Наши предки называли май «месяцем цветов и любви»; связывали древние майские обычаи и обряды с культом расцветающей природы: «Март – с водой, апрель – с травой, май – с цветами». Из-за буйства сочных майских трав и цветов они дали этому месяцу имя — «травень», цветень (квитень), Ярец, муравник (мур — трава-мурава).
Слово «май» к нам пришло из Византии, от греков, позаимствовавших это слово у этрусков.
Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Этруски, а затем и римляне чествовали Майю и Майуса 1 мая. Римляне отождествляли этрусскую Майю с древне-италийской богиней Конкордией, имя Concordia означает «согласие», «сердечные взаимоотношения», «лад в семье».
По свидетельству старинного «Русского азбуковника» на Руси май был посвящён Ладу и Ладе. «О, май, приди со всеми твоими цветами и зеленью, добро пожаловать, о, прекраснейший, самый свежий май, дай мне свою свежую зелень и надежду на счастье».
Эллины считали Майю (др.-греч. Μαῖα — «матушка», «кормилица»; лат. Maia) одной из многочисленных богинь плодородия, она к нам пришла от греком с Православной верой. Русский меткий ум тут же связал имя нимфы Майи с глаголом «маяться».
«Маяться» значит «томиться», а не страдать, как трактуют некоторые филологи. Томление означает созревание, ожидание счастья, чуда, второго пришествия. Мы видим, как умершая зимой природа весной снова пробивается к жизни через набухшие почки, через благоухания жасмина и сирени, через зелёные травы, через мысли и желания. В мае начинается чудо весеннего возрождения природы, начинается новый круг развития из зародыша маленького зерна. И каждый годовой круг жизни – это новая надежда на то, что бытие, наконец, обретёт смысл.
Май для русского православного человека – это мост между Пасхой и Троицей. Это время максимального томления святых апостолов по Спасителю, которое заканчивается для них в Пятидесятницу сошествием Духа Святого.
Однако май считался непостоянным и самым тяжёлым в году:
Май — коню сена дай, да на печь полезай, и холодно, и корму нет.
Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден!
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Захотел ты в мае добра!
Захотел ты у мужика да в мае перепутье, то есть попросить еды на дорогу.
Считалось, что в мае не надо устраивать ни помолвки, ни свадьбы, не делать в мае никаких новых начинаний, не принимать важных решений потому, что «всё равно одна маета выйдет…».
В мае родиться (жениться), век промаяться.
В май добрые люди не женятся. Крестьянские свадьбы бывают осенью, по окончании работ, а в мае полевые работы только начинаются.
Рад бы женился, да май не велит.
Ай, ай, месяц май — и тепел, да холоден! Май обманет, в лес уйдет.
«Май смаит»,
«Майское тепло ненадёжно»,
«Зацвела черёмуха – идёт похолодание».
Апрель — учись, учись да прей, май — гуляй, июнь — учись, учись да плюнь, июль — собирай книги в куль (семинаристам и школярам).
Примечали в мае погоду и строили планы на урожай:
«Туманы в мае обещают плодородие, грозы – к обильному урожаю, а если град – жди градобойное лето»,
«Май холодный – год хлебородный», «Если в мае много дождей, то их мало будет в сентябре» (и наоборот),
«Если начало мая тёплое, в конце будут холода» (и наоборот),
Дождь в мае хлеба поднимает»,
«Сколько в мае будет дождей – столько лет быть урожаю».
«Запел соловей – пошла весна на убыль, а лето на прибыль»,
«В мае занимается предлетье».
Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Майская трава и голодного кормит.
Одна майская роса коням лучше овса. Апрель с водою, май с травою.
Май холодный — год хлебородный.
Малая птичка соловей, а знает май.
Два Николы в году: тёплый и холодный; два Егорья (Юрия): холодный (Юрьев день — 9 декабря (26 ноября по старому стилю) и Юрий голодный (вешний, 6 мая).
Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою.
Овес и пшеницу сей, ранние, с Николина дня (9 мая), поздние, с Пахомиева (15 мая).
Лягушка квачет, овес скачет.
Никола вешний с теплом. Никола тёплый.
Велика милость Божья, если в Николин день дождь польёт.
С Николы вешнего сади картофель.
До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи.
От Николы осталось 12 морозных утренников, коли не весной, то до Семена дня (1 сентября).
Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны).
Егорий с ношей, Никола с возом (25 апреля).
Городи городьбу после Николина дня (околицу).
В Николин день без вожжей поезжай (распутица). Выгоняют лошадь на починки, на пашнину, на ночной подножный корм.
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле. Праздник конюхов в Белоруссии. Никольская неделя с ветром: выжигают нивы.