10 августа 1913 года в Харбине завершил свой кругосветный велопробег 25-летний русский спортсмен Онисим Панкратов. Путешественнику была устроена торжественная встреча с оркестром и комендантом города. Харбинское общество спортсменов преподнесло ему лавровый венок и почётную ленту.
Идею совершить кругосветное путешествие подал юноше его отец, а претворить заветную мечту в жизнь подтолкнула заметка в газете. Спортивные организации России поддержали Панкратова, и в начале лета 1911 года состоялись торжественные проводы русского велосипедиста в кругосветное путешествие.
Онисим Петрович Панкратов родился 21 февраля 1888 года в крестьянской семье из Пензенской губерни, а в 1906 году переселился в Харбин. Панкратов вступил в Харбинское общество спортсменов и заодно в Добровольное пожарное общество и через три года он стал профессиональным пожарным. Весной 1910 года он увлёкся велосипедным спортом и к концу сезона стал лучшим гонщиком на циклодроме (так назывался велотрек). Всё вместе и родило идею совершить кругосветное путешествие на велосипеде.
Только вперёд.
Путешествие началось в июле 1911 года в Харбине, а уже 6 декабря 1911 года наш путешественник добрался до Петербурга. Его велосипед, нагруженный багажом, преодолел тысячи километров сибирского бездорожья. Онисим Петрович не задержался долго в Северной столице, и урегулировав финансовые проблемы, он отправился дальше, пересёк границу Российской империи и через Кенигсберг приехал в Берлин.
Узнав, что за 20 лет до его путешествия намеченный им маршрут был пройден другими велосипедистами, Панкратов проехал Европу маршрутом, напоминающим цифру «8»: через всю Германию, Швейцарию, Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию, а затем опять – через Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию. Столь запутанный маршрут приводил его снова во Францию.
Однако злоключений ему хватало: в Турции он был избит и арестован полицией, в Италии он переболел малярией, его обвинили в шпионаже и тоже арестовали, а швейцарцы просто сочли его сумасшедшим, который собрался штурмовать заснеженные альпийские перевалы, они забыли, что 100 лет назад заснеженные Альпы успешно прошли войска А. В. Суворова.
Спать русскому путешественнику очень часто приходилось просто под открытым небом, из еды у него нередко были только хлеб и вода, но эти трудности его не останавливали…
В начале 1913 года на пароходе он переплыл пролив Па-де-Кале и достиг Англии. Дальше вновь был пароход, который доставил его в Америку. По маршруту Нью-Йорк – Чикаго – Сан-Франциско он пересёк США, снова сел на пароход до Японии. На своём велосипеде Панкратов объехал Японию, Корею и Китай, а 10 августа 1913 года его встречал восторженный Харбин.
На прохождение всего маршрута русский спортсмен затратил 2 года и 18 дней, преодолел 50 тысяч километров, сменил 53 покрышки, четыре седла, два руля, 11 цепей и 750 спиц. В конце 1913 года международная федерация велоспорта наградила его почётной наградой.
Вернувшись из кругосветного путешествия на родину, Онисим Панкратов немного отдохнул и отправился к друзьям в Москву, а потом в Петербург, где выучился управлять автомобилем и сдал экзамен на механика-водителя. Вероятно, мы бы стали ещё и свидетелями его путешествий на автомобилях, но в историю вмешалась Первая Мировая война. Онисим Панкратов поступил в армию вольноопределяющимся, и 20 июня 1914 года стал курсантом Гатчинской военно-авиационной школы. За годы службы Панкратов был награждён Георгиевскими крестами 1, 2, 3-й степеней и Георгиевской медалью. Приказом по армиям Западного фронта от 24 августа 1915 года Панкратов был произведён в прапорщики.
27 августа 1916 года стрелок-наблюдатель Панкратов вместе с французским пилотом Анри Лораном вылетел на перехват немецких истребителей. В бою они сбили один самолёт, но и сами были сбиты и погибли. Высочайшим приказом от 1 октября 1916 года Панкратов посмертно был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
Уроженец Псковщины Глеб Травин пять лет готовился к 10-тысячному велопереходу по СССР, за это время он проехал тысячи километров по Псковской земле. Изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело во время службы в армии. После окончания службы отправился на Камчатку, где продолжил свои тренировки на армейском складном велосипеде «Лейтнер»
В велопутешествие Глеб Травин (1902-1979) отправился 10 октября 1928 года.
До Владивостока он доплыл пароходом, затем по суше на велосипеде через Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-западную часть России — 17 тысяч километров вдоль сухопутных границ Советского Союза.
Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке, пешком — 10-13 тысяч километров. Побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Закончилось путешествие возвращением на Камчатку.
Велопутешествие Глеба Травина длилось три года, за это время на велосипеде он прошёл 30 тысяч километров
Велосипед, винчестер, компас, документы и фотоматериалы Глеба Леонтьевича Травина хранятся в Псковском музее-заповеднике. В честь арктического велоперехода Травина комсомольцы Чукотки в июле 1931 года установили памятный знак на мысе Дежнёва.
Во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат на вокзале, на территориях крупных парков и заповедников. Во многих городах Европы велосипед можно взять напрокат бесплатно, вероятность «угона» железного коня отсутствует благодаря своеобразной, легко узнаваемой раскраске велосипеда.
В Амстердаме существует специальная гостиница для велосипедистов, в которой есть вело-мастерская и разработана специальная программа велосипедных экскурсий по городу.
Современные инженеры — конструкторы велосипедов разработали около 15 видов специальных велосипедов, для различных условий применения.
Сегодня почти 95% всех велосипедов мира производится в Китае, благодаря тому, что большинство мировых фирм-производителей велосипедов перенесли своё производство в Китай, страну с дешёвой рабочей силой.
Рекорд скорости на велосипеде составляет 268,83 км/час. Этот рекорд был установлен велосипедистом Фредом Ромпельбергом из Нидерландов на Бонневильской соляной равнине в США, штат Юта. Едущий впереди гоночный автомобиль, разрезая воздушный поток, помог голландскому велосипедисту установить этот скоростной рекорда.
Самый большой в мире велосипед «Франкен-сайкл» был построен в Калифорнии Дэйвом Муром в 1989 году, высота велосипеда — 3,40 метра, а диаметр колеса — 3,05 метра.
Самый большой в мире трёхколёсный велосипед «Диллон Колоссал» также собрал Дэйв Мур из Калифорнии в 1994 году. Диаметр задних колёс велосипеда Дэйва Мура составлял 3,35 метра, а переднего колеса — 1,77 метра.
Самый длинный велосипед сконструировал Терри Тессмана в 1988 году в Новой Зеландии. Длина велосипеда — 22,24 метра, он весил 340 килограммов и был рассчитан на 4 человека.
Изобретатель Невилл Паттен из Австралии создал в 1988 году самый маленький в мире велосипед, диаметр колёс которого составлял всего 1,9 см. и проехал на своём творении больше четырёх метров.
Швед Питер Розенталь в 1996 году собрал самый маленький в мире одноколёсный велосипед высотой 20 сантиметров и диаметром колеса 1,8 см! Интересно, что шведский умелец также проехал на своём велосипеде 4 метра.
Вот это Да! Действительно фанат и герой! Мне кажется, что современные люди уже на такое не способны, мельчаем, к сожалению.