Майкопский курган (курган Ошад) — археологический памятник эпохи ранней бронзы, датируется примерно второй половиной IV тысячелетия до н. э.
В 1897 году профессор Николай Веселовский вёл раскопки близ Майкопа, во время которых и обнаружил курган (3500—2000 до н. э.) с древним захоронением вождя племени и двух его жён или рабынь.
До раскопок Майкопский курган представлял собой округлый земляной холм из материковой глины высотой 10,65 м и диаметром около 100 м.
Основная могила располагалась в центре кургана в виде ямы 5,33 м х 3,73 м и глубиной 1,42 м, окруженной кольцевым кромлехом из известняковых каменных плит. Форма могильной ямы напоминала шкуру быка без головной части — вогнутые внутрь стенки ямы и закруглённые углы. Погребальная яма на глубине 3,20 м общей площадью 20 квадратных метров была разделена на три неравные части массивными деревянными перегородками.
Погребение эпохи ранней бронзы содержало скорченный скелет, с поднятыми к лицу руками, густо засыпанный красной охрой (суриком) Основная могила находилась в центре кургана. Пол могильной ямы был тщательно выложен мелкой галькой. Поверх могилы было деревянное перекрытие, сверху засыпанное слоем земли, и сверху ещё одно деревянное перекрытие, выходящее далеко за границы ямы.
Погребальные дары.
Одежда вождя было покрыта золотыми пластинчатыми штампованными украшениями — 37 крупных изображений львов идущих влево, 31 изображение более мелких львов, идущих влево, 19 быков, 10 двойных пятилепестковых розеток и 38 золотых колец.
Рядом с вождём лежали восемь гладких коленчатых серебряных стержней-трубок длиной 103 см.
Николай Веселовский предположил, что трубки являются жезлами, знамёнами или знаками власти — скипетрами. В их прорези могли вставляться ленты, а найденные рядом колпачки могли быть держателями кистей.
По версии Б. В. Фармаковского, эти трубки использовались для поддержания погребального балдахина на которых, видимо, мог быть зареплён балдахин, украшенный золотыми нашивками. Четыре шеста оканчивались золотыми навершиями, на них крепились четыре литых фигурой быка — 2 золотых и 2 серебряных. Предполагают, что полотно балдахина было расшито золотыми бляшками, как и одежда вождя.
По версии М. П. Чернопицкого, эти трубки составляли ритуальный набор с 12 стрелами с кремнёвыми наконечниками, 8 стрел с металлическими и 4 стрелы с костяными наконечниками, напоминающий аналог ритуального пучка перунов славянского бога громовержца Перуна, как ваджра бога Ирдры, гадательные прутья скифов, фасции этрусков и римлян.
В погребении вождя учёные обнаружили нагрудник из золотых и сердоликовых и бирюзовых бусин.
2 золотые ленты, украшавшие голову (диадема), 5 золотых ободков, видимо браслеты, 2 золотые серьги,
крупные золотые бусины, кольца с сердоликом, серебряная спиральная подвеска, медные и бронзовые наконечники копья, кусочки красной охры, два золотых, 14 серебряных сосуда и
каменное навершие в золотой облатке для булавы из горного хрусталя.
На одном из золотых сосудов была выполнена гравировка, изображающая вереницу зверей, идущих справа налево. Дно сосуда украшено розеткой из концентрических кругов, напоминающих лабиринт.
На другом гравированном сосуде изображён горный пейзаж, напоминающий Кавказский хребет и вереница разнообразных птиц и зверей — тигры, барсы, львы, быки, кабаны, утки.
Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. Устья рек изображены на разных сторонах сосуда, под ручками для подвешивания.
В устье реки изображена плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран.
Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение, изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы — землю, воду, горы и небо.
В захоронении также нашли каменный топор и десять бронзовых предметов — плоский нож-кинжал, два плоских клиновидных топора, четырёхгранное шило, кинжал, кирка, топор-тесло, украшения,
серебряные и бронзовые фигурки животных — двух собачек и архара.
В той части, где покоились останки женщин, ученые нашли массивные золотые кольца с декором из сердолика и отдельные драгоценные бусины. Вдоль могилы стен стояли медные чаша, ведерко с ручкой, кувшин, большой керамический сосуд и два котла.
Сегодня все предметы из Майкопского кургана хранятся в Государственном Эрмитаже.
В северном Причерноморье того времени известны многочисленные племена Скифов (Скиөы), Савроматов и Гетов, или Готы, ставшие грозой для соседних народов с половины III века по Р. X.
По Овидию — Скиөы (скифы), Савроматы и Готы говорили одним языком, но на разных наречиях. «Научился говорить и по-готски, и по-сарматски и мог слушать рассказ старика варвара, т, е. скиөа (скифа)», пишет Овидий в своих Понтийских пос. (III, 2, 39 — 40).
С XIII по IV век до н.э., в позднем бронзовом веке, по обе стороны Главного Кавказского хребта существовала кобанская археологическая культура. Название она получила по могильнику, обнаруженному во второй половине XIX века недалеко от села Верхний Кобан. Позднее могильники и поселения кобанской культуры нашли также на территории Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, Чечни и Грузии. Кобанцы занимались земледелием и животноводством, у них была хорошо развита металлургия. Они взаимодействовали с меотами, представителями колхидской и срубной культур, а в VIII—IV веках до н.э. – со скифами и ранними сарматами.
На территории современной Кабардино-Балкарии находится известный археологический памятник Заюково-3, где изучено 87 погребений кобанской культуры, в Кисловодской котловине — памятник Клин-Яр, где были найдены поселение и некрополь кобанской культуры. Но при хорошей археологической изученности кобанской культуры генетика ее носителей изучена мало.
Предыдущие исследования показали, что у мужчин встречалась гаплогруппа Y-хромосомы R1b, распространенная в древней Евразии, в том числе у древних киммерийских, скифских и сарматских кочевников, и гаплогруппа Y-хромосомы G2a, обнаруженная в ближневосточных и европейских неолитических культурах, а также у современных осетин, балкарцев, карачаевцев и сванов.
Представители кобанской археологической культуры оказались генетически связаны и с жителями Кавказа эпохи ранней бронзы, и населением раннего железного века, а также и с некоторыми современными популяциями: к такому выводу пришли палеогенетики, проведя полногеномное исследование останков пяти носителей кобанской культуры и одного носителя ранней аланской культуры, погребения которых были найдены на Северном Кавказе.
В новом исследовании российские палеогенетики установили, что кобанцы генетически близки к представителям куро-араксской и майкопской культур (ранний бронзовый век), и к представителям аланской культуры (железный век). Также в генофонд кобанцев внесли вклад европейские скифы. Эти результаты подчеркивают роль носителей кобанской культуры как генетического «моста» между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе и соответствуют современным представлениям об участии кавказского генофонда в происхождение аланов.
Сходства археологических культур Крыма и Северного Кавказа.