитвы, явился ангел и сказал ему, что проповеди святого будут услышаны и ирландский народ сохранит христианскую веру до Судного Дня.
Король Ирландии Лойгуре (Laoghaire) и его двор собирались праздновать Бельтейн (Bealtaine) – традиционный языческий кельтский праздник начала лета, отмечаемый 1 мая.
Слово «Бельтайн» — «Bil-tene» — «яркий огонь» (от индоевропейского *bhel-, «молния»), связано с зажжением больших костров, которые друиды разводили в этот день, чтобы прогонять между ними скот. В этот день древние ирландцы устраивали майскую битву между Летом и Зимой, которую в кельтских местностях поныне разыгрывают в лицах на Майский день — 1 мая.
В этот же день 1 мая выпадало празднование христианской Пасхи и святой Патрик зажёг христианские пасхальные свечи раньше, чем загорелись священные языческие костры Бельтейна.
Король был рассержен, и попытался погасить свечи, но огонь, зажжённый святым Патриком, обладал магической силой и не гас. Раздражённый король послал против Патрика большое войско друидов, но, внезапно, их накрыла мгла, в рядах воинов началась паника и многие нападавшие погибли во тьме.
Видя своё бессилие, король Лойгуре, преклонил колени перед святым Патриком и позволил ему проводить христианские обряды в Ирландии.
В «Гимне Фиакка», написанной ревностными христианами о дохристианской религии Ирландии, есть строки: «В Ирландии тьма царила: племена поклонялись эльфам» (Fortáuith hErend bai temel, tuatha adortais síde). Древние ирландцы наполняли природу «эльфами» (firsíthe), «призраками» (fantaitsi) и богами (дат.: deib).
Древние ирландские боги: Немайн, Бригит, Нехтан (Nechtan, «Нептун» — Neptune, другое имя Нуаду), более молодые божества войны: Огма, Энгус, Мананнан, Луг, одноглазый Балор.
Имена Бога не называли, формула клятвы древних ирландцев: «Клянусь богом, которым клянётся мое племя» —«tongu do dia toinges mo tuath». Ирландскому слову tuath («племя») родственно имя галльского бога Британи Тéвтата. «Тéвтат» — это не имя бога, а обозначение «тот» — «тéвтат — бог, которым клянется мое племя».
Никаких убедительных свидетельств того, что в Древней Ирландии совершались какие-либо жертвоприношения — нет.
Друиды называли себя Туата де Даннан — «Tuatha Dé Danaan» — «племена богини Дану», племя людей, избежавших грехопадения. В повести «Туан, сын Каирилла», где о Туата Де говорится: «…откуда они пришли, учёные не знали, но полагали, что с небес — так уж они были искусны и превосходны в познаниях». Древние ирландцы считали, что разница между поэтом и чародеем невелика — «эйс дана» (áesdana) — все «люди искусства» — от друидов до кузнецов, считались Туата де Даннан. Среди Туата Де были три кузнеца- Бриан, Иухар и Иухабар — «na-trí dé danann» — «трое богов искусства». Туата Де Данаан — это не боги, «учёные люди, которые были подобны богам». Туата Де Данаан превосходят смертных: «Всякого, кто пил на пиру Гоибниу <…> не одолеет ни болезнь, ни старость». В саге из цикла Финна «Битва на Белом берегу» Туата Де Данаан описываются, как «другая часть народа Ирландии — те, что не смеют жить на поверхности земли, но обитают в тайных жилищах под землей».
В Гомеровском эпосе среди Ахейцев упомянуты Данаан (Danaans) из Милета.
В ирландской легенде говорится, что ирландцы происходят от божественных предков Даннаан. В древне ирландском стихе Amerginou говорится:
«Я призываю землю Ирландии.
Сирен плодородного моря
плодородные горы с фруктовыми деревьями,
и прохладные леса и воды, водопады,
образовавшие глубокие лагуны, озёра
на священных горных склонах
Великого Собрания королей Тары.
Тара цитадель племён потомков Милета,
прибывших из Милета на многочисленных и
Великолепных лодках в Ирландию.»
[Μυθιστορία, κεφάλαιο 5ο – Οι Κέλτες έχουν ελληνική καταγωγή, σελίδες 51-58, Στέφανος Μυτιλιανίος, εκδόσεις Νέα Θέσις 2000]
В ирландских легендах упоминаются герои древнегреческих мифов. В песне ирландской революционной армии упомянуты легендарные «300 Леонидас» или «300 Спартанцев», как символ стойкости в борьбе за свободу, слова песни призывают ирландцев помнить подвиг своих героических предков Спартанцев.
В древних сказаниях и мифах Великобритании, говорится о том, что после падения Трои в XIII—XII веке до н. э., Эней бежал в Италию. Его внук Брут, в возрасте 15, был вынужден покинуть Италию и с 3000 молодых троянцев из греческой критской колонии Калабрия [Южная Италия], во главе с Тевкром отправились на острова Великого Белого Северного моря, и назвали эти острова по имени внука Энея Брута — Брутания (Vroutania), ныне Великобритания, где они основали четыре троянских колонии, среди них город новая Троя, ныне Лондон.Тевкры — эпитет троянцев у Эсхила и Вергилия. Согласно Страбону, тевкры — племя, переселившееся с острова Крит в Троаду. Имя Тевкр носят предки троянской царской династии.
Согласно упоминанию в гомеровской «Илиаде», троянцы с острова Крит считаются первыми колонизаторами Великобритании и основателями первой цивилизации на Белом Острове.
Кроме Туата Де Данаан в Древней Ирландии поклоняться было некому. Именно, потому, что ирландцы не поклонялись вообще или почти никому, святой Патрик так легко добился успеха в своей миссии.
В дальнейших магических состязаниях с волхвами-друидами Святой Патрик совершил множество чудес, возвращая зрение слепым, глухим — слух, исцеляя больных и прокажённых, воскрешая умерших. В «Разговоре стариков» Донн, сын Мидира вручает святому Патрику власть над всеми Туата Де Данаан.
Согласно одной легенде, святой Патрик защитил себя и восемь своих спутников от мести короля Лойгуре, пропев «Олений гимн», после чего языческие преследователи увидели проходящих мимо оленей, а не людей.
Многие видели, как он управлял огнём и водой, удалял яды из кубка, убирал снег, насланный друидами, с целой долины и другие чудеса.
В результате, король Ирландии Лойгуре, придворные и все ирландцы Тары уверовали в христианского Бога и приняли святое крещение.
В своей «Исповеди» святой Патрик упоминает о тысячах произведённых им 120 000 обрядов христианского крещения язычников, исповедуется сам о том, что вручал подарки ирландским королям и судьям, где он бывал в различных землях и графствах Ирландии, но сам отказывался от подарков и мзды, выполняя свою главную миссию – христианизацию Ирландии, где он основал 600 церквей.
Единственное свидетельство того, что ирландцы поклонялись солнцу, — это «отрывок из “Исповеди” святого Патрика, где тот противопоставляет культ солнца <…> поклонению истинному Солнцу, то есть Христу.
Существуют православные иконы, изображающие святого Патрика, написанные в восточной христианской традиции, которые хранятся в католических соборах.
Учение святого Патрика (или Святого Патрикея) считается православным, в сочетании с опытом жизни в Ирландии его миссионерские труды и проповеди дали благие результаты.
С XIV века святой Патрик изображается в епископских одеяниях, держащим в руках пастушеский посох, или попирающим ногой змею. Часто святой изображён с трилистником в руке, а другой рукой он благословляет свою паству.